Светлана Леонтьева
Светлана Леонтьева - член Союза писателей России, лауреат Лучших строф СТОЛЕТИЯ, главный редактор альманаха Рождественская встреча и альманаха Третья столица, член жюри Клюевского конкурса, председатель фестиваля Приокский поэтический, дипломант фестиваля Интеллигентный сезон, обладатель премий, знаков отличия, медали А. И. Люкина, автор 33 книг прозы и поэзии
Плотный слой атмосферного Слова
Обзор журнала «Берега» 6-2024
Так бывает, когда сама вольница Лидии Владимировны Довыденко, весь этот гривастый табун Слова входит в плотные слои атмосферы!
Начнём по-порядку, новый номер литературно-художественного журнала «Берега» №6 за 2024 год вышел в свет, он проструился к читателям и пошёл-полетел в вольное поле Логоса. На широкие дороги, на сочные луга.
В добрый путь!
Сам по себе номер выстроен по правилам: «Берега прочтения», «Берега Новроссии», «Берега истории», «Берега юбилеев», «Берега культуры и искусства», «Берега переводов» и т д.
А ещё «Бережок» с фантастическим рассказом «Сказ об астероиде и третьей планете» Валерия Герланца.
И это уже – SFERA, вообще, посадка космических кораблей – это сложный вопрос в теоретическом плане, но Лидии Владимировне удаётся всё! Её корабль идёт смело и уверенно! А когда входит в плотные слои атмосферы, то приобретает свою вещую словесную скорость! Накаляется и начинает светиться!
Начнём с его термоболической оболочки – это: Очерк под названием «ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ О ВОЙНЕ И МИРЕ» Виктора Владимировича Аксючица, российского философа, богослова, политика, где автор пишет сакральную теорию: «От русской победы зависит судьба и спасение человечества. Война всё более приобретает измерения борьбы с инфернальной бездной. Русская цивилизация в борьбе за суверенитет опирается и возрождает собственные традиционные ценности, христианские в своей основе».
Галина Хэндус – прозаик, публицист. Публикуется в журналах, альманахах и электронных порталах: «Берега», «Наша молодёжь», «Русский Вестник», «Русская народная линия», и на её «малой Родине» – газете «Копейский рабочий». Статья «ПОЧЕМУ ТУПЕЮТ НАЦИИ» посвящена актуальной теме: «Наверняка многие из нас задумывались, почему в последнее время люди стали писать с ошибками, делать непозволительные недосмотры в работе, порой просто молоть чепуху, невозможную для слушания. Трудно не согласиться, что в массе своей люди становятся менее образованными, скучными, менее эрудированными и культурными. Всё это связано с человеческим мозгом, а для примера возьмём всем известное заболевание - деменцию. Согласно статистике, деменция резко помолодела, и это доказанная целенаправленная тенденция. Если раньше это заболевание диагностировали у людей 65+, 70+, то сегодня болезнь затрагивает вполне работоспособных людей в возрасте 45+, 50+. Конечно, это медицинский фактор, но Галина Хэндус исследует данную проблему через призму «Недостаточности образования», «Недостаточности чтения», «Малоподвижный образ жизни», «Увлечение телепрограммами». И, вообще, зомбированием населения, который заточен на собственное благополучие. А также оболванивание людей за счёт навязывания ему общепринятого мнения.
Честно скажу, что статья полезная, ибо половина земного шара именно такими являются людьми. Мы сами это всё наблюдали с 90-х годов и ранее.
Ибо статья Галины — это некий клич по «Человеку вечному, образованному, думающему, жаждущему справедливости не ему лично, а всем, другим, страждующим». И мы сами понимаем, что речь идёт о ЧЕЛОВЕКЕ БОЖИЕМ. Ибо он странствует по жизни не только для себя. Он должен отдавать, учиться быть настоящим человеком.
А тупеющие нации (целые нации!) - довольно-таки грустная история на самом деле.
«РОССИЯ – КАЗАНЬ. 2024
Может ли новая планетарная философия
стать реальной альтернативой?
На этот судьбоносный вопрос, несомненно, требуются подробные и коллективные подходы с разных сторон, но, отвечая на него, приведу некоторые тезисы в очень сжатом варианте Сухейля Фараха:
- Справедливый, многополярный мир как альтернатива несправедливому, однополярному миру.
- Новый мировой порядок, стабильный для всех, как альтернатива миру войн и хаоса.
- Равенство в правах и обязанностях как альтернатива миру неравенства и отсутствия обязательств.
- Отказ от западной неолиберальной философии, отражённой, например, в трудах Фукуямы, и
путь к человеческой мудрости, основанной на новой многообразной и разумной философии, которая
без дискриминации служит интересам, как Востока, так и Запада.
