Печать

Лидия Довыдекно
Легендарная радистка легендарной «Алекмы»

Алина Александровна Лемешко хорошо известна на вспомогательном Балтийском флоте. В 2016 году исполняется 50 лет, как она начала работать радисткой на танкере «Олекма», За круглой датой стоит наполненная событиями, трудом, буднями и праздниками, свершениями и наградами жизнь. 40 лет ходить в море! Это не каждый мужчина может выдержать. А кто был первой женщиной, закончившей Калининградское мореходное училище? Конечно же, Алина Лемешко. А кто лучшая радистка ВМВ? Тоже Алина Алесандровна.
Она родилась 6 марта 1939 года на Сахалине. Когда заболела мать, по совету врачей семья переехала на родину родителей в Белгородскую область. Там Алина закончила среднюю школу. Вначале хотела поехать с двумя подружками в Харьков, чтобы поступать в медицинский институт. Но в это время раздался призыв комсомола к молодежи об освоении целины. Услышав по радио о том, что целым классом молодые люди уезжают на целинную стройку, Алина на большой перемене предложила одноклассникам поддержать этот почин. И больше половины класса, 14 человек написали заявления и по комсомольской путевке поехали в Казахстан. Приехали, разместились в палатках прямо в поле, начали строительно-монтажные работы. Это место, где 17-летние ребята начали обживаться, назвали станцией Целинной. Строили узкоколейку из Кустанайской области в Акмоленскую, и по этой железной дороге вывозили хлеб. А его было очень много. Через каждые 8 минут шел по железной дороге состав с хлебом. И, тем не менее, весь не успевали вывезти, в полях оставались целые гурты, которые присыпало снегом. Это были 1956-1957 годы. Зимы стояли очень суровые. Мороз в сорок градусов не пугал Алину Лемешко. Она строила вокзал, школу, садик, и одно- двухэтажные жилые дома. Палатки присыпало снегом, но топили печку, на которой готовили и пищу. Алина на целине освоила профессии путейца, маляра, штукатура, каменщика, что пригодилось потом в обустройстве своего жилья и родственников, друзей.
В Казахстане Алине предстояло переехать на новую стройку. К тому времени в Балтийске поселилась сестра Катя, которая позвала к себе Алину, скучая без родственников. Позже Катя все-таки вернулась на свою родину, а Алина прикипела сердцем к морю и морякам. Она ходила на пирс и любовалась стоявшим там танкером «Олекма». Он казался ей красавцем-белым лебедем. «Палуба зеленая, - рассказывает Алина Александровна, - тенты голубые. Как мне хотелось побывать на этом судне! Но я думала, что это невозможно».
Когда молодая девушка приехала в Балтийск в 1961 году, она вначале устроилась на работу в домоуправление. Узнав о курсах радисток в ДОСААФ, пошла учиться, потому что еще в школьные годы интересовалась азбукой Морзе. Курсы тогда стоили 40 рублей. Через 6 месяцев Алина освоила азбуку Морзе, прием и передачу радиограмм. На практике, на почте, она давала телеграмму в Калининград и была единственной из всей группы, кто смог это сделать. Это дело нравилось ей, увлекало, успех вдохновлял. И тут появилось место радиста на спасательном корабле. Алину не хотели отпускать из домоуправления, уж очень жаль было расставаться с таким добросовестным работником. Но Алина уже предчувствовала, что станет хозяйкой эфира. Правда, когда пришла в радиорубку, количество приборов ошеломило. Она испугалась, что не сможет работать, но ей сказали: «Мы тебя научим, и будешь лучшим радистом флота». Алина осталась, и действительно, через полгода ее портрет уже висел на доске почета. Потом ее пригласили работать на судно размагничивания. Но прошло совсем немного времени, как сбылась мечта Алины, она пришла на «Олекму». Это было в 1966 году, и с тех пор она сорок лет не разлучалась с танкером.
Первый поход сопровождался жестоким штормом. Это было в Бискайском заливе. Боялась, что не выдержит, а потом за работой перестала замечать непогоду.
Не так легко было поступить в мореходное училище на заочное отделение, но настойчивостью своей и благодаря поддержке окружавших ее людей она получила первый диплом радиотехника с женским именем.
Она обеспечивала связь между кораблями, с берегом, с флотом, принимала и отправляла радиограммы. Ее первый начальник радиостанции Сергей Сивачев помогал и поддерживал. Алина оценила дружбу и взаимовыручку в коллективе. И сама она творчески вносила свои предложения по организации жизни и быта в 6-8 месячных походах. Она придумывала поздравления с днем рождения в море по радио, с неожиданно звучавшими записями пожеланий родственников, концерты для именинников, соревнования по различным видам спорта, социалистические соревнования между специалистами. И неизменно ее в коллективе избирали комсоргом, а позже - профоргом. На «Олекме» она стала лучшим радистом военно-морского флота. Будучи профоргом, она вникала в такие подробности, как запасы пресной воды, разнообразие продуктов, наличие спецодежды, постельных принадлежностей, фондом библиотеки и наличием художественных фильмов. Следовало все предусмотреть, чтобы в походе упущение не обернулось плохим настроением, немаловажным фактором успешного решения поставленных задач. Начальник радиостанции Аркадий Чепор называл ее человеком долга и всегда мог на Алину положиться.
