Лидия Довыденко
Заметки о материалах журнала Берега 3 -2020
Валентин Курбатов. Чтение без маски. Валентин Яковлевич Курбатов, лауреат Государственной премии 2020 года делится мыслями о том, что прочел в период «самоизоляции» с конца марта до конца мая и какие ассоциации у него возникли. Все эти мысли поданы не без изящного остроумия, свойственного Валентину Яковлевичу.
«Откроешь у Толстого, как Стива Облонский в «Анне Карениной» читает за завтраком либеральную газету, и тоже хоть беги, цитируй: «Либеральная партия говорила, что в России всё скверно, и действительно, у Степана Аркадьевича долгов было много… Либеральная партия говорила, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьевич не мог понять, к чему все эти страшные слова о том свете, когда и на этом было бы очень весело жить…» А тоже вот неловко. До либералов ли теперь…»
«И о пейзаже я давно печалился, что его всё меньше в литературе, а теперь и вовсе не заикайся – пейзаж ему. Прочитаешь у Бунина в «Митиной любви»: «Тихо, тихо стоял ночной млечный сад. Осторожно, изнемогая от него, пели ночные соловьи, состязаясь друг с другом в сладости и тонкости. И тихая нежная совсем бледная луна низко стояла над садом и неизменно сопутствовала ей мелкая несказанно прелестная зыбь голубых облаков».
Поневоле подумаешь, решится ли кто-нибудь сейчас написать такой сад. И жить с природой, как Митя, чтобы каждый цветок распускался для него и всякий гром гремел для его сердца. И вообще, возможно ли теперь и в будущем, после моровой язвы, даже когда она пройдёт, такое же согласие травы и сердца, неба и души.»
Приглашаю, кто хочет получить удовольствия от мастерского слова В третьем журнале завершается трилогия Юрия Серба «Счастливые». Немного жаль расставаться, уже привыкли мы ждать, что там Юрий Серб придумал со своими умными, интеллектуальными, философски мыслящими героями, которые, как все люди на земле, подвержены болезням и жизненным испытаниям. И не дай Бог столкнуться с аллергией, в которой, оказывается, врачи не могут понять и определить причину: возникает тема ядовитой еды, стабилизаторов, пальмового масла, эмульгаторов, усилителей вкуса, пирофосфатов. А не является ли аллергия в теле по причине моральной аллергии на некоторые общественные явления? В частности такое большое явление, как стремление из народа –победителя сделать народ-потребитель? Есть ли на это иммунитет у граждан? А это ведь, - считает писатель Юрий Серб, - то же, что суверенитет для государства. Или оно сегодня лишь «гарант высокой прибыли для высоких особ?» Существует ли жизнь на планете? Да, именно жизнь, а не существование?.И сколько всего актов в растянутой пьесе о конце мира? И что об этом думают писатели земли русской? Посильна ли задача – вырвать президента ил лап либералов? На эти многие вопросы ищите ответы в романе Серба «Счастливые
В рассказе Людмилы Семеновой, прозаика и критика, мамы шестерых детей, «Весна Ванюшкиной жизни» главный герой дрался за Новороссию в 2014 году, был ранен. Это прекрасный садовод, но сад в Луганске сгорел в 2014 году, как и его ухоженные козы. Он отличный печник и изысканный повар. У Вани был самый счастливый миг жизни, когда он увидел «трёхлетнюю девчушку, припавшую к ноге ополченца-отца, вернувшегося по обмену из украинского плена». И у него есть любимая девушка Варенька, которая счастлива, когда он рядом, и её волосы пахнут жасмином, как те кусты в Луганске, которые Иван посадил сам. Ветку жасмина, нарисованную им акварелью, он дарит своей любимой в его последнюю весну жизни, озарённую светлой улыбкой Вареньки. Берега 3 (39)-2020
Рассказ «Память-пуповина» Анны Козыревой, члена Союза писателей России, о вере, о невидимой связи поколений, о том, что Божественное спасение ближе, чем ты можешь себе вообразить, о «радостной тихости», приходящей к человеку в церкви. «Душа сама видит истину», и человек правильно поступает, когда следует её велению, и помощь приходит от того, кто наделен «тёплым светом». В церкви ты испытываешь «тайное родство с незнакомыми людьми», и «минувшее оживает – сердцу больно становится…», потому что не всегда удобно это минувшее вспоминать, но вдруг возникает из небытия твой прадед, твое неведомое тебе минувшее, чтобы спасти тебя или жизнь твоих близких. Родовое чувство, наполнившее память героев рассказа, соединяет в единое целое всех нас, часто тоскующих об родовой целостности, но, оказывается, что к ней лишь одни маленький шаг, лишь одно мгновение жизни. Берега 3 (39)-2020
В рубрике «Берега памяти» знакомимся с рассказами Ирины Мишиной, - это талантливое путешествие по берегам детства и приобщение к недетским впечатлениям и нравственным ценностям от тех людей, которые её окружали.. Этот её «неродной дед» до слез трогает своей добротой и застенчивостью, а бабка Семыкина с её уверенными пожеланиями «Бог даст!» дала урок великодушия и светлого взгляда на мир: «поведала о Всевидящем и Всемогущем и любящем всех-всех, парящем над нами где-то там, за далью облаков и ярчайшего света, от которого слезились глаза.
