Печать

Виктор Чернышев.

П л я ш у щ и е б а т ю ш к и
(несколько слов о Богородичном центре Береславского)
В зале громко гремит бравурная музыка, под которую на сцене маршируют люди одетые в священнические ризы, размахивают стягами и хоругвями, выкрикивают речевки, а зал прихлопывает в ладоши, дружно поет и марширует им в такт в проемах между креслами. Так проходят «богослужения» параклитских отцов-богородичников и их паствы. Странное фантасмагорическое действо, надо сказать…
Сегодня на постсоветском пространстве широко распространилась и активно о себе заявляет тоталитарная псевдоправославная секта «Богородичный центр».
Итак, «Богородичный центр», он же: «Автокефальная Российская Церковь, пророка Пресвятой Богородицы»; он же – «Православно-Богородичная Церковь»; он же – «Утешительная Церковь»; он же – «Новая Святая Русь»; он же – «Апокалиптическая Церковь»; он же – «Мария XXI век»; он же – Церковь Святоиерусалимская»; он же – «Вселенская Параклитская Богородичная Церковь»; он же – «Церковь Третьего Завета»; он же – «Святая Российская праведная Церковь»; он же – «Церковь Божией Матери, Царицы Российской»; он же – «Церковь Пречистой Девы»; он же – «Богородичная Держава»; он же – «Пророчествующая Церковь»; он же – «Церковь Божией Матери Преображающейся»; он же – «Церковь Богородичного лона»; он же – «Богодухновенная и Филадельфийская светоносная Церковь Сердца Приснодевы».
Хотя Богородичный центр провозглашает себя единственно истинной православной церковью, но в то же время, как и другие доморощенные секты, она жаждет укрепить свои позиции в обществе за счет им же охаянного Православия.
Так лидер этого движения утверждает, что рукоположен в Катакомбной церкви и что оттуда, от «истинной» Русской Православной Церкви происходит его легитимная преемственность, которую московская патриархия утратила в связи с декларацией митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году. И многие верят подобным заявлениям, искренне считая, что Богородичный центр (далее сокращ. - БЦ) представляет собой оплот Православия.
Не так давно мне на руки знакомые верующие дали почитать как-будто бы православную книжицу под названием «Фортепианное Евангелие Марии Вениаминовны Юдиной» некоего блаженного Иоанна. Дома ее внимательно пролистал. Нисколько не ставя под сомнение большой авторитет самой Марии Вениаминовны Юдиной, ее творческий талант и уникальный дар музыканта, хотелось бы сказать несколько слов о самом эссе «Фортепианное Евангелие...» (Изд. Мир Софии, 2010) –«архиепископа» Иоанна Береславского, присвоившего себе попутно и титул «блаженного». Собственно, авторство, указанное на обложке, так и звучит - «блаженный Иоанн. Не больше, не меньше. Но «блаженный Иоанн» - Вениамин Яковлевич Янкельман - достаточно известная и одиозная фигура, поскольку он является основателем крупнейшей секты в России - «Богородичного центра». В свое время (примерно в 70-х гг.) он находился под духовным влиянием некой «почаевской старицы Ефросиньюшки», которая под конец жизни объявила себя четвертой ипостасью Святой Троицы и предрекла свое воскресение на 40-й день. Сегодня Береславский регулярно «общается» с Божьей Матерью, которая, якобы, диктует ему свои откровения. Он постоянно слышит ее голос, а она является ему в виде серого облачного тела. Таких «откровений» уже собралось свыше 20-ти томов. Но, по большому счету, сейчас разговор даже не о «блаженстве» Янкельмана. Своим очевидным самосвятством он бросает тень на уважаемого человека, издав книжицу, где в своей манере своеобразного литературного жанра вводит нью-эйджеровские словечки, термины, т.н. «береславский новояз», понятный только самому автору. Одним словом, автор пытается убедить читателя, что такой известный человек, как Мария Вениаминовна Юдина имеет непосредственное отношение к церковным самозванцам, одним из которых Береславский и является. Не удивительно, что в очередном опусе «владыки» Иоанна может появиться посыл на то, что среди его тайных учеников и последователей был академик Андрей Сахаров, или А.И. Солженицын, поэт А. Вознесенский и т.п. Безусловно одно - Береславский элементарно может выдавать желаемое за действительное - такова уж его психология. Тут удивляться нечему. Ему это можно как психически нездоровому человеку и простить. По информации сектоведа профессора Александра Дворкина, этот человек имеет II группу инвалидности по шизофрении.
