Юрий Жекотов
О журнале «Берега» №3, 2016
Достойно открывает журнал повесть Александра Пономарёва. Александр Пономарёв - солдат, он прошёл войну… «А на войне, как на войне…». Александр многое испытал, а поэтому видит и понимает то, что мы порой не замечаем и равнодушно проходим мимо: красоту каждой травинки-былинки и древесного листочка, чистоту синего неба, многогранность и неповторимость простого тихого светлого дня… ценность человеческой жизни.
Не приемлет Пономарёв, если застит небо фальшь и суета – облачное марево. Не зачерствел, сохранил в себе искренность и доброжелательность солдат. Не зачерствел, но изранился… Необычно сильными, выразительными и пронзительными получаются у Александра Пономарева рассказы и повести, когда поднимает он тему войны и любви… не заживают, не рубцуются раны солдата… Не исключение и повесть «Прозрачное небо Сирии».
Когда заводят песнь из Забайкалья Анатолий Байбародин, а из архангельских земель (давший рецензию Анатолию Байбародину) Владимир Личутин, то вся Русь их слышит и подпевает. И я себе места не нахожу, поневоле рот открывается, и как могу, я тяну куплеты, и под гармонь, и без музыкального сопровождения. Крепят Россию, черпают из истоков русского языка, из его родников и поят всех страждущих живительным словом Анатолий Байбародин и Владимир Личутин…
Если встречаю редких сейчас людей, цельных, правдашных, то по-доброму завидую: как они так смогли, как не растеряли себя в суете и суматохе жизни, как сумели - сохранились… Вот и Михаил Тарковский – настоящий, и произведения у него настоящие, без напускного - надуманного… Читаешь его повествования – о бесконечном разговоре с Енисеем или о том, как Иваныч баню строил и с каждым новым венцом жизнь свою правильными мерилами оценивал, хоть какой отдельный абзац или строчку, и будто переносишься в берёзовую рощу или к лесному ручью, где никогда не устанешь восхищаться и наслаждаться неповторимостью каждого мига... Вот и получается: правдив, искренен Человек, а потому вложено ему в руку перо свыше, принят он этим Миром в его архивариусы и хронографы.
Видно богаты, неисчерпаемы творческие запасники и закрома у Николая Толстикова и Владимира Молчанова всякими новыми задумками и сюжетами. Иной бы расписывал их небольшие рассказы в длинные страницы. А нынешние авторы калининградского издания не крохоборничали - не жадничали и получились рассказы, не смотрите что коротки, чудными и ладными… и великое и смешное рядом, и мудрое и забавное… и хоть иронии здесь с лихвой, но и чистоты через край, словно рассыпали русские писатели золотников и самородков из известной им неиссякаемой золотой жилы на страницах журнала «Берега» …
Удивительны, душевны и трогательны воспоминания «босоногого детства» Валентины Киселёвой. Познавательны и поучительны рассказы Александра Мамнева для детей и не только: про Туруньку-Буруньку, о вилке с ложкой, о братьях-пальчиках…
Спасибо Лидии Довыденко и Дмитрию Воронину, редакции и редколлегии журнала за такую замечательную подборку авторов, за удивительное чтение, за заботу о русском слове!
Спасибо, что и мой рассказ сюда втиснули, прилепили - приделали. Глядишь, и осыплется на него немного позолоты от талантливых повествований соседушек. Похожу час - другой – грудь колесом, птицей - гоголем…
Уважаемая Лидия Владимировна, Вас особенно благодарю за рецензию к моей книге… Желаю быть «Берегам» спасительным и надёжным пристанищем для многих авторов, ищущих в безмерном океане творчества свои пути-дороги.