Было очень много визитов дружбы в разные страны. «Олекма» первой совершила заход в порт Саид, в республику Нигерию. «В каждой стране, - вспоминает Алина Александровна, - к нам очень хорошо относились. Идешь по улице в каком-то порту, а тебя приветствуют: «Рус! Корош!», то есть хороший. «Советикус! Корош!» Было очень доброе отношение. Встречали моряков советские представительства. «Они испытывали гордость за нас, до слез были теплые встречи!» - вспоминает Алина Александровна.
На Кубу танкер ходил много раз. Там возили моряков на экскурсии в исторические места, индейская деревня оказалась очень интересной, крокодилий питомник поразил, отдыхали в бамбуковой роще, в горах, красота которых произвела неизгладимое впечатление. На встречах с женщинами Кубы тоже было очень интересно. Рауль Кастро подарил Алине свою фотографию, где он еще совсем молодой, с женой и детьми. Ездили на рубку сахарного тростника. На этой нелегкой работе используют инструмент, похожий на серп, только побольше – мачета. Кубинцы завозили на танкер горы фруктов, всю ночь, бывало, грузили. А мороженого загружали столько, что хватало почти до самого дома. На пляж возили одну группу до обеда, вторую – после обеда. Целый месяц отдыхали на Кубе.
Однажды Алина за ракушками, которые она очень любит, собрала целую коллекцию, отправилась на необитаемый остров. Весь берег был усеян крабами и ящерицами. Ступить негде. И когда начинаешь двигаться, они врассыпную убегают. «Вдруг я слышу рев, будто тигры между собой дерутся. Испугалась, но все же двинулась вперед по острову. А ревели, оказалось, не тигры, а вода в гроте», - смеется Алина Александровна. Целый мешок насобирала ракушек и марокатов. Это такой серый сухой плод в кулак размером, но очень красивой продолговатой формы, гладкий, а внутри семена при встряхивании ударяются о стенки, наподобие погремушки. На Кубе он используется как музыкальный инструмент. За каждой ракушкой воспоминание. Вот жемчужная ракушка. Это очень большая створка, в которой зарождается жемчужна. Эта створка так красива, как будто полита черным перламутром. Вот ракушка Венерин хвост со своеобразными отростками. С полки Алина Александровна достает обезьянку, вырезанную из кокоса, рыбку, которая оказывается маленькой шкатулкой, рюмку, вырезанную из черного дерева, изящную статуэтку из того же материала. Все эти экзотические предметы – подарки с «Олекмы». А вот маленький альбомчик от Карлоса и Люкоса, мальчиков с Кубы. Приходили на корабль, и моряки их угощали. А в городе встретятся, за руки здороваются. А вот диплом от Нептуна. Очень весело было, когда экватор проходили. Нептун со всеми общался, расспрашивал о жизни на корабле. В купели всех окунали. Алина была виночерпием и встречала морского царя дарами. А черти ее аккуратненько в купель опустили, а не так как других бросали.
«А какая красота на Дохлаке, на острове. Знаменитость Дохлака – осел, вот он на фотографии. Приходил к берегу, и мы кормили его хлебом. Какие он колючки ужасные ел, как же у него во рту там крепко. А вот такие мины плавали, когда мы там ходили, - показывает Алина Александровна следующую фотографию. - Вот передатчик такой был у нас тогда.
Ныряли мы с масками в воду, и не передать словами красоту подводного мира, его яркие краски и разнообразие. Огромные баракуды, и сколько змей, против в яда которых еще не выработаны сыворотки. Сколько ракушек!» - с восхищением говорит Алина Александровна. - А вот на этой фотографии участники Олимпиады в Хельсинки. Мы тогда нашу команду на поезд провожали и фотографировались со спортсменами».
Но походы в море – это не бесконечный праздник, как это может показаться.
Суровое испытание ожидало Алину Александровну в Красном море. Это было настоящее боевое крещение. Задание по обеспечению безопасности гражданских мореплавателей было выполнено. «Олекму» сменил танкер «Лена». Вышли к Суэцкому каналу в 18 часов, а за 15 минут до 24 часов на танкер напали неизвестные катера и обстреляли из гранатометов и пулеметов. Пираты изрешетили борт, разгромили радиорубку. Чудом «Олекма» не взлетела на воздух. Пары от топлива в пустых трюмах могли легко воспламениться.
«Смотрю в иллюминатор, - вспоминает Алина Александровна, - летят снаряды в сторону танкера. Раздался грохот. Я выскочила из каюты и побежала к радиорубке. Летящие пули выглядели светящимися нитями, но я проскочила. У меня не было чувства страха, хотя тревога поселилась тогда, когда замполит побежал за пистолетом. Начальника радиостанции Михаила Григорьевича Новикова убило снарядом, он лежал мертвым около радиорубки. Пробило передатчик средних волн и попало прямо ему в живот, выбило печень. Он несколько раз крикнул: «Помогите!» и скончался. Начался пожар. Стали тушить огнетушителем. Я, вся в этой пене, быстро выключила свет. А капитан приказал работать в открытом эфире. Я сразу вышла в эфир, хотя оборудование пострадало, и стала передавать о том, что «Олекма» подверглась нападению неизвестных катеров. Погиб начальник радиостанции. Тогда я провела в радиорубке 14 часов. Это было в 1988 году. Начальника радиорубки посмертно наградили орденом Красного знамени. И он навечно занесен в члены экипажа «Олекмы».
