Лидия Довыденко
Обзор «Берега» - 4.2020
Свежий номер журнала «Берега» 4 (40)-2020 открывается рубрикой «Проза» продолжением публикации винтажного романа Александра Чумикова «Непал». Мы попадаем в экзотическую страну Непал, знакомимся с ее необычными традициями и обычаями, древними легендами, с мировыми светилами альпинизма, особенностями восхождения, самоощущения и поступков и признаём вывод писателя: «Эверест требует только Истины».
Это всепланетное восхождение сменяется в журнале романом Геннадия Гусаченко «Китобойная одиссея», где автор также глазами русского человека, отправляясь в безбрежные просторы океана, свидетельствует подробности убийства китов – преступного явления, охватившего человечество в 70-е годы 20-го века. Покаянное и осуждающее понимание этого явления начинается сразу с эпиграфа, слов Германа Мелвилла в его произведении «Моби Дик, или Белый Кит»: Вот почему мы объявляем кита как вид бессмертным, сколь уязвим бы он ни был как отдельная особь.
Он плавал по морям задолго до того, как материки прорезались над водою; он плавал когда-то там, где теперь находятся Тюильри, Виндзорский замок и Кремль. Во время потопа он презрел Ноев ковчег, и если когда-либо мир, словно Нидерланды, снова зальёт вода, чтобы переморить в нём всех крыс, вечный кит всё равно уцелеет и, взгромоздившись на самый высокий гребень экваториальной волны, выбросит свой пенящийся вызов прямо к небесам». Этот вызов, в конце концов, человечество услышало, услышало «воды гневных морей», и убийство китов было прекращено, автору также удалось расшевелить в сердце человека спящую совесть.
От мирового океана мы едем вместе с писателем Алексеем Полубота к озеру на рыбалку в его рассказе «Промысел». Мы встречаем учительницу, предчувствовавшую время, когда надломится мир, «где много трудиться – благо, скромность – достоинство», и вместе с товарищем отца нашего героя отправляемся не просто на рыбалку, а «на промысел». Михаил Александрович со вздохом констатирует, что «молодежь в обслугу подалась, а производство глохнет», толкает локтем, обращая внимание на красоту природы, «которая, как образ родного человека, с детства отпечаталась в нашей душе». Станция Пулозеро, и пустыня самого озера во льду, первый налим… слышен перестуке стальных колёс:
«Может быть, этот уже угасающий звук напоминает мне о скоротечности моего пребывания здесь, среди сосен, льда и снега, да и в целом на Земле – тоже…»
Анастасия Чернова в рассказе «Разлад» ведёт нас в лес вместе с тремя героями, по разным мотивам оказавшимися в лесу за грибами, и эта поездка оказалась трагичной по причине беспечности и незнания леса. Разлад с природой происходит у человека давно, и природа жестоко мстит диванным жителям, поддержавшим идею: «Живу я плохо, надо лучше, а заработаю-ка я грибами», в которых они ничего не понимали.
А серия небольших рассказов «Баранки к чаю и другие – погружает нас в окопную жизнь ополченцев Донбасса, воюющих за Русский мир:
«Христос рождается…» – разобрал два слова Бурый. А пока ничего не предвещало праздника. Но в тот момент он точно знал: где-то недалеко, в подвале, в тесноте и холоде, уже рождался младенец. Молодая мама, склонившись, держала его крохотную ручку. Собака и кот сидели рядом. Тихая звезда, мерцая, взошла… Однажды»
Священник Николай Толстиков продолжает в журнале тему жизни в Православии в миниатюрах «Приходинки». Предприниматели, чудаковатые мужики, бабушки-одуванчики, священники, алтарники, учителя – герои «Приходинок», у всех своя жизнь и своя дорога к храму.
Рассказ Владимира Яцкевича «Лучшие из лучших» ярко и образно раскрывает качество так называемого образования сегодня с дореволюционным, указывая на явно более глубокие знания и более крепкую связь человека с жизнью в начале 20-го века в России.
Новый роман Светланы Савицкой «Свет отражающий» представлен в журнале небольшим отрывком. Роман основан на подлинных документах, архивах, письмах и бортовых журналах боевых кораблей Российского флота, Первой и Второй Камчатских экспедиций, большая часть из которых публикуется впервые.
