Лидия Довыденко. Обзор журнала Берега -6 (42)-2020
Свежий номер (на сайтах: https://dovydenko.ru/ и Журнальный мир) открывается романом «Сырая рукопись». Сочинение времён застоя. Часть1
известного русского писателя Вячеслава Куприянова, которого наши читатели уже знают по виртуальной повести «Остерегайтесь гончих псов» (Берега №5 (29) 2018), (Берега №6 (30) 2018), Берега №1(31)-2019), а также по оригинальной поэтической притче «Из жизни одного короля» (Берега, 5 (41)-2020).
Роман «Сырая рукопись» - это потрясающая метафора современной жизни, герои его живут на созданном ими Ареале, острове, где соревнуются друг с другом водолазы и околпачиватели, которые, оказываясь, чем выше, тем труднее у них с идеями. Они живут в то время, что «ни околпачиватели, ни водолазы грамоты не знали с незапамятных времен. Под водой читать было нельзя – книги размокали, на куполе тоже нельзя – ветер перепутывал страницы. Значит, надписи были нанесены не ими и не могли ими быть прочитаны. Но принцип есть принцип. Само напоминание о грамотности могло омрачить светлый праздник, ибо если некто зависит хотя бы от грамотности, призывающей тратить время на чтение, заполнять пространство сочинениями, явно чужими, то где здесь независимость? Откуда возьмётся единство взглядов, если взгляды будут блуждать по буквам, каждую из которых каждый поймёт по-своему? Проблема была поставлена и решена давно: лучше никакого образования, чем неполное высшее. Полное высшее – невозможно, ибо тогда ему должно предшествовать пустое высшее, что математически невозможно, зато пустую гордыню возбуждает высокомерие, вплоть до неумения ориентироваться в простейших вещах: шнуровать ботинки, не наступать на ноги ближнему и т. п.
История говорила, что всякое знание есть полузнание, стоит только его передать ещё кому-то…»
Читатель уже понял, что, пропустив этот роман, он будет обделен завуалированной, но так необходимой и глубокой истиной…где реконструировался миф, назвать который можно так: «Осландия, Козландия и Косолапландия-Медвежандия». По первой версии в гибели материкового человечества виновны прежде всего ослы.Но не всё так просто…
В 6-м журнале мы подошли к завершению винтажного романа Александра Чумикова «Непал». Многие читатели так привыкли к нему, что выражают сожаление, что он завершился. О кавказской войне 42–43-го годов, о национальных особенностях альпинизма, о горячем камне омоложения. Вы сами, дорогие читатели, воспарите над текстом романа, потому что в нем есть много событий и поводов для размышления: «Но представь: я стукну по камню и начну жить сначала. «Э-э-э, – скажут соседи, увидев меня помолодевшим. – Вот идёт молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет всё начинать сначала».
Да, я тонул, но выплыл.
Я замерзал, но согрелся.
Я ломал кости, но они срослись.
Я видел величайшие в мире горы и равнины, моря и океаны.
Я знал лучших в мире женщин.
Я воспитал детей, которыми горжусь.
Это ли не счастье?
Тебе, Ишвар, хочется узнать путь к счастью? Один умный человек по имени Тенцзин поведал мне, что пути к счастью нет. Само счастье и есть путь…»
Рубрику «Прозы» продолжает Сергей Пылев своим новым произведением «Богу- Богово». Рукотворный рай и реальные Адам и Ева – часть эксперимента богатого человека, возомнившего себя Богом. Это олигарх Платон Михайлович Бородин. Человек! Он же депутат областной Думы, он же – генеральный директор ГК «Галактика Главснаб», по орбитам которой вращались далеко не небесные и весьма доходные материальные объекты в образе автошин, зерна, цемента, муки…» И он же вознамерился примерить на себя библейские заботы Творца… что из этого вышло? Надо читать…
Рассказ Василия Килякова «Знак», в котором речь идет о постоянном воспоминании героями рассказа военного времени:«Советские военнопленные должны быть клеймены особым устойчивым знаком. Знак состоит из снизу открытого острого угла, около 45 градусов и 1 см длины, на левой половине ягодицы.. Знаки делать ланцетами, какие находятся в каждой воинской части. В качестве краски употреблять китайскую тушь...» «И когда я волей судьбы, - говорит автор рассказа, - был закинут в Берлин, ходил в наше трагическое время «реформ» вдоль рисованной и разбитой Берлинской стены, вдоль сияющих супермаркетов и гаштетов, в которых пьют тягучее пиво и одобряют «продвижение НАТО на Восток», я вспоминал бедный, заставленный пустой посудой стол в моей деревне, слёзы деда и радостные возгласы Кузьмы Лукича:
– А меня Бог миловал! Бог миловал!..»