Так кто же стоит у руля данной организации?
В семидесятых годах в среде московской околоцерковной интеллигенции появился Янкельман Вениамин Яковлевич, иудей по вероисповеданию. К этому времени он, по собственному свидетельству, получил музыкальное образование, окончил институт иностранных языков. Интеллектуал, который «жаждал познать истину», а поэтому стал изучать философию, социологию, детально знакомиться с восточно-философскими традициями, эзотерическими учениями, каббалой, изучать древнееврейский язык и даже поехал в каббалистическую школу для своего посвящения (которого он, однако, так и не получил).
Далее, со слов Береславского, он штудирует «Бхагават-Гиту», которая является одним из фундаментальных разделов Веданты, погружается в идеи Парацельса, Беме, в оккультные идеи Е.П. Блаватской, изложенные в «Тайной доктрине», в идеи Сведенборга. Знакомится с трудами русских религиозных философов Н. Бердяева, Д. Мережковского, Н. Розанова, прот. Сергия Булгакова.
В 1997 году Янкельман принимает Крещение в РПЦ и берет фамилию своей жены, став, таким образом, Береславским. В катакомбной церкви он принимает монашеский постриг, а его «архиерейская хиротония» была совершена в раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) по благословению «архиепископа» (в то время уже лишенного сана и отправленного за штат УПЦ) Иоанна Боднарчука.
Тем не менее, «богородичники» всегда стремились заручиться поддержкой Катакомбной церкви, ссылаясь на ее авторитет. Но в «Окружном послании» от 21.05.1992г. схимитрополит Епифаний осудил учение Богородичного центра, и катакомбники отлучили иеромонаха Иоанна Береславского, Петра Большакова и Серафима от святой Православной Церкви за отход от своих епископов в самочинное сборище, неподчинение иерархии Тихоновской ИПЦ и распространение учения о т.н. «Третьем Завете».
Поначалу в Москве этой вновь образованной общине пришлось столкнуться с большой конкуренцией. Возник конфликт с «Белым братством», подобной же деструктивной доморощенной сектой. Новоявленные секты наводнили тогда Москву, это были «лихие» девяностые… Поэтому в 1993г. БЦ заявил, что Богородица благословила для дальнейшей деятельности их центра Петербург, который следует переименовать в Мариенград.
Членам БЦ, как и членам многих других тоталитарных организаций, предписывается аскетический образ жизни. Однако во многом сектантские богослужения носят иступленно-экстатический характер, по форме напоминающие хлыстовские радения, что очень далеко от аскезы. При этом их адепты продолжают везде позиционировать себя как православных.
Так, например, в 1990г. в эту секту удалось вовлечь православного священника Васильева Константина, настоятеля Успенского собора города Каширы. Священник разрешил «пророкам» БЦ проповедовать в храме и даже принимать исповедь прихожан. Кашира наводнилась сектантской литературой, в соборе читались самодельные «молитвы». Константин Васильев, отказавшись от собственной жены и детей, стал «епископом» этой псевдоцеркви, утверждая, что его «хиротонисала» (рукоположила, возвела в сан) в епископы сама Богородица. После этих событий ему запретили проводить службы, а позже и вовсе выселили из Каширы.
Экзальтированный и эсхатологический характер секты БЦ привлекает к ней людей эмоциональных, часто психически неуравновешенных, неустойчивых, заманивая их в постоянное богоискательство через визионерство, поскольку сам ересиарх Береславский и есть главный визионер секты, который якобы постоянно общается с самой Богородицей. Он, в частности, пишет: «Черты настоящего падшего порядка: привязанность к миру, брак, семья, страсти… Новое лоно: хождение перед Пречистой, покаяние, странничество, нищета. Ныне телесное соитие, даже узаконенное, грех не меньший, чем растление малолетних и вожделение к отцу и матери, за что следует соответствующий спрос; Никаких домашних храмов. Странничайте по земле. Но придет час, когда за одну страницу Слова будут отдавать годами накопленное имущество. Говорю вам: час тот придет. Иные побросают свои дома, услышав глас призыва. Не вступайте в браки земные без особого благоволения параклитского иерея. Придет время, когда утробы материнские будут рожать лишь подобия рода человеческого, так что не сможете назвать их людьми, ибо это будут духи злобы, материализовавшиеся в человеческих телах… Попечением о детях своих умножаете грехи их: тысячи бесов проникают в их психику и, как зловредные хирурги, производят поражения и раны; степень привязанности к миру есть степень нелюбви и предательства Христа». Здесь, как видим, все сразу: отречение от семьи, странничество, запрет на брачную жизнь, отказ от воспитания детей…
Центр именуется «Богородичным», потому что в своем ересеучении Береславский говорит о Богоматери как о Божестве. Он называет Богородицу Марию «Превечной Девой, стоявшей при сотворении мира»; «Той, по мановению десницы Которой, созидаются целые миры»; «Которая является Миродержицей Вселенной»; «Той, Которая входит в Пресвятую Троицу» и проч. В уста Богоматери ересиарх вкладывает следующие слова: «В Моем лице вы поклоняетесь Иисусу и почитание, оказанное Мне, возвращается к Нему», «Вы лишены возможности взирать на Сына вне Меня».
