«Очарованная странница» Лидия ДОВЫДЕНКО Лидия Владимировна Довыденко родилась в д. Хомичи Быховского района, окончила историко-филологический факультет ГГУ. В настоящее время живёт в г. Калининграде, работает редактором журнала «Берега». Член Союза писателей России, Союза журналистов России, кандидат философских наук, доцент кафедры экономических наук Калининградского института экономики, автор 19 краеведческих и художественных книг, лауреат литературных фестивалей «Русский стиль» и «Славянские традиции», победитель в конкурсе журналистского мастерства «Слава России», лауреат литературной премии «Щит и меч Отечества», победитель Международной литературной премии «Серебряное перо Руси» - за «Высокое художественное мастерство», первое место в номинации «Познавая союзное государство» конкурса журналистских работ "Беларусь-Россия. Шаг в будущее". Диплом и нагрудный знак «Трудовая доблесть России» - «За труд во славу России», лауреат Всероссийского конкурса журналистских работ «Патриот России»- 2016, «Золотое перо Руси»-2016, медаль имени поэта Николая Рубцова, медаль Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России «За верность присяге» имени генерал-лейтенанта И.Д. Волкова. 1. Все мы «родом из детства». Какие заветы родителей навсегда остались в Вашем сердце? В художественной литературе отцы часто передают наказы своим детям, например, пушкинскому Петру Гринёву – дворянину – отец наказывает: «Береги платье снову, а честь смолоду», Чичиков Гоголя получил от отца убеждение, что «копейкой всё прошибешь», герой романа Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева» получает от отца кредо: «Берегись уныния!» Мои родители также много внимания уделяли нам, троим детям, у меня есть еще два брата. У отца был постоянный призыв к скромности, как известно, украшающей человека. Он знал неимоверное количество пословиц и поговорок, любил читать, все время кого-то цитировал и призывал не хвалить самих себя: «Пусть тебя люди похвалят!» а также «не гоняться за дешевизной». Мама была оптимисткой: «Пусть даже окажется, что ты ешь сухую корку, но думай, что с медом». 2. Почему Вы выбрали профессию учителя русского языка и литературы? Вообще-то я хотела поступить в Минск на факультет журналистики, но я была хорошей девочкой, а мама сказала тогда: «В Гомель». Став филологом, учителем русского языка и литературы, я с огромным удовольствием работала в школе, очень люблю детей – всех, также как и студентов сейчас, с которыми у нас взаимная симпатия. 3. Какими были впечатления от первого урока в Ковчицкой сш? Приехав по распределению из Гомельского университета в Светлогорский район, в Ковчицкую среднюю школу, я сразу начала работать в старших классах, классное руководство - в выпускном десятом классе. У них же был и мой первый урок, кажется с высоты прожитых лет, что он был прекрасным. Я относилась к работе очень серьезно, и ученики это ценили. А кроме того, было много внеклассной работы, художественная самодеятельность. Я читала в глазах детей одобрение, и это было замечательно. 4. Через полгода работы учителем вы были назначены заместителем директора Ковчицкой сш, а ещё через год – директором Королевослободской вш. Какие радости и трудности для молодого специалиста встретили Вас на этом пути? Второй учебный год работы в Ковчицкой школе начался с того, что у нас уволился и куда-то уехал математик. Заведующий районо И.А. Морозов говорит мне: «Надо поехать в Гомель, в университет, и кого-то уговорить перевестись на заочное отделение». Я подумала: «Миссия не выполнима!» Но поехала. Одна милая девушка согласилась, и мы с ней вместе приехали в Ковчицы. Иван Акимович после это эпизода присмотрелся ко мне пристальней и предложил стать директором Королевослободской восьмилетней школы. Я приехала туда и увидела, как бедна школа, нет реактивов и приборов, чтобы проводить опыты по физике, химии, да не было элементарного. Снова иду к заведующему районо, и он пишет на моем заявлении, чтобы мне в школу из магазина наглядных пособий выделили все, что мне нужно. Вопрос доставки решился при помощи председателя колхоза, который жил в Василёвке. Он выделил две машины, чтобы все привезти. Это был небывалый случай в истории школы: магнитофоны, реактивы, наглядные пособия, мебель. Это очень подстегнуло коллектив к работе с детьми. Кроме того, благодаря помощи Правления колхоза, детей