Печать

О книге Ю. Куранова «Дело генерала Раевского» и не только

Роман Ю. Куранова: «Дело генерала Раевского» написан в 1996году. Многопланов, состоит из нескольких частей. Суть происходящего вкратце, в той или иной мере дублируется последующими частями. Основное описываемое автором событие – русско-французская война 1812 года, рассматриваемая по прошествии длительного времени интересующимися историей людьми, в том числе прямым потомком генерала Н.Н Раевского Олегом, у которого сохранились письма Раевского. Судьба свела автора книги, от лица которого ведётся повествование, с Олегом. Рассматривая роль Н.Н. Раевского в войне, Ю. Куранов мастерски выводит в книге сразу несколько сюжетных линий:
- историческую,
- личностную,
- семейную,
- религиозную,
- социальную,
- общечеловеческую,
- природную,
- детективную.

Самое интересное, что я для себя открыла в «Деле генерала Раевского», это поставленный Ю. Курановым диагноз русской неразберихи и беззакония.
Две основные причины оных – богатство нашей территории и богатство человеческого ресурса.
На западе людей берегут из-за небольших территориальных размеров государств. Нет людей – нет страны. Доверять же управление небольшим государством бездарным руководителям и неумной, жадной политической элите чревато скорым распадом государства. Сгубят сдуру.
А в России – чего ж! Император Александр в ответ на угрозу войны 1812 года, в разговоре с французским послом, сказал тому, что отступать будет до Камчатки.
Властные структуры боятся талантов и уничтожают их как сложных, непредсказуемых для власти людей, что прослеживается со времён Ивана Грозного. Но используют при необходимости.
Непривычен взгляд на историю нашу, на основные исторические фигуры и даже на признанных классиков русской литературы.
Обозначая противоречие между московским сердцем страны и обустроенной Петром «Пальмиры» – Санкт-Петербурга, её католическим прагматизмом и чиновничеством, Ю. Куранов восстанавливает детали картины Наполеоновского нашествия в 19 веке, предполагая, что нашествие это было спровоцировано Римским католичеством, как и Пугачёвский бунт и восстание Стеньки Разина.
С разных сторон показывая фигуру М.И. Кутузова, сопоставляет два противоположных взгляда на деятельность этого человека: с одной стороны умный, хитрый, битый, опытный политик и полководец, с другой – возможно, думающий о себе более, чем о стране своей и людях, и продажный, может быть, человек.
Победа в этой войне осуществилась не «потому», а вопреки. Вопреки предательству, трусости, воровству чиновников. Благодаря мужеству народа нашего и таких героев-полководцев, как Раевский, Ермолов, Дохтуров, Платов, Багратион, Остерман-Толстой.
В 1996 году Ю. Куранов прозорливо предупреждает об опасности использования в Европе, да и в России – дешёвых рабочих рук, приглашаемых из-за границы людей. Говорит, что при определённом количественном соотношении мигрантов и основного населения в стране происходит качественное изменение социума.
Высказывает опасения о том, что чиновничество сгубит государство.
Доводы его основательны и прогнозы сбываются, подтверждаются временем.
Он против любых революций, хотя приветствует героизм и честность в отношениях даже среди тех людей, с которыми у него нет общих идей.
Относительно народов восточных – устами Н.Н. Раевского говорит о ненадобности участвовать в их разборах – будем зря тратить силы.
Когда я была в музее г. Багратионовска, Калининградской обл. и рассматривала фотографии и документы времён конца 19 века, то была удивлена тем фактом, что медалями за самую кровопролитную битву в прусско-русско-французской войне в 1807г., битву при Прейсиш-Эйлау – награждали воинов обеих противоборствующих сторон, хотя победителей как таковых не было.
Такое же недоумение и переживание встретилось мне в книге Ю Куранова.
Бородино. Чем гордимся? Количеством убитых. Что за кровожадность такая? Происходит бойня с обеих сторон, а мы восхищены.

Даже по нынешним временам не всякий решится написать столь смело и доказательно, как Ю. Куранов. Не представляю, как книгу разрешили издать.

Книга – не бесспорна. Она остро современна, высвечивая нынешние проблемы.

Принципиальность Ю. Куранова, его служение культуре, искусству, истине,
я противопоставляю происходящему в г. Калининграде. Людям, которые пока
на словах гордятся своим соотечественником, но что будет вскоре?

В библиотеке имени А.П.Чехова города Калининграда 18 февраля 2016 года состоялась встреча творческой интеллигенции Калининградской области.
Тема встречи: «Два портрета: Агнес Мигель и Николай Арсеньев. Ответственность и память».
Я прочитала информационный бюллетень встречи – материалы белаловского четверга и ахнула.
Казалось бы, что безобидней? Все хотят мира, служат искусству, как умеют, там, где родились.

В Кёнигсберге – нынешнем нашем Калининграде, жила немецкий поэт Агнес Мигель. На улице сержанта Колоскова с 1992 года висела посвящённая ей мемориальная доска. Доску сняли в декабре 2015 года.
Ставится вопрос – а не установить ли доску снова? И выносится отрицательная резолюция. Поэта обвиняют в приверженности фашизму.

Заодно осуждается Сэм Симкин – за то, что перевёл стихи Агнес Мигель с немецкого на русский язык, за его деятельность в поэтическом кружке «Родник» по воспитанию молодёжи якобы в духе про западничества. Осуждается установка памятника Сэму Симкину в парке г. Зеленоградска, а заодно и установка памятника Адаму Мицкевичу в том же парке г. Зеленоградска.

Потом ещё интересней. Приветствуется Николай Арсеньев, который до 1944 года служил в Кёнигсбергском университете, привожу выдержку из текста бюллетеня: «Сегодня это кажется удивительным, но Арсеньеву удалось низвергнуть в Кенигсбергском университете идол Канта…». Далее по тексту осуждается Кант.

Вот это, с моей точки зрения – «ни в какие ворота…»! Кант-то чем помешал, с его удивительными звёздами над головой и моральным законом в человеке?

Происходит попытка от общечеловеческих ценностей перейти к извращению, к поиску врагов.

Все вышеупомянутые люди были значительны для общественной жизни того времени, в котором жили, а поклониться мыслителю И. Канту к его могиле приезжают люди со всего мира.

В позиции собравшихся, уважаемых в Калининграде людей, прослеживается отнюдь не самостоятельность мышления, не дальновидность, а – необъективность, политическое приспособленчество, если не сказать хуже. Люди, что с вами?
Борьба с памятниками? Да поставьте памятники всем. И Арсеньеву Николаю, как серьёзному философу-богослову. Зачем отвергать лучшее в европейской и российской культуре?

Страшное слово «фашизм» особенно актуально в нашем городе в наше время. Во всех его ненавистнических аспектах отвратительно. Лучшие мировые деятели искусства и культуры в самые сложные времена помогали друг другу.

Начинается борьба за власть в литературных кругах? Или продолжается?