Добрый день, дорогая Лидия Владимировна!
Во-первых, поздравляю с юбилеем журнала! Года три с небольшим назад, увидев в Интернете один из его номеров, я был по-хорошему ошарашен. Неужели вот так просто даже в наше время можно изменить ситуацию в захиревшем издательском деле? Но передо мной был кладезь талантливых текстов, чем-то похожих на гражданские молитвы. Авторами их являлись не святые, а достаточно известные в литературных кругах писатели. Блистали также имена учёных, державших ранее под спудом прорывные труды. Я не верил своим глазам. Передо мной раскрывался совершенно необыкновенный для 21 века русский журнал. Наверное, первое издание, которое за последние сто лет можно смело назвать РУССКИМ. Без всяких оговорок. Без этнических и прочих реверансов. Русский в том державном понятии, которое бытовало при царской власти. Он оказался настолько родным, что я, достаточно избалованный публикациями в элитных журналах, вдруг захотел увидеть собственную подборку в "Берегах". И она чудным образом появилась. При этом я был поражён почти невиданной дотошностью и внимательностью к конкретному таланту главного редактора. Словом, всё было, как в классическом издании. Том же Пушкинском "Современнике". Готовые материалы для преподавания на кафедрах современной русской литературы и ещё Бог знает, на каких кафедрах.
Так что, Лидия, Владимировна, ещё раз от всей русской души поздравляю!
Лидия Владимировна, простите за длинное послание. Каждое слово здесь, можно сказать, выстрадано почти полувековой моей литературной деятельностью.
Для Вас, конечно, не секрет, что Пушкин был пророк. А не про Ваш ли грядущий журнал он написал в седьмой главе «Евгения Онегина»?
Довольно мы путём одним
Бродили по́ свету. Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли?) пора!
Александра Сергеевича я вспомнил под впечатлением от юбилейных торжеств «Берегов». Любопытно наблюдать слияние разных по цвету и солёности вод двух морей. А у каменистых скал журнала клокочет радуга всех земных и небесных океанов. При этом отчётливо виден нимб Русского Мира. Тоже не однородный. Со слегка иными церковными и литературными символами. С палитрой знаменитых в своих странах имён и их шедевров.
Всё это хорошо просматривается в Вашем обзоре 6 (30) номера. Мне нравится, что Вы не идёте по пути модных восторженных «песнопений» каждой удачной вещи. Но и во взвешенных формулировках чувствуется тот самый клокот мировых волн, выносящих всё более крупные куски янтаря к ногам читателей. И только в историческом буклете Вы допустили (понятно, для будущих поколений) возвышенные оценки славных литературных и публицистических когорт. Имеющих непосредственное отношение к Вашим и нашим памятным страницам. Приятно, что и моё имя оказалось в тех списках. За что я, конечно, премного благодарен и, как говорят в ответных речах, постараюсь оправдать высокое доверие.
Слава Богу, что журнал дожил до такого юбилея. Боюсь показаться чрезмерно настойчивым в своих оценках, но я прекрасно понимаю, что без Вашей, прямо-таки атомной энергии, « Берега» бы не состоялись. Меня давно, как впервые, уже не восхищает Ваше редакторское провидение, которое от номера к номеру становится всё более мудрым и философски обоснованным. Я просто отдаю должное Вашему врождённому профессионализму, которому не научить ни на одном журфаке. Вы когда-то трудились в Школе Шаталова. Глубоко убеждён, что рано или поздно появится журнальная Школа Довыденко. Вы сразу набрали мощные обороты «двигателя», работающего на непознанной силе мирового и особенно русского православия, на самости нашего великого народа, в котором тоже полно всяких вкраплений и, простите, выхлопов. Зато не перестаю восторгаться Вашему организаторскому таланту. Как бы высоко журнал не взлетал, в России, да и в Европе полно аэродромов, куда ему можно приземлиться. А уж там встретят с цветами и поведут в роскошные залы, где в полной мере проявится Ваш дипломатический и организующий дар.
В чём успех "Берегов"? В идеях, в географии, в действительно значимых авторах и их произведениях? Отчасти да. Ведь набор признаков в той или иной степени присутствует и в некоторых других журналах. Но ни про одно издание не говорят, что со страниц его веет особым обаянием, если хотите, мистикой. Чем-то глубоко народным, малоуловимым. Тем самым пушкинским подходом, с каким гений создавал, скажем, противоречивый и до сих пор загадочный образ Емельяна Пугачёва в "Капитанской дочке". Русскую историю двигали именно такие политики и герои. А из них писатели рангом поменьше зачастую отливали ангелов, постепенно подрывая в Отечестве Правду, как главный нравственный стимул развития общества. Истинными же в России всегда были личности, в малости уступающие врагу, но исподволь готовящие большие победы, усиливающие нацию. Так, например, зарождалась династия Романовых.Лишь требовалось . соблюсти тонкую пропорцию между унией и уступкой.
. Такими они приходили от Бога и не требовали земного сглаживания острых граней. Без которых любой истинно великий становился по мановению пера обычным суперменом в приложении к той или иной эпохе. Писатель же, сумевший уловить все противоречия эпохи, становился Пушкиным, Тургеневым, Толстым, Шолоховым.
Гении никогда не шествовали по удобному для имиджа царей пути. Не зря критики утверждали, что пушкинский Пугачёв с явно вымышленными чертами характера более историчен, чем самые дотошные хроники. Литературные потомки Александра Сергеевича очень быстро стали забывать об опыте основоположника. Они лепили образы выдающихся людей, словно наливные яблочки. Только одного цвета и уровня спелости. Хотя в каждом живом образе человеческой природой были заложены элементы гнильцы, которые идеологически выдержанные авторы старались не замечать. Вот почему в двадцать первом веке от литературы всё больше отворачивается читатель. Телевидение, интернет, современный театр лишь частично тому способствуют.
Что, великая русская литература кончилась?! Да нет же! Время от времени шедевры появляются и ныне. Только им чрезвычайно трудно пробиться зелёными ростками сквозь групповщину, догматизм, откровенную образованщину и просто низкий общий уровень ответственных за словесность лиц. Часто поставленных государством. А то и вылезших по головам талантов самостоятельно.
Вот здесь самый раз вернуться к "Берегам". Ни одним из перечисленных пороков они не страдают. Среди главных неписанных девизов журнала является СПРАВЕДЛИВОСТЬ. По отношению к произведению, автору, исторической достоверности. В этом, я думаю, и заключается "мистика". Именно такой журнальный подход рано или поздно сформулирует национальную идею. Так что следите за "Берегами"!
Поздравляю Вас, Лидия Владимировна, с наступающим Новым годом! Пусть «Берега» и дальше собирают в единый духовный материк Русский мир! Ещё раз с юбилеем!
С уважением, Владимир Подлузский.