Но потом сколько бы раз я ни запрокидывала голову, всегда видела одну и ту же картинку. На пушистом белом облаке при любой погоде восседала бабка Семыкина и беззаботно болтала короткими ножками в штопаных тапках, которые, как я потом узнала, тачал мой дед-фронтовик (мамин отчим) из старых валенок для стариков нашего двора в небогатые послевоенные годы»
« Когда я стану взрослой... В какой момент мысленно произносишь эту фразу впервые? О чём таком сильно беспокоящем или недостижимо-желанном думаешь? Но, возможно, детство – это когда «веришь в правоту и непогрешимость взрослых», или когда ты понимаешь, куда ты больше смотришь, «на то, что вокруг, или в себя».
Быть сыном земли – это тоже искусство,
От первого танца до первого чувства –
Пишет — каратинский поэт, переводчик, композитор, художник, скульптор, основоположник современной каратинской литературы Хизри Асадулаев. Он пишет на родном языке, а стихи в журнале опубликованы в переводе Анатолия Аврутина, сына земли Белорусской.
Родное село Карата в Республике Дагестан – это то место на земле, где:
Где Красота над Мудростью воздета,
Где видишь сердцем в сумеречный час.
Автор четырех поэтических сборников, Хизри сейчас живёт в Беларуси:
Я дома, в Минске… Чту свою мечту.
Гляжу в окно и вижу… Карату.
Стихи Хизри переведены на аварский, арабский, белорусский, ногайский, русский и турецкий языки. И он перевел на каратинский язык стихи О. Хайама, Ф. Скорины, Дж. Китса, Ф. Шиллера, И.-В. Гёте, А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Лермонтова, Н. Некрасова, С. Есенина, Я. Купалы, Я. Коласа и др.
Все три тысячи лет каратинцы характер ковали
И не знали позора… И в Лету струилась вода…
Старики, уходя, молодым свою честь завещали –
Так идёт сквозь столетья… А в этом и есть правота!
Народный художник Чеченской Республики и народный художник Республики Дагестан, он и в поэзии являет художественное мастерство:
Весна… Весна… Росой несёт с полей.
Под вечер горизонт прозрачно-светел.
И небеса от радуги светлей –
Звенят от озорного семицветья
Приглашаю в рубрику Поэзия на встречу с отменными мастерами: Берега 3 (39)-2020
Поэту родниковой чистоты Евгению Юшину в этом году 65 лет. И вновь с удовольствием мы предоставляем страницы «Берегов» этому чудесному поэту:
Тяжела моя ноша…
За то ли, что в детстве грачонка я спас,
Мне светит в пути родниковая роща
И бабушкин иконостас.
… Былинка дрожит на ветру – затухает.
Лодчонка скользит по реке.
А прошлое кается, любит и тает
В потёртом моём рюкзаке.
Мастерство Евгения Юшина захватывает и пронзает душу и сердце:
Так вот иду, и в пыли под стопою моею –
Скифский кафтан и потёртый колчан Челубея,
Ржавый палаш бородинского дымного ада
И черепа уцелевших домов Сталинграда.
– Ну и куда ты идёшь по разбитой дороге?
– К Богу иду я, покуда шевелятся ноги.
Как же он прав в своих поэтических наблюдениях, в его непростых симфониях эмоций :
Заря припала на колени
И смертно молится о нас.
Чуден поэт в Божьем мире, высоко его слово, его художественное мастерство:
С думами о всех моих утратах
Брошу в печь полено, вздёрну бровь.
Ярко полетит огонь крылатый,
Запоёт про первую любовь.
И ему невольно подпевая,
Загрущу о юности всерьёз.
Изумрудным, захолустным маем
Бьются в небо родники берёз.