- Новая историческая возможность активизировать и обновить значение и миссию Организации
Объединённых Наций.
Это моё первое прочтение итогового заявления, представленного в документе БРИКС-20 в Казани (Россия) 2024 года, разработанном представителями 35 стран Востока и Запада.
В нём я вижу проблеск света и пространство для оптимизма, доступное каждому хотя бы на теоретическом уровне.
Коллективная воля БРИКС, судя по всему, серьёзно намерена воплотить этот план в реальную,
положительную энергию.
И важно, что к позитивному взаимодействию также готовы страны, не входящие в БРИКС
(Сухейль Фарах. Выдающийся философ и деятель культуры ливано-арабского происхождения в России и в арабском мире, профессор, доктор философских наук, академик РАО и ведущий редактор арабской версии сайта Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».)
Итак – плотный слой атмосферы сгущается, словно быстро накаляется термозащитная, словесная оболочка, это заставляет обтекающий воздух всего материала журнала ярко светиться. Это свет вокруг корабля!
Он, этот свет, отливается розовым, постепенно сгущается, пока не станет багровым.
И тут начинается мистика! Жаропрочная смазка обгорает слой за слоем, плавятся антенны радиопередатчиков. И мы читаем далее:
«Иван Привалов – прозаик, член Союза писателей Луганской Народной Республики. Выполнял служебно- боевые задачи по восстановлению конституционного порядка и разоружению незаконных вооружённых формирований на территории Северного Кавказа. Награждён орденом Мужества, медалями «За отвагу», медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степени, а также другими государственными и ведомственными медалями.
ЗВЁЗДЫ, РОЖДЁННЫЕ ГОРАМИ
Документальная повесть о трудном военном деле, в коем задействованы силы, борющиеся с незаконными, военизированными формированиями. Повесть насыщена подробностями Чеченского освобождения. О реальных людях. О настоящем мужском освободительном походе. Здесь приводятся факты, доселе неизвестные.
На самом деле, сама последнее время задумываюсь об этом. Изучаю полностью наш поход в Афганистан, нашу работу, российского спецназа, затем освободительный поход в Чечню. Тонкости этого дела. И его исхода.
С упоением прочла рассказы Лидии Довыденко. Именуемые «О СВО». Мы привыкли в новостях видеть лишь положительнее факты. Но кроме этого, если следовать Астафьеву, то понимаем, что не так-то всё было гладко. Особенно в 2022 году. До сих пор ведутся споры о том, зачем мы оставили Херсон, о. Змеиный, Красный Лиман, Бучу, а ведь наши войска уже были под Харьковом. Казалось бы, ещё чуть-чуть и вот он – Киев. «Мы долго молча отступали, досадно было…» (М. Ю. Лермонтов), и что далее? А далее Москва за нами…
И мы отдали Москву.
Временно.
Иначе было бы не победить.
Есть такое выражение – сбережение народа. Есть такое понятие, как мосты и переправы.
Есть понимание, что город – это препятствие. А поле – это ход вперёд. И, таким образом, легче взять то, что хотелось бы. Тактика войны такова.
Лидия Владимировна пишет о простых людях, оказавшихся в эпицентре боя. О самых первых днях СВО. О командирах. О том, что «война – это не романтика, а тяжёлый труд. Через кровь и боль. Через гибель товарищей…»
«Эти вопросы он задавал всем, с кем приходилось беседовать, ответов не было. Измучившись,
Леонид было задремал… И вдруг внезапно проснулся, услышав рядом чьи-то шаги. На него набросились люди, куда-то потащили. Две недели его нещадно били. Вместе с кровью он день за днём выплёвывал свои зубы:
– Будешь вопросы задавать? Вот тебе ответ, – и новый удар берцами в бок…»
Пожалуй, здесь перед нами не слащавые картинки спасения.
А горькие уроки судьбы.
Устные рассказы.
Диалоги правды.
Увы, увы, не всё гладко, картинно. Есть и тяжёлые моменты. Даже постыдные. Есть просчёты командования, зажиревшего на диванах, есть и прямая угроза саботажа, неверного планирования, ошибок, в результате которых гибли люди.
Поэтому каждый из нас должен понимать, как суровы и жестоки угрозы. И одно упоение – вера в Бога. Молитва Богу. Мы уже на краю бездны перед крахом.
Сделать шаг назад. Оглядеться. Прочесть и понять: хватит этих лёжек на диване. Уймись, тщеславие! Укоротись, самолюбование! Наш долг писательский: служить Отечеству! Говорить правду. Даже самую горькую.