Анализируя эти тексты, можно заключить, что те качества, которыми Священное Писание наделяет воплотившегося Сына Божия, присваивается Марии, чего быть просто не может, а любое лицо, подменяющее Христа, это есть а н т и х р и с т. Кощунственно богохульствуя против Бога, богородичники учат о Деве Марии как о Божестве: «Богородица – Матерь Светов». Но Евангелие учит иначе: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный исходит от Отца светов, у Которого нет изменения свыше и ни тени перемены» (Иак. 1:17).
Следует заметить, что Православная Церковь отдает почитанию Богоматери должную высоту настолько, насколько это не противоречит Откровению. Православные почитают Пречистую Деву Марию Богоматерью, Приснодевой, Заступницей рода христианского. Несметное количество икон Богоматери, в том числе чудотворных, присутствуют в наших храмах. Прекрасные и умилительные чинопоследования в Ее честь написаны многими авторами. Но одновременно Церковь стоит на строгом соблюдении меры дозволенного. Спасение рода человеческого совершено Господом Иисусом Христом, о чем нам свидетельствует само Писание, что нет иного имени под небом, которым бы нам надлежало спастись, как имя Иисуса… «Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18).
Но у Береславского все иначе. Начиная с первого видения, Бог являет Себя в мире только через Богородицу, через Ее непорочное сердце. Более того, «Пресвятая Троица видится очами Божией Матери», следовательно, различия между лицами Троицы стираются: «Сын и есть Отец, и Он же Дух Святой» (ересь модализма). Следующим шагом является стирание различий уже между религиями: «Премудрость Божия олицетворяет Себя как единая Мать всех учителей человечества – Будды, Магомета, Рамы, Заратустры и прочих». Таким образом, учение Богородичного центра является очередным перепевом идей движения Нью-Эйдж, замаскированным именем Богородицы и православно-католической обрядностью.
Кстати, о католиках. «Богородичники» согласны с двумя римскими догматами: о Папе как главе Вселенской Церкви и о Папе как «наместнике» Иисуса Христа. Береславский всемерно подчеркивал свою благосклонность к РКЦ (Римо-Католическая церковь). Ответ не заставил себя долго ждать. Уже в начале его бурной деятельности, римский престол обратил на «пророка» внимание, и некий посланник Папы о.Эдмонт даже встретился с Береславским. Ведь давно вожделенной мечтой Римской церкви является подчинение себе Православия. Но паписты скоро поняли, что это не тот «пророк», который может проложить дорогу к желанной мечте. Когда же учение новоявленного «пророка» превысило латинское учение о Пресвятой Деве, паписты поспешно отмежевались от Береславского. Даже характерна такая деталь: в книге Ичилио Феличе «Знамение свыше. Рассказ о Фатиме», на ее титульном листе стоит надпись «Книга издана Римско-Католическим издательством Ордена Отцов Марианов и не имеет ничего общего с науками и деятельностью Богородичного центра».
Особое внимание в секте придается совершению Розария. От имени Богородицы Береславский провозгласил: «Всем, кто будет читать искренним сердцем Розарий, я обещаю Свой Покров и великие милости». Молитвы Розария состоят из трех кругов молитв: радостных, скорбных и славных. Молитвы читаются по четкам. Каждый круг состоит из десяти декад. После второй декады, по перечислению святых, к которым обращается богородичник, есть и такие обращения: св. Франциск Ассизский, моли Бога о нас; св. Луи Гриньон де Монфор, моли Бога о нас; св. Тереза имени Младенца Иисуса, моли Бога о нас. Богородичники именуют себя «синими рыцарями» и в их культе имеется особое «рыцарское правило», на котором произносятся такие возгласы: Слава Богородице, Деве Марии! – Слава! Слава! Слава! Слава рыцарям и женам-мироносицам Ее – Слава! Слава! Слава! Фиат – да будет так! Аминь (7 раз). Завершает это правило «супермолитва», или своеобразная мантра богородичников: «Век святых! Сила праведных!»