А вот другой случай, когда потребовалось также достаточно мужества и выносливости:
«Недалеко от Канады терпела бедствие наша подводная лодка. Нас вызвали всех в 4 утра на танкер, а в 9 часов мы уже вышли в Атлантику. Попали в такой шторм, когда высота волны составляла 15 метров. Много кораблей туда шло, несмотря на то, что шторм бушевал страшный. На одном из кораблей тогда упал с кровати доктор и убился. Я сидела в радиорубке, а в иллюминатор видела, как волной подняло рядом шедший корабль так, что винты его были видны. А потом твой корабль волна поднимает так высоко, что не видно внизу того корабля, что идет рядом. А на обратном пути мы сопровождали нашу лодку до Кольского полуострова, и океан был идеально спокоен. Вода была как зеркало. Я единственный раз за сорок лет видела таким спокойным океан».
Алина Александровна, рассказывает о том, что раньше продовольствие нельзя было закупать за границей, должны были идти в поход только со своим, советским. Загружали сухую картошку, морковку, лук. Все сухое. Когда она вернулась из первого рейса, вес ее был- 40 кг. И когда заходили в другие порты, то искали возможность разнообразить свою пищу, например, в Свиноустье собирали щавель, а в Финляндии заготовили огромное количество грибов.
В 1999 году Алине, никогда не жаловавшейся на здоровье, на борту «Олекмы» сделали операцию. Танкер был в Северном море у берегов Дании. Со дня на день должны были возвращаться домой. А Алина почувствовала недомогание. Судовой доктор Владислав Самодуров принял решение: «Редкой формы грыжа, надо оперировать». В маленьком помещении началась операция. Ассистентами были электромеханик Анатолий Ефимович Кобзев и старпом Игорь Алексеевич Тимофеев. Операция длилась два с половиной часа и прошла успешно, а долечивалась Алина Александровна уже в госпитале в Балтийске. Доктору Самодурову Алина Александровна доверяла как самой себе, и не ошиблась. Сейчас она прекрасно себя чувствует и благодарна Всеволоду Митрофановичу.
Последний свой рейс на «Олекме» Алина Александровна хорошо запомнила, потому что танкер успешно справился с поставленными задачами. Он заправлял военные корабли. В Северном море шли учения, в которых участвовал Балтийский и Северный флот. В ходе отработки боевых задач нужно было пройти в Северное море так, чтобы противник не обнаружил. Балтийский флот сумел пройти не замеченным за обозначенную линию. Караван прошел скрытно, и Балтийский флот выполнил свою задачу на отлично. В Балтийске встречали торжественно, с жареным поросенком и с тортом.
Когда возвращаешься домой, то первый день еще не ощущаешь себя дома, еще всеми мыслями на корабле, а потом уже начинаешь ощущать себя на земле. Ноги поначалу болят, ведь немного двигаешься на танкере. Алина Александровна будет скучать без коллектива танкера. Ведь он был ее семьей. Она не вышла замуж, пожертвовав своей личной жизнью морю. А ведь с фотографий смотрит очень симпатичная, веселая, энергичная девушка. И сейчас Алина Александровна прекрасно выглядит. А какая она замечательная хозяйка! Как она хорошо готовит на своей маленькой чистенькой кухоньке! Она гостеприимно встречает тех, кто приходит к ней в дом. Мне тоже посчастливилось быть ее гостьей. Рядом был начальник радиостанции Алесей Соколовский с женой Татьяной, которые с восхищением говорили об Алине Александровне как о прекрасной женщине, чудесном, обаятельном человеке, надежном друге, радистке с необыкновенно богатой профессиональной биографией.
Алина Александровна после сокращения штатов на «Олекме», не желая расставаться с людьми, с которыми она столько лет работала вместе, становится председателем профсоюза бригады судов обеспечения флота. А 10 февраля состоялось торжество на танкере, на котором экипаж провожал ее на другую работу. Прозвучало множество теплых слов и благодарностей в адрес необыкновенной, легендарной женщины. Алину Александровну одаривали подарками и оказывали ей почести за щедрость ее огромной души. Алина Александровна награждена множеством почетных грамот и благодарностей. В шкатулке у нее - значки победителя социалистических соревнований и передовика производства, значки за дальние походы, не только наши, но и кубинский, немецкий, польский и другие. За свой бескорыстный труд она награждена медалью «За освоение целины», медалью «За трудовую доблесть 3 степени», медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда». А сколько ей посвящено стихов, публикаций в газетах, о ней написано в «Очерках по истории Балтийского флота». Но самое главное в ее жизни - это любовь экипажа «Олекмы».