Какой народной подлинностью живёт стих Евгения Юшина, такого безукоризненного и естественного! Берега 3 (39)-2020
В третьем журнале «Берега» рубрика «Поэзия» представлена мужскими именами и одним женским, но каким – Людмила Свирская! Женщины поэты: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Людмила Свирская, - женщины-гиганты в поэзии. Они живут на таких вершинах, что дух захватывает. Уроженка Алтая, жительница Праги, Людмила Свирская не похожа ни на Цветаеву, ни на Ахматову. Он другая, мама, дочка и сестра, и Поэт:
Я безупречна, как конспект зубрилы,
И, значит, неминуемо скучна…
Нет, совсем не скучна, а поразительная, великодушная, тёплая, талантливая:
Но зачем без тебя эта жизнь сухопутная?
Чтоб прослыть симметричною, равностороннею?
Ртом хватаю я счастье своё... беспробудное,
Что на донышке сердца навек похоронено...
И если еще кто-то не знаком с поэзией Людмилой Свирской, то это случайность, у неё огромное будущее, её услышат, как колокола:
Колокола
Когда печаль, божественно-светла,
Глухой тоской становится упрямо,
Иду я с сыном «на колокола»
К подножию стареющего храма.
И на краю испытанной весны,
Под небом – ослепительно-бессонным,
Впадаю в продолженье тишины,
Паря над Прагой колокольным звоном.
Мы оба замираем не дыша:
От изумленья – сын, а я – от боли...
Во все колокола звонит душа,
Надеясь, что услышат... поневоле.
Поэзия. Берега 3 (39)-2020 http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega_3_2020.pdf
Русскую литературу трудно представить без большой метафоры дороги, пути, судьбы, много раз приводящей человека к началу. Стихи Виталия Даренского, профессионального философа, публициста и поэта, часто «задумчивые, как зимний вечер», с «внезапным озарением» о началах и завершениях:
Непритязательна, легка
Струится тихая строка
И начинает жизнь сначала.
Начало жизни бывает и не в начале её, и как будто новой жизни, но в большом возрасте, когда рождается это внезапное, меняющее тебя озарение, сопровождающееся «изысканной мукой» - бессилием слов перед открывающимся пространством смыслов, загадками Вселенной или просто непостижимым цветением жизни, творчества, чувств:
Бессилье слов – счастливый дар поэта:
Осознавая сердца немоту,
Он лишь меняет направленья света,
Чтобы увидеть в сложном простоту.
«Возносятся к свету //Жизни вечной душа и любовь» - не в этом ли и путь Поэта: в вознесении к свету, к Божественной благодати, к пониманию, что нет границ между «горными селеньями» и «здешним светом»? Лишь бы мы не заблудились, не потеряли любви…. Поэзия. Берега 3 (39)-2020 http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega_3_2020.pdf
День Военно-воздушных сил сегодня 12 августа отмечают в России. И мы обращаемся к статье Владимира Вахрамеева «Наш легендарный командующий», посвящённой дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту В. Д. Лавриненкову, отором писал прославленный воздушный ас – маршал авиации трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, Маршал авиации трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб, генерал-майор авиации Герой Советского Союза Михаил Андреевич Живолуп.
Сегодня, когда некоторые западные политики стараются извратить или замолчать правду о победителях в Великой Отечественной войне 1941–ё945 гг., особенно актуальны стали рассказы и воспоминания участников тех кровавых дней и событий. Вот как писал Владимир Лавриненков об экскурсии лётчиков его полка накануне штурма г. Берлина в польский город Познань: «В тот день впервые прогулялись по улицам заграничного города. В Познани не было никаких разрушений, будто война обошла её стороной. В городе уже открылись магазины, кинотеатры, базары, костёл зазывал к себе верующих утренним звоном. Мы с интересом осматривали дома, витрины магазинов, вглядывались в лица местных жителей. Интересно, что они думают о происходящем, как относятся к нам? Позже мы имели возможность убедиться, что настрадавшийся польский народ, как и народы других освобождённых от фашизма стран, видел в нас своих спасителей, которые принесли им покой, мир, счастье. Это очень окрыляло нас, помогало глубже понять значение великой освободительной миссии советского народа» (Лавриненков В. Д. Возвращение в небо.– М.: Воениздат, с. 223–224). Читаем Берега 3 (39)-2020. Берега Памяти. http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega_3_2020.pdf
Почему никто ещё не додумался поставить памятник ждущим почтальона ? - спрашивает поэт Тамара Краснова-Гусаченко в конце своей поэтической трилогии «Фронтовые письма», посвящённые 75-летию Великой Победы.
