Отзывы о журнале «Берега» 5 (35)-2019

 

Игорь Ерофеев: прочитал с удовольствием: ни одного проходного материала. Это настоящая литература и публицистика, начиная с первого интервью с Аркадием Елфимовым. Согласен с его рассуждениями о судьбе малой и большой Родины. Поучительна документальная повесть Валерия Старжинского, правдива проза «Скворцы прилетели» Василия Воронова. Поэзия Корнилова и Лайкова выше всяких похвал. Интересен, экзотичен материал об Антарктиде, малоизвестные факты о каком-то запредельном мире. Номер сбалансирован, яркий ответ разномастным лжепатриотам… Спасибо. С уважением, Игорь Ерофеев

Владимир Подлузский: С момента получения первой электронной версии пятого номера и до выхода самого журнала, я много раз возвращаюсь к капитальному исследованию С.К. Вермишевой «Загадки истории». Когда я слушаю детский лепет телевизионных «Знатоков», всегда иронично улыбаюсь. Их так называемые знания ни в какое сравнение не идут с могучим даром Сэды Константиновны Вермишевой, опирающейся на огромную пирамиду книг, монографий, диссертаций, недавно открытых и пока ещё полузакрытых фолиантов. В конце концов, на собственный опыт, интеллект и эрудицию, достойные многих академических изданий. Не могу не сказать о второй части  этой статьи, эссе, историко-политологического очерка («Берега» №5 за нынешний год). Если первая часть (Берега 4-2019) меня повергла в изумление, то вторая вызвала священный трепет. Какой, наверное, бывает у первокурсника перед именитым профессором. Впрочем, Сэда Константиновна и есть один из нравственных столпов своего армянского народа. Настоящий, пока ещё не коронованный академик и кавалер (если можно так сказать о женщине почтенных лет), самых почётных орденов Родины. Не сомневаюсь, что одного из виднейших авторов  лучшего в мировом Русском пространстве журнала «Берега»,  с полным правом можно назвать Гражданином России. С чуть ли не божественной глубиной поэт, писатель, философ, публицист-международник анализирует на страницах журнала историю нашего государства. Не забывая при этом подвести под политические перепетии имевший место экономический базис. Собственно, в статье три идеи: собирания русских земель, начиная с Калиты и до времён…возвращения Крыма и борьбы за Сирию, демонтаж СССР с присвоением, часто без признаков всякой легитимности, былым республикам государственного статуса, и попытки восстановления, с известными уступками, былой империи. Всё серьёзно, основательно, с дотошными, выверенными уточнениями. Примеров полно можно найти в любом абзаце этого капитального труда. Работу автор проделал неимоверную. Посылы её нужно изучать и изучать. Даже в специальных НИИ. Вплоть до Кремля и соответствующих министерств и ведомствах. Впору в МГИМО и в других ведущих вузах Отечества открывать кафедру  «Вермишевидения».Настолько всё познавательно и могло бы быть полезно не только для уважаемых читателей «Берегов», но и для увешанных лаврами учёных разных школ и направлений. Перед нами, если быть абсолютно объективными, не загадки, а ОТГАДКИ отечественной истории.

Александр Лайков:

Владимир Подлузский - то поэт, серьёзный, талантливый, поэт-философ и патриот Отечества. Как можно не заметить, например, такие пронзительные строки:

Моя Россия – барышня-крестьянка;

На сарафане пуговки-стога,

Молочная речушка-самотканка,

Кисельные, как в сказке, берега.

 

Журчит себе меж добрых деревушек,

Стоящих издревле, как русский крест.

Который был всегда сильнее пушек,

И, в общем-то, сильнее этих мест.       

 

Я бы очень хотел подружиться с Владимиром Всеволодовичем.

Владимир Подлузский: В современной литературе, как, впрочем, и во времена, к словесности более благосклонные, немало недостатков. Один из главных – преклонение перед усохшими деревьями. Пока их поливали из щедрой журнальной и издательской лейки, подкармливали туками, берёзы, вербы и всякие там дубы зеленели и густо усеивали окрестности своими серёжками и желудями. Часто бесплодными. А в то же время  «биологи» от критики и вся окололитературная пресса не замечала соседних деревьев. Таких же высоких, привычных русскому глазу, голосистых, от множества пичуг, поселившихся в их ветвях.  Хотя  те тоже роскошно зеленели округлыми кронами, присущими средней полосе России.

Их плоды прорастали и превращались в рощи, где жила Муза. Русская, национальная. Умеющая петь без мощных микрофонов. Значительно душевнее, чем чахоточные, но ярко раскрашенные её троюродные сёстры из одобренного властями «дендрария», бубнящие какие-то несуразицы себе под нос.

     Родная для русского языка лайковская Муза готова покуковать кукушкой, почирикать воробьём («Почирикаем, брат-воробей»). Да так, что у местного человека сердце от неведомой радости зайдётся. Такова поэзия ульяновского поэта Александра Лайкова. Вроде негромкая. Не очень знаменитая. Но есть в ней есенинские и рубцовские нотки. Словом, наш поэт. Коренной. Любый своему народу.  И любящий его.

