Печать

Лидия Довыденко
Использование материалов литературного краеведения как средство активизации учебного процесса
В последние годы в образовательных учреждениях нашей области наблюдается увеличение в школьной программе регионального компонента образования. В связи с этим в школах введены новые курсы, связанные с познанием своего края. Вместо понятия “краеведение” в обиход вошло более широкое понятие – “краеведческая деятельность”, которое включает в себя всю сумму знаний о своём крае, его природе, истории, культуре, обществе, а также способы, формы, методы, организации, через которые осуществляется приобретение этих знаний, сведений, наблюдений, т.е. как и кем осуществляется эта исследовательская и поисковая деятельность, как и где, с какой целью используются полученные знания и сведения.
Таким образом, краеведческая деятельность – эта такая область человеческого познания, с которой связан каждый человек, живущий на данной территории. Он может быть потребителем этих сведений и знаний, значит, ему легче будет приспособиться к жизни в этой природной и социальной среде, он эффективнее будет строить свою трудовую деятельность. Но он может быть и активным созидателем новых знаний, наблюдений и сведений и о природе, и об обществе, и о культуре этого края. Краеведческая деятельность многогранна, многопланова, в каждой сфере проявляется по-своему, в настоящее время она подразделяется по основным научным областям знаний (историческое краеведение, географическое, литературное, экологическое, геологическое, этнографическое). У каждой области научного знания есть краеведческий аспект. Краеведение имеет свою систему учреждений и организаций и соответствующих учёных или специалистов. Поэтому в краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый, кто здесь живёт и трудится.
Краеведческая деятельность является одной из приоритетных направлений в работе каждой библиотеки. На протяжении всей истории библиотечного развития, библиотеки занимаются сбором, накоплением, систематизацией документов по краеведению, обеспечивают их библиографическое сопровождение и распространение, осуществляют работу по развитию и удовлетворению.
Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.). Практически эти цели в литературно- краеведческих исследованиях обычно переплетаются.
Цель работы по литературному краеведению основана на изучении произведений художественной литературы в ракурсе региональных особенностей, на использовании совместной творческой деятельности учителя и учеников, их возможностей и интересов в совокупности с разнообразными действиями в плане гармонического развития личности. Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы:
общекраеведческие знания и региональные.
К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России.
Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших.
Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя.
Общекраеведческие знания учащиеся получают во всех классах, но в большей степени в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой.
Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению.
К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.
Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства. Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении.
Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе.
Первый путь - это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса. Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край
Второй путь соотнесения основного и регионального компонента краеведения в преподавании и изучении литературы можно условно назвать контекстным.
Третий путь взаимосвязи основного и регионального компонентов - это путь обращения к сквозным темам, мотивам, образам-мотивам. Этот путь важен учителю возможностью уйти от линейного рассмотрения писателей, обратиться к историко-функциональному подходу в изучении литературы, понимая ее не только как совокупность текстов, а как коммуникативный процесс, в котором активная роль принадлежит читателю, его умению видеть произведения, литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях (т.е. этот путь продолжает первые два).
Таким образом, соотношение основного и регионального компонентов в школьном литературном краеведении через сопоставительный, контекстный и путь сквозных тем, мотивов и образов открывает перед учителем возможности создания новых технологических подходов к изучению творчества писателей, к анализу художественных текстов - подходов, позволяющих учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, сравнить художественные вершины и общий литературный фон, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях, различать географическое, культурное и художественное пространство, видеть роль его в структуре художественного произведения.
Региональный компонент школьной программы по литературе, подобно федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:
а) для чтения и изучения;
б) для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;
в) для внеклассного чтения.
Краеведческая работа является педагогическим средством активизации учебно-воспитательного процесса. Как показывает опыт работы, в современных условиях наиболее эффективной является поисково-исследовательская деятельность учащихся. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:
• -Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты).
• -Литературная обработка воспоминаний участников различных литературных событий.
• -Привлечение библиотек с организацией книжных выставок.
• - Составление библиографии писателей края.
• -Устные журналы и электронные презентации.
• - Обзорные уроки с привлечением записей чтения авторами своих произведений или чтением отрывков из произведений учащимися.
• - Встречи с писателями.
• - литературные концерты.
• - Читательские конференции
• - Литературные диспуты
• Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.
Литературное краеведение - специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем.
Проблемы литературного краеведения:
• изучение жизни и творчества местного писателя;
• изучение писателя-классика (крупного писателя) в плане регионально-краеведческого начала;
• исследование литературной жизни в области;
• область в художественной литературе.

Цель литературно-краеведческого образования – становление духовного мира школьников, развитие его нравственного и эстетического уровня в непрерывном совершенствовании, реализация его творческих возможностей. Литературное краеведение призвано приобщить учащихся к изучению культуры своего края, воспитывать у них чувство гордости за свою малую родину.