Рассказ Альбины Гумеровой «Владимир» ведет нас на Коктебельский берег Крыма, на встречу с водой, солнцем, красной луной, случайными собеседниками, с Клавочкой, предсказавшей главной героине ее Владимира, ставшей причиной необыкновенного поступка рассказчицы, которая предотвратила драку, нежно обняв незнакомых мужчин, которые ничего не поняли, кроме того, что столкнулись с чем-то до сих неведомым для них.
Рубрика «Поэзия» открывается стихами Геннадия Сазонова, в которых тоска об осмысленной жизни, презрение к мещанству и выгоде, преодоление невзгод, бесчинства и красота веры.
Светлана Размыслович погружает нас в ритмы жизни, наполненные любовью, мукой, прощением, стремлением ее постичь, прозрением: «куда б ни вели дороги –//
Придёшь в Россию!»
Поэт «Научит радоваться простому чуду.
В то, как я, на неделю забывшись, буду
Снова и снова говорить тебе:
– Здравствуй,
Моё милое, бесконечное счастье!»
Александр Лайков представил цикл стихов «И Россию всю видно с крыльца..»
«Глаголы из уроков любви и добра», «Я поэт, и очень добрый…», Волжский поэт, тесно связанный с одухотворяющей природой:
И растёт берёзка из слезинки, –
Вырвалась, кудрявая, на свет!
Гусли-перегуды из глубинки
Берегут нас в окаянный век.
…Животворной водицею брызнет
Мне в померкшие очи Волга…
Сам, быть может, я в будущей жизни
Обернусь в осетра или волка!
Живительная волжская влага животворно наполняет родовую и кровную связь поэта с читателем.
Стихи Нины Волченковой отличаются плотностью смысла и «света благодатью»,
Где ««льётся солнце в праздничной тиши». И вслед за поэтом мы погружаемся в трагедию войны, пережитую беду, но живущую в перегруженных чувствами сердцах до сих пор страшным заклинанием: «Только бы не повторилась»… Чувство непокоя наполняет бытие:
Как больно видеть ран живых надрезы,
Окопы, не заросшие травой…
Рубрика «Берега памяти» открывается «Воспоминаниями» Николая Петровича Бурляева о Н. Мордвинове, С. Бондарчуке, Ю. Селезнёве, В. Высоцком. Постижение Николая Дмитриевича Мордвинова как человека началось в 60-е году со спектакля «Ленинградский проспект». Мордвинов стал великим учителем для юного Бурляева. «Мордвинов в «Маскараде» потряс меня. Я действительно ничего подобного не видел в жизни. На сцене блистал великий классик, романтик театра Николай Дмитриевич Мордвинов. Аристократизм пластического рисунка, непередаваемый мелодичный, напевный, иногда раскатистый до надрыва голос. … Холод пробегал по коже, волосы становились дыбом. Я поражался, как это возможно, играя в подобной классической манере, в каждом спектакле плакать настоящими слезами и быть настолько естественным и заразительным, что и зрители плакали вместе с Мордвиновым». «В истории русского театра был великий Мордвинов, именно ему Россия обязана тем, что сохранила свою душу. Мордвинов, Черкасов, Ливанов, Козловский и другие светочи русской сцены пели песню русской, православной, великой и чистой души в годы атеистического безвременья. Они явились тем духовным мостком, перекинутым от прежней России в Россию будущую. И эта грядущая Россия помянет всех, кто честно служил ей. Помянет и великого русского артиста и человека Николая Дмитриевича Мордвинова»
