Елена Ким, ведущий научный сотрудник Картинной галереи Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль", кандидат искусствоведения

Князь Лобанов-Ростовский против музея Ростовского кремля. Продолжение темы
В газете «Известия» от 24 марта 2016 г. была опубликована статья Е. Коробковой «Князь Лобанов-Ростовский против музея Ростовского кремля». Этот материал не остался незамеченным, вызвал дискуссию в социальных сетях, причем не только среди музейных профессионалов. Решающую роль в этом интересе сыграли как широкая известность самого Никиты Дмитриевича, так и неожиданные высказывания в его адрес директора Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровской. В продолжение темы предлагаем материал, подготовленный сотрудниками Ростовского музея, которые, как оказалось, имеют отличную от директорской точку зрения на подаренную коллекцию.
Самый популярный вопрос, который чаще всего задают журналисты князю Н.Д. Лобанову-Ростовскому, такой: «А почему Вы, человек небедный, свою коллекцию русской театральной графики конца XIX – первой половины ХХ вв. решили продать в Россию, а не подарили?» Опубликованная статья лучше всяких объяснений отвечает на этот вопрос, поскольку в ней рассказано о том, что порой случается с дарами и дарителями.
Почему в Ростов?
У этого дарения в Ростовский музей была своя предыстория. Князь Н.Д. Лобанов-Ростовский в 2001 году на собственные средства создал частный Дом-музей Лобановых-Ростовских в парке Фили в ответ на предложение московского правительства. То же московское правительство (правда, в другом составе) спустя десять лет, сообщив, что договоренности с предыдущей администрацией юридически не обоснованы, предложило князю вместе с музеем покинуть территорию парка. Вот тогда-то, в октябре 2011 года, Никита Дмитриевич предложил Ростовскому музею принять экспонаты и оборудование упраздненного Музея Лобановых-Ростовских в Филях.
Никита Дмитриевич – потомок ростовских князей. В Успенском соборе, под спудом, покоятся его далёкие предки, а иконы святого благоверного князя мученика Василька Ростовского есть почти во всех ростовских храмах и монастырях. Неслучайно в свой самый первый приезд в Россию в 1970 году Никита Дмитриевич посетил и Ростов. «Интересно было побывать в этих местах» – эту его запись, датированную 12 сентября, сохранила музейная Книга отзывов. Так что обращение князя в Ростов было закономерным. Кроме того, Никита Дмитриевич надеялся, что сотрудничество с государственным музеем даст гарантии сохранности коллекции, и история с Музеем в Филях не повторится.
Отношение к дарителю
Казалось бы, руководство Ростовского музея должно было обрадоваться возможности приращения коллекции, тем более что за время директорства Н.С. Каровской на закупки выделялись незначительные средства, а в 2011 году на эти цели и вовсе не было потрачено ни рубля. Не менее важной представлялась возможность вовлечения в орбиту музея выдающегося человека, почетного члена Российской академии художеств, известного общественного деятеля, знатока русского искусства, коллекционера и крупнейшего мецената, хорошо известного в музеях всего мира. Еще в 1960-х гг. Никита Дмитриевич начал дарить в музеи США произведения русского искусства, тем самым способствуя его популяризации. Кстати, уникальные документы – акты этих дарений, сейчас переданы в Ростовский музей. А, к примеру, музей Метрополитен, членом которого князь является, ежеквартально высылает ему свои бюллетени – сведения о новых экспозициях, выставках, мероприятиях (теперь тоже в Ростове).
Но, как водится, пополнению фондов в музее не обрадовались – нет помещений для хранения, работать некому, некогда и множество других абсолютно объективных причин. Что же касается возможности общения с выдающимся современником, то, увы, руководство Ростовского музея о крупном деятеле на ниве русского искусства князе Лобанове-Ростовском ничего не слышало. И даже спустя несколько лет общения Н.С. Каровская величала Никиту Дмитриевича «графом».
Выставка
Тем не менее, все же было принято решение о принятии дара в музей, что было письменно согласовано с Министерством культуры. Весной 2013 года коллекция была доставлена в Ростов, а 17 мая состоялось открытие выставки «Дар в Ростовский музей кн. Н.Д. Лобанова-Ростовского». На ней экспонировалось 290 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также уникальных фотографий и документов. Это нетривиальное событие привлекло внимание представителей власти, других официальных лиц, прессы. На вернисаже присутствовали даритель с супругой, специально прибывшие в Ростов из Лондона. Министерство культуры на этом мероприятии представляла директор Департамента культурного наследия Н.Ю. Самойленко, присутствовали также заместитель руководителя Россотрудничества Министерства иностранных дел РФ Г.Л. Мурадов, руководители Ярославской области, Ростова и Ростовского района, а также князь Павел Куликовский, праправнук Александра III и князь Георгий Юрьевский, потомок Александра II.
