Обзор журнала "Берега" №2/2018 г.
Журнал открывается монументальным окончанием романа «Гость» редактора газеты «Завтра» Александра Андреевича Проханова. Духовные проблемы современного человека всегда актуальны. Лучше меня оценку этого романа дала Л.В. Довыденко в этом же номере.
Реалии современной российской сельской жизни меня не забавляют - они почти всюду унылы и однообразны. Но тем не менее в окончании повести «Никишин сад» Сергея Пылёва из Воронежа есть и оптимистические нотки.
Повесть «Кам-са-мол!» москвича Александра Чумикова возвращает нас к событиям общей комсомольской задорной молодости. Она актуальна и своевременна - в октябре 2018 г. грядёт 100-летний юбилей организации комсомола.
Нельзя пройти мимо мастерски, по-шукшински, сделанного рассказа «Сваты» литератора-ельчанина А. Новосельцева, давнего автора "Берегов". Проезжая поездом через Елец, теперь я точно знаю, что этот город в прошлом был известен как родина композитора Т. Н. Хренникова, а ныне он знаменит тем, что здесь проживает обладатель Патриаршей грамоты Новосельцев Александр Васильевич. Конечно же, мне ничего не оставалось после чтения "Сватов", кроме как дружески поприветствовать автора на сайте "Одноклассники".
Из рассказа «Тот, кто лежал у окна» кавалера ордена Мужества Ивана Привалова мы узнаём о дыхании войны в госпитальной палате. Это - несомненная удача автора.
Отдел «Поэзия» впервые знакомит нас с достижениями И. Н. Тюленева из Перми. В его стихах звенит сам ритм времени в строчках под названием "Керченский мост".
В лирике Н. В. Советной, удивительным образом сочетаются психологизм и искренность, открытость и доверительность. Есенинскими мотивами проникнуты строчки:
"Босоноги берёзоньки, тоже
Черевички решили хранить?
Как на девочку ту вы похожи!
Как крепка мироздания нить!"
Поэт Н. Ф. Дик из Азова (Ростовская обл.) философски размышляет "о времени и о себе", о проблемах современости:
"Молодея, старикам не верил,
собирался мир перевернуть.
Не заметил, как скопил потери,
погружаясь в жизненную суть".
Золотой медалист, интеллектуал и умница, основатель и редактор издательства и альманаха "Образ" Э. Побужанский из Москвы представил стихи из его новой книги «Между слов». Прагматичный подход к жизни и к её мульткультурализму, с юмором, автор показал нам в стихотворении "Крокодил":
"Крокодил, он того… не полено...
Лишь бы яблоки не воровал".
В "Берегах" продолжается знакомство почитателей Пегаса и Парнаса с многогранным наследием поэта Ю. П. Кузнецова в виде публикации его лекции «Слёзы в поэзии», которую к выпуску в свет любезно приготовила М. Гах. Так глубоко исследовать плач и слёзы - это надо уметь. Вспомнилось в связи с этим дотошное изучение пензенским филологом Г. Е. Горлановым образа дуба в жизни всякого русского человека и в судьбе М. Ю. Лермонтова.
В лучшем смысле этих слов, многознайка (как автор нескольких биографий) и торопыжка (сужу по обширности географии его публикаций) воронежский автор М. Фёдоров художественным словом откликнулся на актуальные моменты нашей современности в своём очерке «Это вам за пацанов!». Михаил Иванович посвятил его героизму российского военного пилота Р. Н. Филипова во время военных событий в Сирии зимой этого года. Повествование находится под журнальным заголовком «Берега памяти». Добавлю, что я был рад знакомству с литератором Фёдоровым в Пензе, куда он, равно, как и я, приезжал на презентацию журнала "Сура" в декабре 2017 года.
Неплохо отражена культурная тематика в виде обстоятельного, добротно иллюстрированного, материала «Париж поминал Шаляпина» Елены Лебедевой. В текст она уместно включила незнакомые многим прежде особенности биографии первого народного артиста Российской Республики.
К «Берегам истории» пристало объёмное изучение княгиней В.Д.Лобановой-Ростовской «российской трагедии ХХ века». Интересна вступительная часть, сделанная Екатериной Фёдоровой. Но в каждом случае, не следовало бы обобщать события "до и после 1917 г." и называть их "российской трагедией ХХ века". Прочту этот княгинин труд "из пережитого", видимо, позднее.
Удалось в номере и традиционное знакомство с «Русским миром без границ». На одном дыхании читается текст польской публицистки Барбары Кригер «Может ли славянская цивилизация быть универсальной?». Умнейшая голова, Б. Кригер, прекрасно знающая русский язык, убедительно отвечает на этот вопрос. Конечно же, да. Славянская цивилизация сама по себе самодостаточна и универсальна.
Как "учёный-сухарь", к стихам отношусь спокойно и нейтрально. Удались подборки Татьяны Житковой и Петра Антропова, представляющие в номере Ригу и Латвию.
Своё определение поэта даёт нам Т. Житкова:
"Я только пианист,
Слова мои легки,
Когда бегут они
Из-под озябших пальцев".
Латгалец по рождению, П. Антропов и в Риге слышит, как
"Звенят в душе латгальские мотивы
И песни старых деревень,
Где удивительно красивы
И Рождество, и Янов день".
Удивительны крохотки-трёхстрочки Станислава Ли из Алма-Аты. И как пройти мимо после подобного описания рассвета? "Золотой улиткой, // солнце вползает в чрево // ночного кита...".
В разделе «Критика» Л. В. Довыденко в серьёзно-аналитическом исследовании «Метафизика Александра Проханова», к счастью, оказывается солидарна своей точкой зрения со многими читателями "Берегов" на творчество столичного литератора, в том числе и на опубликованное в этом же номере окончании романа "Гость": "Мало кто прислушивается к писателям, или слишком много тех, кто не хотел бы, чтобы к ним прислушались, рекламными поделками и литературными пустышками, заслоняя попытки понять себя и окружающий мир".
Далее, сразу два имени нам открыл Алексей Казаков в одной рецензии на новую книгу Алины Чадаевой «"Виденья из пламени и стекла". Эмали Андрея Авдеева». Она повествует о творчестве в технике горячей эмали мастера А. Авдеева. Отрадно, что в рецензии есть и иллюстрации.
Для юных читателей в завершении номера Лидией Владимировной заботливо предусмотрена рубрика «Бережок». С интересом я познакомился с опубликованной здесь «Сказкой про Аиста» Елены Алексеевны Родченковой-Кир, известной поэтессы и прозаика из Санкт- Петербурга.
Е. Родченкова, автор 30 разного жанра книг, здесь берётся за один из самых сложных жанров, вводит нас - и детей, и взрослых - в мир нереальный, сказочный. У Елены заметны мотивы великого сказочника Г.-Х. Андерсена, которые впрочем, придают этой сказке дополнительный шарм. Узнал я из сказки об "особых детишках с хрустальными огненными душами".
Уместным представляется и раздел "Наши друзья". Но на данный момент он кажется мне неполным без включения в него сайта роскошного пензенского литературного журнала "Сура": http://www.magsura.ru/
Нефёдов Вячеслав Викторович,
кандидат исторических наук,
вице-президент Фонда содействия развитию русской культуры,
лауреат литературной премии журнала "Сура",
член Союза журналистов РФ.