Владимир Подлузский
О поэме Стародубская пророчица
Хотелось бы кое-что сказать о неких тайных знаках, которые, на мой взгляд, автору удалось расставить в поэме.(По крайней мере, была попытка). Они заключены в особое сюжетное кольцо. Первая же строка говорит о небесном свете, солнце, а последняя о возжённом им земном огне. Космос даёт жизненную энергию России, а та растит хлеба. Как известно, Хлеб церковный символ тела Христова. Но и русский народ в этом контексте тоже хлеб Божий. В произведении у границы ложатся целые пшеничные валки. Одни уходят в небесные закрома. Другие зарождаются, замешанные в великой деже. А перо, то бишь авторское косьё, как в поэме, не участвует в косьбе. Оно лишь прикасается к святой русской силе, показывая её возможности, простирающиеся в двух, а может, и более параллельных измерениях. И Стародубская пророчица хорошо видит все. Оттуда с помощью Святой Матроны и Николая Угодника и черпает свои прозрения. Помогает страждущим.
Хлеб, в данном случае Дух, как одна из ипостасей Божьих, соединяет братские славянские народы. Фуры везут зерно в Белоруссию, что сответствует в иные годы, как, например, в 2019, исторической правде.
И совсем не случайно в этом образном ряду появляется авторский самогон для зятя, выгнанный из литературы. Да это же то самое библейское вино, философский "первак" из всех главных смыслов поэмы. А зять. конечно, братский народ. Ведь у него две родины, как в поэме.
Вся она пропитана ожиданием Второго Пришествия. Расширяется дорога на Запад, потерявший вкус и чувство, чтобы тот вкусил русского хлеба и вернулся в истинное христианство. На столбовую дорогу человечества. В данное случае, к его главным истокам -православию.
Ну, а для усиления темы очень хорошо вписались открытые Вами космонавтки. Уж простите, что позаимствовал. Не они ли и носят того самого долгожданного Младенца?!
А все эпохи, города и веси, соединяет горлица, христианский символ Любви и Согласия. Сидит прямо у большой дороги. А рядом, конечно, Перунова языческая белка. Исстари русское мировоззрение всегда двоично. Там, где человеческий дух сильнее, над душой царствует Господь. Вот вкратце о чём поэма...
Однако ткань поэтического повествования сплетена таким образом, что каждое чтение обязательно укажет на новые и новые ключи от тех самых стародубских замочков. Произведение получилось, на взгляд автора, многомерным, масштабным, если хотите, полифоничным, (тут есть и запад, и восток Русского Мира, его земля и небо), достаточно образным и уравновешенным, в смысле взглядов, часто диаметральных, на мировоззрение истинного русского человека. Живущего во всех смыслах в Пограничье. В местах сложнейшего соединения и одновременно разделения трёх государств восточно-европейских славян. Простите за высокие формулировки...Но они продиктованы глубокой уверенностью в крайней актуальности поэмы. В её духовной национальной основе. По крайней мере, такой она мне видится. Хотя решающим ( и это правильно) тут будет всё же редакторское мнение.
Дорогая Лидия Владимировна! Спасибо, что приняли принципиальное решение о публикации поэмы. Речь, как я понял, идёт о третьем номере. Не совсем ясно, почему его нужно уже сейчас верстать. Впрочем, любое издание связано с разными "смежниками" кучей обязательств. Как говорится, хозяйке виднее.
Хочется ещё добавить некоторые моменты. Признаться, я сам много вижу нового в тексте после каждого чтения. А вот как всё получается, объяснить не могу. Впрочем, на то и полное сакральных смыслов произведение о «Стародубской пророчице».
Продолжу предыдущие рассуждения о Хлебе. Уже в 7-8 строках (эти две цифры всегда обозначают знак присутствия Бога) буквально на первой странице звучит: "Хоромы, как белые булки И красные как калачи". Значит, в каждом здешнем доме есть иконы, крепкая вера. Она и подвигла к строительству многих церквей Стародуба. Соблюдён один из основных законов сюжета – от частного к общему. Или наоборот.
Встречаются и другие моменты, которые по иному, как мистические, и назвать сложно. На второй странице: "Бил Киев старшинам челом" (речь о торговле через древний Стародуб со всей Россией). Не прошло и недели после написания строк, как главная газета области "Брянский рабочий" с тиражом почти в 13 тысяч экземпляров, сообщила, что впервые с начала конфликта в Стародуб из Украины, по некоторым данным из Киева, прибыли фуры за знаменитым местным картофелем. Для России достаточно важный политический знак. Возможно, именно этот старинный городок впоследствии станет одним из эпицентров примирения двух славянских народов.
Буквально вчера в Умани Путин одобрил идею строительства некой "китайской" стены на бывшей Засечной линии. Пока локально. Между тем Стародубская земля вплотную примыкает к Линии. Здесь во времена Речи Посполитой смыкался Восток и Запад. «Вон небо белеет от злости Над будто засечным жнивьём». Злости, понятно, украинской. А жнивьё, конечно, русский народ. Почему бы его ни защитить в том числе и китайским методом. «Причина простая, свой кормчий Есть ныне у древней Руси» -стр. 18. Хотя учёные всё чаще утверждают, что Стену строили как раз русские против Китая. Ибо какого ещё Змея, как ни Жёлтого Дракона, поразил копьём Георгий Победоносец. И ещё. Не успел я написать о пошлых американских пошлинах на китайские товары, как буквально тут же подсуетился Трамп. Пошёл активный диалог о подписании торгового Договора между державами. Мне немного не по себе от подобных прогнозов.
О каменных бабах. С ними в поэме « рифмуется» Гагаринский отряд космонавтов. Так сказать, встречное движение человечества.
Свою роль в «Пророчице» играет число 12. Ровно столько суток прошло с тех пор, как я написал: «Подобранных нам Конституций Под диким забором европ» (4 января). Открытый призыв к смене Основного российского закона. А уже пятнадцатого января президент в своём Послании заявил о поправках. Предполагается, что европы теперь будут нам не указ. Двенадцать суток (4-16) писалась поэма. В ней столько же сносок.