Письмо Первое: с фронта жене из июля 1944 года.
С утра и до ночи каждого дня
Ждала почтальона, бежала…
Но… встретился с пулей я, пуля меня
В сердце поцеловала.
Письмо второе: жене из небытия от 9 мая 2019 года
Как я оставил
вас, без защиты и любви?
Теперь вот – смог: письмо отправил
по Троице – через сирень,
гудят, шумят рассветы мая,
я – море нежности моей
тебе и детям посылаю.
Письмо третье: в небытие… из 9 мая 2020 года
Но, за спиною – встаёт – трава,
Вселенная трав – на раны,
Баюкает память любви – листва,
Бинтует рассвет лучами,
Любовь распрямляется над бедой
Ради спасения жизни,
Ведут Победители вечный бой
За истину… За Отчизну…
Навеки застывшие в своей любви и скорби у калитки, где мы ждали почтальона, любящие тебя: жена и дети.
Это надо прочесть и пережить самому, но даже короткие отрывки из трилогии Тамары Красновой –Гусаченко пронзают болью и животворным светом, заставляют задуматься о неком Великом Целом, соединяющим души ушедших и живых, что и одухотворяет мир, утверждает правду слышащих, зрячих, добрых, здоровых, мудрых.
Читаем Берега 3 (39)-2020. Берега Памяти. http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega_3_2020.pdf
О рассказе Татьяны Голоненко «Береги честь смолоду» . как актуально звучат эти слова в свете событий сегодняшнего дня. Голоненко Татьяна Максимовна родилась на Кубани. Филолог, учитель русского языка и литературы. Более 30 лет преподавала в школе. В настоящее время – библиотекарь Калининградской ЦБС. Руководитель детского литературного клуба «Янтарики». С 2012 года – председатель литературно-творческого объединения «Возрождение» микрорайона Чкаловск. Публиковалась в журналах: «Берега», «Балтика», во всероссийском литературном журнале «ЛиФФт», в альманахах: «Живая музыка стиха», «Живая вода» и др. Лауреат областного конкурса-фестиваля «200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года» в номинации «Малая проза» (2-е место). Лауреат 10-го областного конкурса-фестиваля поэзии и авторской песни «Тёркинские чтения» в номинации «Поэзия» (1-е место).
Как важно встретить в своей жизни человека, который высотой своей, человечностью и мудростью озарит тебя, осветит твою судьбу, направит и объяснит, чтобы «началась новая, полная впечатлений и событий жизнь». Читаем Берега 3 (39)-2020. Берега Памяти. http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega_3_2020.pdf
Мощная, литературно и по глубине мысли, рубрика Берега Новороссии.
Ольга Блюмина глубоко и оригинально рассказывает о Мелодии Преображения в рассказе Алексея Полуботы «Предзимье». На днях мы отметили праздник Преображения, золотой Яблочный Спас, а Ольга Блюминаа в рассказе Алексея слышит чувство естественной музыкальности этого мира, его преображающем воздействии на человека, и благодаря этим двум авторам, мы вспоминаем «о том таинственном главном, ради чего «неисповедимый замысел судьбы привёл» главного героя к «двум озёрам, подобных которым десятки тысяч в нашем краю», и все они частичка души человека
Светлана Тишкина. Я в храм святой вхожу с благоговеньем. Комок в горле, боль в сердце от слов Светланы, о том, что пришлось пережить людям в ЛНР: «Жители свидетельствуют о том, что та половина Новосветловки, которая находилась под нацгвардией, жила относительно спокойно. Но вторая половина посёлка, к которой относится и Свято-Покровская церковь, на себе испытала фашистские методы усмирения населения боевиками батальона «Айдар». Они расстреляли тех, кто был связан с ополченцами. Расстреляли отца и сына только за то, что те отказались рыть окопы». Это надо знать и читать об ЛНР и ДНР, где не убили святые ВЕРУ, НАДЕЖДУ И ЛЮБОВЬ!
Александр Савенков. Из цикла «Стихи о военной Горловке» . Не могу воздержаться от восхищения талантом Александра, поэтическим даром это жителя Горловки, его потрясающими образами:
думает, дикий, из камня и глины он,
а вглядеться в дома и арки –
город подвешен на нити рябиновой
чьей-то молитвы жаркой.
**
(Троицкая поминальная суббота)
звони, звонарь, весь век со мною
чужие сердцу берега,
и небо майское больное
готово обронить снега…
по ним, по ним, ещё не падшим,
на край, за край, сквозь чёрный лес
к холму, где мне руками машет
родительский могильный крест…
под ним, под ним, теряя слоги
в словах нелепых, как судьба,
живые притчи о дороге
читать по солнечным губам.