Вернисаж прошёл на самом высоком уровне, а Н.С. Каровская получила очередной контракт на руководство музеем на грядущее трехлетие.
Хотя после этого события интерес к самому Никите Дмитриевичу и его дарам со стороны руководства музея заметно поутих, он продолжал свои дарения в музей.
Что подарено
Уже сейчас на учет поставлено свыше 1000 предметов XVII-XXI вв., имеющих значительную историческую и художественную ценность. Несомненный интерес представляют гравюры и эстампы русских и западных художников XVIII-первой половины XIX веков (портреты русских царей, виды Москвы и Петербурга), приобретенные, в основном, в Париже, картины, акварели и рисунки XIX-XX вв., в т.ч. художников-эмигрантов (Н. Бенуа, Д. Бушен, Е. Кропивницкий, В. Немухин, Женя Шеф – вот лишь некоторые имена), а также старинные карты России и Европы. Отличается полнотой коллекция афиш выставок русских художников конца XIX-начала ХХ вв., изданных в разных странах мира в последние четыре десятилетия. Необходимо также выделить архивы Лобановых-Ростовских, Вырубовых и других семей, отражающие жизнь русской эмиграции во Франции, Болгарии, Германии, США. Часть собрания отражает жизненный путь самого дарителя – потомка ростовских князей, его многогранную общественную, а также собирательскую деятельность. Еще один раздел дара – произведения декоративно-прикладного искусства, приобретенные Н.Д. Лобановым-Ростовским в разных странах мира (камень, дерево, металл, керамика, ткани, фарфор и пр.), отражающие его художественный вкус и географию передвижений. Никита Дмитриевич передал в Ростовский музей свои награды, начиная с юношеских медалей за достижения в спорте и заканчивая золотой медалью Российской премии Людвига Нобеля, врученной ему 30 марта 2013 г. В музей поступила уникальная библиотека в более чем 500 томов, значительная часть из которых – с автографами. Коллекция отличается органичным единством и полнотой, повествуя посредством действительно разных предметов об удивительной судьбе кн. Лобанова-Ростовского.
Сейчас в музее на обработке находится ок. 14000 предметов (приняты в фонды после письма дарителя в МК). Да, это фотографии, слайды, вырезки из газет и журналов, письма. другие документы, но они представляют огромную ценность для истории русского искусства. Если это не понимать, то можно ли всерьез рассуждать о «профессиональном» подходе к коллекции, как это делает Н.С. Каровская? Думается, профессионалы не увидели бы ничего «почти невозможного» и в организации проведения экспертизы подаренных князем эскизов А.А. Экстер к спектаклю «Фамира кифаред».
Да, есть еще бытовые предметы конца ХХ – начала XXI века, не внесенные, кстати, в состав музейного фонда, а хранящиеся пока как «хозинвентарь». Между тем, музей получил цельный комплекс бытовых предметов превосходного качества, не говоря об их мемориальном характере. Уже прошло 15 лет с момента открытия музея в Филях, и очень скоро все предметы перейдут в разряд винтажных, потом и антикварных, а Ростовский музей будет иметь богатый материал для создания самых разнообразных выставок.
Кстати, о пресловутых сковородках, упомянутых Н.С. Каровской. Как раз в день публикации статьи в музее начался монтаж выставки, посвященной кухонной утвари, причем в одном из главных и самых посещаемых помещений Ростовского кремля – Отдаточной палате. Среди экспонатов есть и сковородки.
Новые дарения
Несмотря на откровенно скандальную ситуацию Н.Д. Лобанов-Ростовский не намерен прекращать сотрудничество с Ростовским музеем. В конце концов, директора уходят, а музей остается. В очередной свой визит в Москву он, как всегда, берет и два чемодана весом 32 килограмма для Ростовского музея. «Чтобы директорше было понятно значение дарения готовлю к передаче старинный серебряный чайник и другие изделия из серебра» – замечает никогда не теряющий чувства юмора князь (кстати, это не первый его дар предметов из драгметаллов в Ростов).
В 2014 году Никита Дмитриевич высказал предложение о передаче двух картин – «Абстрактной композиции» А.А. Экстер (1917-1918) и «Натюрморта с гитарой» Ж. Брака (1928) – на временное хранение с передачей на постоянное в момент открытия Музея Лобановых-Ростовских. И хотя официального ответа от руководства Ростовского музея до сих пор не случилось, князь не теряет надежды и предлагает на этих же условиях еще одно полотно – «Натюрморт с камелиями, фруктами и вином» (1918) кисти И.И. Машкова. Общая стоимость трех произведений, по словам дарителя, составляет около 1000000 €. О своем намерении он официально уведомил руководство музея.

Joomla templates by a4joomla