стали вывозить на больших автобусах в Гомель, в цирк и в театр. Это тоже поддерживало стимул к хорошей учебе и какому-то новому витку в жизни школы. К тому же я играла на баяне, и у нас по праздникам были прекрасные вечера в школе, где было много взрослых. Мы следили по газетам и журналам за новейшими разработками в области методики преподавания. И вместе с учителем математики Валентиной Брилевской на весенние каникулы мы съездили в Донецк к учителю-новатору, народному педагогу Виктору Федоровичу Шаталову, взяв у него кучу методической литературы, побывав на специальном открытом уроке, а оттуда полетели в Волгоград, где тогда тоже работали последователи Шаталова. Мы щедро делились со всем коллективом тем, что узнали. Потом мой муж закончил Высшее военно-морское училище в Петергофе, был направлен на службу на Балтийск флот. Так мы оказались в Балтийске Калининградской области. 5. Когда вы жили в Ленинграде, представилась возможность значительного карьерного роста. Почему вы ею не воспользовались? В Ленинграде муж два года учился в военно-морской академии им. Гречко. К тому времени старшая дочь училась во втором классе, а младшую удалось устроить в садик. Я поехала в 318 школу, где работал учитель-новатор, блестящий словесник нашего времени, Евгений Николаевич Ильин. У меня было его несколько методических книг, и мне хотелось его увидеть. Я встретила в коридоре маленького, худенького человека и сначала не поверила, что это Ильин, но это был он. Да, невысокого роста, но это истинный богатырь духа, блестящий психолог и великий человековед. Он хотел отказаться от двух классов, так как его приглашали постоянно в поездки по школам Советского Союза и в страны Восточной Европы. И он уговорил меня взять эти классы, несмотря на мое смущение. Это был прекраснейший период в моей жизни – работать рядом с Евгением Николаевичем, также в этой школе было много блестящих педагогов. Меня направили на курсы усовершенствования учителей, и тут я столкнулась с открытой ненавистью к Ильину со стороны формальных методистов. Я мужественно выносила возникшую ко мне неприязнь из-за Ильина, так как я уже была взрослым человеком и могла отличить величие Евгения Николаевича от пигмеев псевдонаучности. Директору школы предлагали Героя социалистического труда, если он уволит Ильина. Но тот тоже держался. Когда наступило время выпускных экзаменов, в школе была кем-то придумана проверка качества знания. Один из двух моих выпускных классов сдавал экзамен по литературе (43 человека) в присутствии 10 членов комиссии (из парткома, горкома, методкабинета, профсоюза, родительского комитета, каких-то еще структур, даже представительница из Академии наук). Все понимали, почему – причина: директор и сторонники Ильина. На экзаменах я тоже ставила свою оценку, но оценивал и каждый из членов комиссии, а потом выставлялась общая. Когда были подведены итоги, после огромного напряжения слезы брызнули у меня из глаз: только три ученика из 43 получили тройки, а остальные «4» и «5». Ошеломлена была не только я, но и все члены комиссии. Представительница Академии наук предложила написать вместе новый учебник литературы, ведь шли уже горбачевские времена. Но это было невозможно, после окончания академии муж снова возвращался в Балтийск, и я с детьми вместе с ним. 6. Помню Вашу просто таки неистовую и преданную любовь к школе и профессии учителя в молодости, почему же Вы оставили школу? Это произошло в 1996 году. С началом перестройки я разработала и утвердила программу по Мировой художественной культуре, была направлена на курсы в Москву от института усовершенствования учителей. Ко мне приходили постоянно на уроки учителя из разных школ и даже приезжали из Калининграда. Мои ученики поступали в ВУЗы, сдавая сочинение на отлично. Все было замечательно, кроме одного: враждебность директора школы и тайное подличанье. Мой авторитет был так велик, что я стала депутатом городского совета, и меня пригласили работать на телевидение сначала на отдельные передачи, а потом я перешла туда окончательно. Со школой рассталась с болью, рыданием, мучительным для меня прощанием с учениками и коллегами. 7. Какую тему и почему Вы избрали для кандидатской диссертации? Моя диссертация называется «Философия культуры Н.