Фрактальный орнамент, или заметки о журнале «Берега»
Здравствуйте, уважаемые авторы и читатели журнала «Берега»!
Спасибо за предоставленную возможность присутствовать на презентации очередного, одиннадцатого, номера и выступить с кратким читательским отзывом.
Готовясь к выступлению, я решил сопоставить структуру и стилистику первого и нового номеров журнала, поскольку из-за недостатка времени не смог осилить все номера. Первое, что приятно удивляет – разнообразие тем и жанров: от философских эссе о русском мире и воспоминаний участников Великой отечественной войны до рассказов с детскими впечатлениями и стихов молодых поэтов из разных регионов нашей страны. Что и кто только ни становится героем стихов, прозы и эссе журнала «Берега»: петербургские сфинксы и диалоги, в которых цитируют стихотворения Яна Райниса, русский герой Франции Николай Васильевич Вырубов и археологический памятник Брянщины – город (ныне село) с необычным названием Вщиж, которое напоминает воспетые Пастернаком Ржаксу и Мучкап. Такая широта редакторских интересов не может не радовать даже избалованного столичного читателя.
Во-вторых, несмотря на кажущуюся несовместимость разнородных материалов, произведения публикуемых авторов создают своего рода панораму – думаю, меняющуюся от одной книги журнала к другой, при неизменной верности редактора идее журнала, заявленной в его первом номере.
Уверен, что даже технари, предпочитающие прозе поэзию, будут увлечены, например, ярким и кратким рассказом Юрия Крупенича «Синемурый» о мальчишках-голубятниках (из первого номера) или рассказом Семёна Родина «Большие Вязёмы и Захарово» (из одиннадцатого номера) – «тут у нас днём нормально… но ночью… столько идиотов» – или образной статьёй В. Я. Курбатова «Михайловское – пространство игры» о жизни музея Михайловское времён С. С. Гейченко? А вот и находки для ценителей поэзии:
Как хотелось нам жить! Что ни спор – Новгородское вече!
Как ходили мы слушать известных поэтов гуртом!
Осень тихо вошла, положила мне руки на плечи…
Умный пёс не залаял – вильнул виновато хвостом.
Вот ещё один день и такой же безрадостный вечер
(За такую строку изругают в заштатном лито).
Мы толпились в дверях, разменяли таланты на речи –
Из прихожей в Поэзию так и не вышел никто.
(из стихотворения Владимира Шемшученко «Памяти поэтов, рождённых в 50-х», опубликованного в первом номере журнала)
Визжит пила на лесопилке
И заполняет звуком дали.
Пройдёшь –
И мягкие опилки
Набьются в мокрые сандальи.
(из стихотворения Сэды Вермишевой «Туманы с тучами слились…», опубликованного в одиннадцатом номере)
Хотя внимательный читатель поэзии и заметит странные огрехи вроде «…как сын, который вон – уже всесилен», анекдотического «…как этот мальчик, что в трусах кричит, качаясь на качелях» (Олег Рябов) или абстрактного «косая чёлка ветерка волнит морщинами благую безмятежность» (Виктор Володин), но общий уровень стихов, «доплывающих» до «Берегов», кажется, выше, чем в иных «толстых» журналах с давней историей.
Уважаемые читатели, оцените, пожалуйста, то усердие, с которым авторы и редакция журнала вот уже два года напоминают о малоизвестных или забывающихся именах и профессиях: о лоцманах и жёнах российских императоров, о музейных охранниках и героях Русско-японской войны 1904 – 1905 годов – да только ли о них? В наш информационный век, когда неизвестно, что лучше удаётся средствам связи и сетевым ресурсам – объединять или разделять людей, группа энтузиастов с западных рубежей нашей Родины внимательно изучает творчество наших соотечественников не только из разных регионов России, но и из других стран. Надеюсь, что это поможет думающим людям составить целостное представление о большом и многоликом русском мире.
Брянская поэтесса Галина Карташова создала в стихотворении «Седые сумерки» интересный образ:
Но в индивидуальный лабиринт
Нет входа посторонним, что досадно –
Ты сам себе Тесей и Ариадна,
И Минотавр, и даже остров Крит.
Так вот, «Берега» стали таким лабиринтом, который представляется нам красивым при любом увеличении (дизайнер мог бы сравнить его с фрактальным орнаментом, каждая часть которого подобна целому), но приветливо открыт даже для «посторонних», потому что искусство безбрежно. Желаю авторам и редакторам «Берегов» долголетия и творческих успехов, журналу – процветания, а читателям – новых открытий и впечатлений.
Александр Хохлов,
участник презентации журнала «Берега» № 5 (11) за 2015 год в Москве