Одной из прочих особенностей БЦ в вероучении является религиозное восприятие мира через проблемы сексуальности. Береславский утверждает, что мужчина может быть свободным, лишь освободившись от культа женщины (жены, матери), который держится на генитальном уровне. Женщины в секте находятся на положении людей второго сорта. БЦ учит, что Христа распяли тоже женщины, которые считаются собирательным образом женского начала во всем мире. Самое ругательное слово богородичников – мать. В среде адептов существует мнение, что все женщины «родовые упыри». Поэтому в секте существует тайный чин отречения от матери. Что пишут «богородичники» о женщинах даже неловко цитировать, настолько это цинично и гнусно.
В 1984 году Береславскому было видение, которое и определило пророческую его стезю. Как сам он пояснял, что мистическим образом общался с женщиной, которую отождествил с Богородицей. В подлинности своего визионерского опыта он сумел убедить первых последователей, после чего начал нескончаемым потоком печатать книги с «откровениями» от, по сути, неизвестного источника. Вначале возникли двадцать книг объемом по сто страниц каждая – так называемое «Евангелие от Иоанна» (от себя любимого), или как его еще именуют в секте «Белое Евангелие». С тех пор он активно проповедует наступление эпохи «Третьего (богородичного) завета», когда должны произойти «новые пришествия» Христа, и «святой дух» родится от «богородицы» (что вплотную смыкается с идеями Нью-Эйдж). Конечно же, с точки зрения традиционного Православия подобные «откровения» в корне противоречат Священному Писанию и представляют собой вероучительный подлог.
В лжеоткровениях Береславского искажено и евангельское откровение о Втором Пришествии Христа. Иисус придет незримо, как свидетельствует Новый Завет (Деян. 1:11). А у «пророка» иначе: «В образе Пречистой, ибо Она есть олицетворение Славы Христа. Не Христос будет явлен миру, но Богоматерь с Младенцем на руках». Для перехода в «Т р е т и й З а в е т» ересиарх устами Богородицы объявляет об отмене Страшного Суда и «п е р е з а к л ю ч е н и и» завета со Всевышним, о замене Страшного Суда «тихим сном преображения». Он пишет: «Миссия Пречистой в настоящем и грядущем – отменить Страшный Суд тихим утешительным сном Преображения», «Миллиона присягнувших в России и двухсот миллионов в мире будет достаточно для отмены Страшного Суда».
В самой секте насаждается строжайшая дисциплина и контроль за всем, что делается и говорится; совместное моление и «службы», которые именуются «космическими литургиями», которые длятся чрезвычайно долго, сопровождаются при этом медленными медитационными мелодиями. Существуют и так называемые «пластические молитвы», которые обычно совершаются перед статуей Богоматери и представляют собой медленные синхронные телодвижения, раскачивания, повороты и приседания. Среди культовых действий, таких как «пластическая молитва», выражающаяся в своеобразном танце, есть «священные» танцы и с определенным названием, которые предполагают другие телодвижения, например, «Свет Горний», «Руки Горе», «Свет Немерцающий», «Агница Рыдающая» и т.п. Одним словом – сплошной экспромт «от ветра своей головы». После этого сам Береславский произносит проповедь, а время от времени делаются постановки религиозного содержания. Кстати, проходимец Григорий Ефимович Распутин нашел достойную нишу в секте «береславцев». По своей экзальтации и эксцентричности он мог бы очень органично при жизни вписаться в контекст БЦ, где он и канонизирован, где имеются иконы с его изображением как мученика, приближенного к царской семье, и возносятся молитвы к его «образу». Есть у сектантов и свое военизированное подразделение, так называемый «легион Божией Матери». Сектанты упорно стремятся легализоваться в обществе, старательно маскируясь под представителей Православной Церкви.
Богородичному центру принадлежит ряд «монастырей», коммерческих предприятий, недвижимость, есть даже своя «семинария». Ведутся работы по подготовке к строительству «Белого небесного Иерусалима» в Сибири.
Профессор Виктор Чернышев

Ссылки на сектантские источники:
Венчание на престол. М., 1991.
Дароносица печатей. Омск., 1991.
Ангельский покров. М., 1991.
Откровение Божией Матери за апрель 1991. М., 1991.
Дни святых благословений. М., 1991.
Рыцарь веры №3 за 1993г.
Святой Розарий. Одесса, 1994.