С. Арсеньева». Это философ, культуролог, историк мировых религий, эмигрировавший в 1920 году в Германию, 24 года он преподавал в университете в Кенигсберге (сейчас Калининград). Вначале был просто краеведческий интерес, а потом благодаря друзьям из Германии удалось получить шесть книг из его 63 книг и брошюр, которые стали предметом исследования. 8. Какие плюсы и минусы Вы бы отметили в работе преподавателя ВУЗа по сравнению с работой учителя в школе? Минусы – та же несвобода, немыслимая отчетность, бумажная волокита. Плюсы - та же любовь к своему предмету, опора на тех, кто любит и умеет учиться. 9. У Вас много стихов о Балтийске, статей об истории Калининграда, но почему вдруг возникла такая работа, как «Женщины Пруссии»? Когда началась перестройка, в Калининград стали приезжать бывшие жители Восточной Пруссии, которые за помощь в общении – я много переводила с немецкого – дарили мне какие-то книги на немецком языке. Разобравшись в истории Восточной Пруссии, я убедилась в том, что Пруссию и Россию связывали политические, экономические, культурные взаимоотношения. Особенно меня удивило то, что дочь королевы Луизы была женой императора Николая Первого. Так появилась идея – собрать биографии женщин, которые каким-то образом из Пруссии оказались в России, или из России по разным причинам выехали в Пруссию. Это был увлекательнейший исследовательский труд, и многие любят эту мою книгу, содержание которой приводит к выводу: наше женское слово в нашей собственной судьбе не из последних. 10. У вас много работ о русском философе и поэте Н.С. Арсеньеве, что Вас больше всего привлекает в его произведениях? Если коротко, то его спор с Соломоном, утверждавшим, что все проходит. Нет, не всё проходит, не проходят любовь, память, благодарность, подвиг, великие дела, открытия. 11. Ваш приезд в Ковчицкую сш вызвал удивление всей деревни: «Молодая учительница целую библиотеку с собой привезла!» Эта домашняя библиотека сопровождала вас во всех странствиях жены офицера. Сколько сейчас в ней книг, какие из них самые любимые? Я ни разу не занималась подсчетами, сколько у нас в доме книг. Они занимают всю стену в одной комнате длиной 4 метра, в коридоре – такую же стену, и полстены в другой комнате. Я не представляю жизни без книг, несмотря на то, что в числе первых в своей семье и в моем окружении освоила интернет. Мои любимые авторы: Пушкин и Лев Толстой, Николай Гумилев, мой любимый философ - Иван Ильин, и так как я держу руку на пульсе современной литературы, будучи главным редактором литературного журнала «Берега», то мои любимые авторы современности: Николай Федорович Иванов, Сергей Пылев, Геннадий Сазонов, Александр Новосельцев, Анатолий Байбородин, Юрий Серб и многие другие, современные поэты: Владимир Скиф, Сергей Зубарев, Диана Кан, Елена Родченкова и много других. Из публицистики неизгладимое впечатление оставила книга живущего в Лондоне князя Н.Д. Лобанова-Ростовского «Эпоха. Судьба. Коллекция», купленная мною в Петербурге в 2012 году, а сейчас с огромным интересом читаю его новую книгу «Рюрикович в 21 веке». 12. Какие профессии избрали Ваши дочери? Вы хотели бы, чтобы Ваши внучки стали учительницами? Мои дочери обе поочередно окончили экономический факультет Калининградского технического университета, и старшая дочь периодически преподаёт там, совмещая с работой в коммерческой структуре. Младшая получает второе высшее образование, выбрав специальность: бизнесаналитика. Старшая внучка учится на архитектора, а маленькой только шесть лет. 13. Как Вам удаётся совмещать ответственную работу, творчество, домашние обязанности и при этом оставаться очаровательной женщиной? Если мне это удается, то в разные периоды жизни в разной степени. Всегда приходится что-то ставить на второе место. Что же сделать во-первых, на этот вопрос я получаю ответ, когда хоть на небольшое время сяду за шитье, вязание или вышивание. 14. Что бы Вы посоветовали начинающим учителям? Любить свое дело и находить удовольствие в этой нелегкой миссии – нести знания. 15. Какой вопрос вы бы задали себе сами, и как бы на него ответили? Я иногда себя спрашиваю, должна ли была сложиться моя жизнь такой, как она сложилась, со своим счастьем и своими муками, переживаниями, признанием и неприятием, свершениями и наградами, или я могла как-то изменить ее, и отвечаю себе, что не могла. Так и должно было быть: с людьми и для людей, для мира, для служения в нем добру и благородству.
Joomla templates by a4joomla