Итак, плывёт и плывёт корабль журнала. Его выход в космос. Его система охвата всей земли…
Размышления Геннадия Сазонова (очень мною почитаемого автора!) помогают нам в осознании нашего долга перед Отечеством.
И Богом!
Ибо наш литературный корабль вкрапляется в земную атмосферу подобно метеору. Перегрузки растут с каждой секундой. И мы понимаем: это был орбитальный полет, мы осознаем: возвращение будет происходить с первой космической скоростью. И мы высчитываем, что величина зависит от высоты орбиты. А мы как будто бы: уже 200 км над Землей, и наша скорость равна около восьми километров в секунду!
( )
Приземляемся!
В этом нам помогают БЕРЕГА Поэзии:
Ожиданье женского тепла…
Ожидание нежного рисунка…
Но поэзия – это не вокзал, где поезд идёт по расписанию. Это – радостная русскость ожидания – верность, это марш Славянки, это в горсть собранное, не разлитое, не расплёсканное. Поэзия – это характер, своя позиция. Это вещь в себе.
Владимир Скиф
СОМНЕНЬЕ
А может, явится прозренье,
Когда себя ты оглядишь,
Оценишь трудное сомненье,
А самомненье запретишь.
«Всё подвергается сомненью». –
Нам завещал Рене Декарт.
Оно сопутствует везенью
И не витает в облаках.
Сомненье – это разуменье,
А не желанье обладать
Всем тем, что хочется хотенью:
Не упустить и не отдать.
В сомненье – счастья дуновенье,
Когда исходит рифмы свет.
Поэта пестуют сомненья,
И возрождается поэт!
Поэтика Владимира Скифа всегда прямолинейна. Она и есть тот самый небесный космос наш с его звёздами:
ЦИТАДЕЛЬ
Взошла до неба цитадель из русской боли,
Из стойкости железной молодцов.
И на пути врага ребром воздвиглось поле,
Пробей попробуй танкодром отцов!
Как будто бы опять и поле Куликово
В боях за Русь поднялось на дыбы.
Летят, летят в зенит осколки и подковы,
И вслед за ними – чёрные гробы.
…И в небеса взойдут из русской цитадели
Заветные победные цветы.
И встанут
над спасённой Русью в самом деле
Из зорь небесных – красные щиты.
Какая ровная семантика. Какая величавая юдоль!
РУССКАЯ РАТЬ
Россия – рать. Сильны мы русской ратью.
Нам наших дум и войн – не перебрать.
Но мы не забываем, как заклятье,
Что мы способны Измаилы брать,
И воевать с неистовою силой,
Какая из истории, видать…
Суворов-солнце – светит над Россией
И учит нас – любить и побеждать!
Вообще, сама эклектика стиля рассчитана на вечность! (А, я говорила о космосе. Так вот – космос в нас! Ибо всё, что рядом и вокруг нас – это сплошное ВОЛОНТЁРСТВО! Нам всё даром: звёзды, луны, солнце, небо, город! Это же так просто – отдавать!)
Немного отвлекусь, отойду в сторону. Порассуждаю о человеке вечном. То есть верящем в лучшее. Он делится, что хлебом своими познаниями. И если связать во едино статью и рассуждения Галины Хэндус, то можно воскликнуть: читайте стихи Владимира Скифа!
ДОНБАСС
Я был в Донецке. Господи, помилуй!
Там было всё другое. Благодать.
А нынче, став большой Саур-могилой,
Донецк разгромлен Гернике под стать.
Мне всякий раз становится всё горше,
Когда представлю нынешний Донбасс.
И душу мне расклёвывает коршун,
И падает во тьму иконостас.
Куда ещё направят реки крови
Безумные посланцы сатаны?
Неужто небеса не остановят
Пылающей меж братьями войны?
Восстанет Русь! И подлецы ответят
За всех, кто на полях сражений пал,
Где погибали женщины и дети,
И преданный священник погибал.
…От пагубы, от смерти и разора
Спасёт Россию благоверный Спас.
Калмык, башкир, тунгус с орлиным взором
И внук славян – не отдадут Донбасс.
Так я пришла через глубину смыслов, по травам высоким, через поле, лес, мимо рощи. И меня пронзила это надмирная сущность и устремление вперёд. Я бы назвала её «соострость». Она более сходна с исходной материей русского, православного, казачьего, от воспитания идей соборности, от материнского, от ребячьего и взрослого с первых детских строк. … Коршун…расклёвывающий душу…Мифический коршун.
Держать такую птицу в руках…её синий взгляд…её древнейшую генетическую жажду полёта. И по-над степью. И по-над лугом.
Высота птичьего полёта – это космос – до звёзд.
Это уже доставать, что россыпи, пласты огромной истории своего Отечества.