   А «Как умеют любить однолюбы» объясняет в пятом номере «Берегов» сам Александр Лайков. В большой, почти в десяток стихотворений, подборке.

   Я не мог не выписать несколько строк из неё, кажется, уже третьей, опубликованной в лучшем отечественном литературно-художественном журнале. В скобках замечу, что с «Берегов» многие прозаики и поэты уходили и уходят в большую литературу и становятся наиболее живучими деревами, чьи корни и кроны успешно перетекают границы условных «дендрариев». Вот и для меня поэзия Александра Лайкова, моего ровесника, оказалась чудесным ковшиком с чисто русским поэтическим напитком. Тем самым, «на донышке которого греется луна». После этой цитаты национальность и эстетические предпочтения автора абсолютно понятны. Поразили меня образы: «Ветер свеж, и как рельсы, протяжен», «И в Чечне схоронил половину ночи, Но безногий сапог, как зеницу берёг». А насколько поэтично и народно по духу стихотворение «Она приходит ночью…». Об умершей маме, которая  приходит к  спящему сыну и просит не продавать их дом.

   Можно ещё много говорить о том «Как умеют любить однолюбы», но совершенно точно, что такая любовь присуща лишь настоящему русскому поэту, чьё творчество настоящее. Поэтому прошу запомнить это имя – поэт Александр Лайков.

Сэда Вермишева: Прежде всего, примите мою  благодарность за Ваше  глубокое и заинтересованное прочтение   мною изложенного. Мне неловко за столь высокую оценку  моей работы. Принимаю её   как аванс. Но главная моя Вам признательность, - за  подтверждение важности  темы.  Вышла  я на  неё  на подсознательном уровне  – Лидочка Владимировна  предложила мне   поделиться воспоминаниями о своих  предках,   и они привели меня к   пониманию, что фраза, жирным шрифтом красующаяся в моих  школьных учебниках: «Царская Россия – тюрьма народов»  - фальшива. Советский ребёнок советского детского сада, советской коммунальной квартиры, советских учебников по истории – я свято верила этому штампу. И вот, повествуя  о своих ближайших родственниках, родных, близких и знакомых,  я усомнилась в справедливости  этих  слов..  Моя родословная этого не подтверждала. И тогда  я перешла к рассмотрению  закономерностей   построения  и   разрушения   многонациональных   государств, в частности    Российской Империи и  Советского Союза,  не оставляя мысли об обретении пути к Высокому Возрождению.  Задача амбициозная, может и невыполнимая, но жить на развалинах  и бездействовать – невыносимо.

Елена Дубровина: Меня зацепили слова автора  И. Привалова в данном выпуске журнала: " Звери, они просто так не тронут. Они же не люди...".

Владимир Корнилов: Сердечное Вам спасибо, дорогая Лидия Владимировна, за это внимание к нам, авторам, такого популярного в литературных кругах журнала, как "Берега"!

Людмила Яцкевич:  Благодарим Вас и сотрудников редакции. Как всегда, много интересного и важного. 

Владимир Подлузский: Своей повестью Василий Афанасьевич Воронов ещё раз доказал настоящему читателю, а таковым, несомненно, является читатель «Берегов», что он большой русский писатель. Его произведения пахнут не только донскими просторами, но и исконным русским духом. В повести, полной психологизма и ненавязчивой национальной философии, герои всегда имеют несколько измерений. Каждый из них носитель определённой народной мудрости. А всё вместе создаёт неповторимое полотно современной казачьей жизни.  Если бы Василий Воронов не жил на родине Шолохова, а он, как бывший руководитель Ростовской писательской организации, лично знал Михаила Александровича, то мои определения были бы заслуженно более значительными. Увы, в донских степях официально не может быть двух гениев. Из-за преклонения перед всемирно известным классиком.

    Русский народ с Дона, представленный в «Скворцах…», вызывает восторженную слезу и непоколебимую веру в Россию. Это гимн в удачно опоэтизированной прозе. Тут всё верно. Каждая нота и каждое слово. Все семь цветов радуги и десятки их оттенков характеризуют русский характер и природу,  которую после Шолохова невозможно не рассматривать  в сакральном значении. Василий Афанасьевич повестью «Скворцы прилетели!» убедил меня в святой непрерывности отечественной литературы. Давно я не читал русскую прозу с таким высоким душевным подъёмом. Дай Бог автору здоровья и новых классических произведений! А «Берега» поздравляю с принятием на свои страницы, которые уже давно стали стартовой площадкой для взлёта шедевров,  ещё одного необыкновенного для сегодняшних дней Мастера!

Виктор Боярский:  Дорогая Лидия!
Огромное спасибо за титанический труд

 

 

 

 

 

 

 

Joomla templates by a4joomla