Автор знакомит читателей с истоками духовной, экономической и военной мощи государства Российского, повествует о людях, отдавших все свои силы, таланты, здоровье и даже жизнь во имя становления, развития и процветания великой России. Через весь роман прослеживается судьба главного героя Чирикова Алексея Ильича, капитан-командора, одного из великих первых русских навигаторов, участника камчатских экспедиций под руководством В. Беринга, прошедших морем из Тихого в Северный Ледовитый океан и к берегам Америки. Его жизнь, полная удивительных приключений, величайших открытий, подвигов и, конечно же, любви, не оставит равнодушными никого, кто ценит свою историю.
В рубрике «Поэзия» представлены великолепные поэты современности: Наталья Егорова, идущая «по судьбе, как по водам», Андрей Растворцев, так остро, пронзительно пишущий «о нас и о времени», Татьяна Грибанова, чьи стихи со Спасителя ликом, с надеждой «в густо дышащей сирени», Александр Орлов, который идёт «на свет по царственному полю»,
«над ним святые сторожа»; Ольга Флярковская, выбирая русское поле:, рассматривает его как дар судьбы:
Из всех даров, мучительных и царских,
Я за тебя судьбу благодарю.
Все названные поэты свидетельствуют, что в мире есть Бог и человек, а дух есть сила, и благодать – сила.
Следующая рубрика - «Берега юбилеев». Мы поздравляем с 85-летним юбилеем Владимира Андреевича Кострова, блестящего поэта, переводчика, драматурга. С наслаждением следим мы, распахивая сердце, за его поэтическим и Божьим миром нравственным законом:
Двухвёсельную лодку оттолкну.
И золото воды, стекая с вёсел,
Там за кормой оставит буруны,
И божий мир, не знающий ремёсел,
Откроет все четыре стороны.
И также мы поздравляем с 75-летним юбилеем Григория Блехмана, которому посвятила при её жизни, но неопубликованное эссе «Гармония в поэзии Григория Блехмана» известный поэт и публицист Сэда Вермишева (1932-2020). Предметом ее пристального внимания стали сборники: «У каждой строчки есть подстрочник» и «Живёшь, свою книгу листая».
В рубрике «Берега памяти» Михаил Фёдоров вспоминает недавно ушедшего от нас Юрия Бондарева через призму его беседы с Егором Исаевым «От нерва Бондарева можно прикурить», рассказывая о книгах: «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Последние залпы» и знаменитую фразу, благодаря так запомнившемуся в фильме Жжёнову: «Всё, что могу…»
Тему памяти продолжает Юлия Кирияк статьей «Тайны Балтики. Истории затонувших кораблей Балтийского флота», в основе которой подготовленные ею выставки и экспонаты музея Балтийского флота.
В рубрике «Берега прочтения» мы знакомимся с частью большого исследования великолепного критика из Минска Людмилы Воробьёвой творчества Натальи Егоровой «Божьего слова родник…», в котором автор выделяет истинность, исповедальность, особенности лирического стиля, словесную структуру поэзии Натальи Егоровой.
О поэзии Валентины Коростелёвой, её сборнике «И всё-таки – в дорогу!.. » пишет Григорий Блехман, благословляя «любовь и свет», русскую душу, жизненный опыт и человеческую позицию.
Удивительный материал представляет собой «Сказ о романе в стихах « поэта Владимира Подлузского, который повествует о том, как «Тараса и Прасковью» писали тысячи брянцев и запорожцев. Я их только чуть-чуть отредактировал». Это самокритика, самоанализ и история книги от её создания до того, как отозвалась в сердцах читателей.
«Русский мир без границ» представлен авторами из Вены, Лондона-Парижа и Филадельфии (США): Интервью Нелли Холлер с Виктором Клыковым «Наполнить смыслом каждое мгновение!» прибыло из Австрии. Рассказ Виктора Клыкова, академика, ученого, представителя в ООН в области самолетостроения и поэта очень познавателен. Стихи Веры Зубаревой, главного редактора литературного журнала «Гостиная» в Филадельфии представлены циклом «Колыбельная для взрослых». Статья Николая Вырубова о встречах с приёмным сыном М Горького «Генерал Франции Пешков» предоставлена князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским из Лондона, обнаружена в архивах его дяди Николая Васильевича Вырубова, жившего в Париже, а комментарии сделаны профессором МГУ Екатериной Сергеевной Фёдоровой.