И рада я.
И вольготно мне!
С добром!
Ибо даже в печальном всегда надежда. Как у Каспарса Димитерса: сквозь «карминовые раны». И «Тишина, словно хмарь, сизым инеем ночи
Распушилась, уветливо млея во снах…»: как у Александра Александровича Лобанова – ветерана боевых действий, который прошёл Приднестровье, Чечню.
И у Виктора Коноплёва, который родился в г. Малорита Брестской области, в 1994 году с отличием окончил Волго-Вятский кадровый центр по специальности «Государственное и муниципальное управление», учредитель сетевого СМИ «Наша Среда online».
На его стихи написано много песен и романсов.
* * *
Время вырвалось из рук,
Время вспыхнуло, как пламя,
Я не знаю, кто мне друг
И какой расцветки знамя.
Я не знаю, кто теперь
У моей стоит могилы,
С кем делю свою постель,
Отдаю излишки силы.
Я не знаю, что меня
Ожидает в воскресенье,
Поменяет ли коня
Гений нового движенья.
Я не знаю, что потом
Будет нам служить святыней,
Может, снова станем лбом
Пробивать СВОЙ путь к вершине.
И опять в бредовых снах
Новый путь искать к свободе,
Приближая новый крах.
Только время на излёте.
Только время спросит с нас
Всё, за каждую минуту,
Ибо мы – в который раз –
Сообща предались блуду.
Стихотворения Виктора Коноплёва философской направленности и внутреннего паритета духовности.
Я
Я – цветок, что возрос на костях убиенных
из семени горя.
Что ж, сорвите меня для толпы оглашенных.
В минуте от моря, –
моря слёз, так заботливо нами творимом,
прорастаю.
Цвету.
Поправляют немедленно раны мне гримом,
наводя красоту.
Только я – отраженье того, что питает
и на чём я расту.
Я – цветок, прорастающий в почве Вселенной
из семени Знанья.
Сквозь безмерность миров устремлён
вожделенно
за старую грань я,
грань того, что зовётся физическим миром
и вечностью духа.
Обзавёлся уже я своим конвоиром, –
пошла заваруха.
Только я – отраженье того, что питает
и на чём я расту.
QUID EST VERITAS?
Бархатистая сущность, белесость снегов – это тайна.
Точно так ощущаешь себя в чреве старого замка.
Подскажи, милый друг мой (загадка моя не случайна):
Разве может твоею судьбой быть судьба-иностранка?
Мой февраль – это солнце, мороз, апатичные будни.
В марте будет иначе, хотя холода там коварней.
Так душа оставляет, так тают снега пополудни,
Так рожденье и смерть вперемешку, как тесто в пекарне.
«Без свободы нет счастья», – говаривал старый тюремщик.
Ты не знаешь, скажи, пред собой в чём же наша заслуга?
Инородное тело порой превращается в жемчуг.
Сколько жемчуга сделали мы, проникая друг в друга?
Очень ценно в поэзии Виктора Коноплёва то, что он ощущает себя частью вселенной, планетарной, космической. И его стихи – это россыпь алмазных звёзд, размышление о счастье. Это истинная доброта и чистота Белого света.
( )
Обзор журнала – труд один из самых напряжённых и самых почётных. Мне радостно, что есть такая возможность у меня.
Делаю всегда обзоры бережно и кропотливо.
Мне каждый автор дорог.
Даже, если я не упомянула всех и каждого по отдельности.
Но все, все мною прочитаны и полюблены!
Просто не всегда и не всё пока созрело для того, чтобы включить в свой обзор. Ибо ещё идёт момент зачатия, того самого литературного.
Например, чтобы сделать обзор по рассказу или чьей-то повести, я сначала читаю до этого критические статьи, эссе и очерки о нём, опубликованные в разных изданиях. И лишь тогда окунаюсь в произведение, опубликованное в журнале. Это же такое величие и глубина.
( )
Итак, наш космический корабль осуществляет виток за витком в космосе бытия Логоса.
И если видишь сияние, то путешествие состоялось.
Мы проплываем мимо целых миров, а эти миры «сквозь иные планиды проходят». А те планиды сквозь другие идут.
И все мы на самом деле ткём единое полотно огромного цветного текста, наши тексты вписываются в тканый ковёр Логоса. Конечно, многое, что люди написали, останется в памяти потомков наших, хотя что-то исчезнет, сгорит в высших слоях атмосферы, а что-то возгорится тем самым пламенем.
Пламенем Любви.
Пламенем Веры.
Пламенем Надежды.
И воспламенится душа читающего человека. И понесёт он Прометеевый огонь далее вглубь иных душ. Через миры проходящий!
И мирами становящийся!