Читаем Берега 3 (39)-2020. Берега Новороссии. http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega_3_2020.pdf
Сильнейшим материалом в Берегах 3-2020 является статья Прасолова Сергея Николаевича, публициста, писателя, заведующиего Русским центром Луганской научной библиотеке имени М. Горького, «МИР ПОСТПРАВДЫ: ТЕХНОЛОГИИ РАЗРУШЕНИЯ РАЗУМА». В свете протестных настроений в России, в Беларуси, в странах Европы и США мы можем отметить, что оказались в мире Постправды с Постчеловеком, вместо Человека.
Общаясь с умными людьми, ты часто слышишь: «Почему прямо на глазах человечество тупеет? Посыпают нас чем-то, что ли?» «Когда знакомишься с литературой о постмодернизме и деконструктивизме, то возникает впечатление, что разум в ХХ в. окончательно потерпел поражение, – пишет известный российский философ и искусствовед В. Г. Арсланов. – В самом деле, чем определяется чрезвычайная популярность этого ведущего направления современной философской, эстетической и искусствоведческой мысли? Основные характеристики постмодернизма в различных его проявлениях и направлениях примерно таковы: абсолютный релятивизм, нигилизм, отрицание истины как метафизической ложной ценности. Все эти черты были известны, разумеется, и раньше, но в постмодернизме они приобрели гипертрофированный характер».
Сергей Прасолов отмечает, что мы живём в мире, где «манипуляции общественным сознанием изощрённо заглушают голос самой действительности, а спонтанные коллективные реакции приобретают характер эпидемий». И это мы увидели на действительно изощренной медийной агрессии, навязывающей людям ложную информацию о якобы вирусной «пандемии»
На так называемых протестных митингах мы видим «рафинированный скептицизм, считающий «истину на деле» тоталитарной догмой». Чем безумнее лозунги, тем быстрее под ними становится толпа. Скептицизм замораживает свежий цвет свободной мысли, ходит кругами вокруг неопределённости, давая простор для двоемыслия. Это и есть «постправда», где нет разума, а только эмоции и личные убеждения, мнения оказываются влиятельнее фактов. А это ведь пропасть: между личными убеждениями и истиной.
Именно эту рабочую технологию манипулирования общественным сознанием, технологию оболванивания и используют кураторы цветных революций.
Потерпевший поражение разум сегодня, - делает выводы Сергей Прасолов, - стал в умелых руках изощрённой, претендующей на разумность и даже научность технологией абсолютного разрушения разума и расчеловечивания человека. Мир так стремится к свободе личной мысли, что готов лишить себя сознания.
В заключение, хочу обратить внимание вновь на самый первый материал журнала №3 -2020: Статью Валентина Курбатова «Чтение без маски». «Как у Толстого хорошо говорил Голенищев Вронскому – как раньше рождались вольнодумцы, как вырастали они из классического чтения, из языков, философии, мысли, религии и нравственности, так что вольнодумство давалось им трудом, а теперь вольнодумцы стали «самородны» – заглянул в журнал, «попал на отрицательную литературу (как нынче поглядел канал «Дождь», послушал «Эхо Москвы») и готов, и уже снисходительно говорит: «Я в своей статье…» Протесты - это наше отмщение за потребительский эгоизм и жизнь для одних себя, а теперь откроем глаза и увидим, что, как писали сводки самоизоляции, «на улице есть люди», и увидим этих людей с благодарностью и любовью, как преодолевших себя. Читаем Берега 3 (39)-2020. Берега Новороссии. http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega_3_2020.pdf
Друзья, благодарю за чтение журнала «Берега», который противостоит по своему содержанию эрозии русских смыслов, представляя собой каркас общественного бытия как основу духовной жизни русского народа. Это обобщённый образ русской мысли в книгах, статьях, стихах и деятельности современных писателей и представителей духовно-нравственной культуры: Драма мира и внутреннее оформление человечества, культурная интеграция и проблемы сознания современного мира – это зов родной земли, родного Отечества о его предназначения на планете, о близости и нерасторжимости с небесным очищением. Философско-публицистические произведения представителей русской мысли противостоят духовному сиротству, демонической экзистенциональности, хлынувшей с Запада с попыткой вытеснить наше родное, Православное и вселенское, альтернатива лукавым речам о литературе без нравственных начал, возможность созидания и Преображение человека.