«Быть первым на Руси – тяжелый крест» , - пишет Николай Петрович о Сергее Бондарчуке: «Бондарчук... Произносишь эту фамилию – и сознание мгновенно рисует образ кинематографического исполина: всегда красивого и элегантного, окружённого недосягаемым ореолом избранника, баловня судьбы, казалось, рождённого для жизни на творческом и общественном Олимпе. Безусловный вожак, лидер, авторитет. Открывающий любые двери, народный, лауреат, депутат Верховного Совета, Герой Соцтруда, профессор, оскароносец, свободно колесящий по миру, снимающий всё, что пожелает, и даже за границей. Разве «стая» могла ему это простить?..» … «Феноменальное соединение макро и микро: космический полёт духа и погружение в глубины тончайших движений души; слияние и гармоничное взаимодействие светлого разума и доброго сердца художника, исполненного любви к человеку и всему сущему на земле; жадное впитывание и переплавление в себе сокровищ русской и мировой культуры и созидательное творчество во славу Господа и человека; любовь и служение своему Отечеству – вот слагаемые гения Бондарчука».
Потрясающий рассказ о Юрии Ивановиче Селезневе, критике и писателе: «Да, только собственным участием в борьбе можно определить её исход. Это жизненное кредо Ю. И. Селезнёва, эта магистральная мысль его бытия прозвучала в художественном фильме «Лермонтов», когда Юрия Ивановича уже не было среди нас. Они прозвучали в устах Михаила Юрьевича Лермонтова, героя последней, не воплотившейся книги Ю. И. Селезнёва. Не только рукописи, но и мысли человеческие не горят, не исчезают, но как эстафета передаются окружающим, укрепляя их сердца. Не написана книга Юрия Ивановича о Лермонтове, но многие положения предполагаемой книги, мысли, гипотезы, утверждения вошли в фильм о великом русском поэте. Я благодарю судьбу за то, что она подарила мне три встречи и десяток телефонных диалогов с Юрием Ивановичем до того, как оборвалась его жизнь, до того, как началась жизнь фильма «Лермонтов».
О Владимире Высоцком: «И сегодня, вспоминая Высоцкого, я вижу прежде всего его образ 1960-х годов: образ молодого, обаятельного парня с хрипловатым голосом, так странно сочетавшимся с тёплыми, ласковыми глазами, с его сердечностью и простотой. Внимательный, заботливый, интеллигентный, даже немного стеснительный в дружбе. Я не могу вспомнить проявлений агрессивности к окружающим, напротив, помню лишь предельную доброжелательность Владимира к людям»
В этой же рубрике «Берега памяти» мы встречаемся с талантливым поэтом Евгением Курдаковым, умершим в 2002 году певце Новгородчины.
О судьбе, как всевечной юдоли,
И о мудрости – знать и терпеть,
Даже в остром предчувствии боли,
Побеждающим холод и смерть...
Об этих стихах, чувствах и прозрениях в рубрике «Берега прочтения» написал Алексей Полубота в статье «Исчезни, бес, – перед тобой дитя». Парадоксы судьбы недооцененного поэта Евгения Курдакова.
Когда восходит солнце над Софией
И вспыхивает купол золотой,
Я знаю, этот свет над всей Россией
Незримой растекается волной.
Рубрика «Берега юбилеев» открывается стихами Юрия Ключникова к его 90-летнему юбилею.
Когда облечься письменною плотью
Пришёл душе славянской звёздный час,
Ту плоть Кирилл и брат его Мефодий
Определили первой буквой –
Аз.
«Аз есмь!» – мой предок тонкой вывел кистью
Слова Творца, те самые, что Он
Вписал нам в сердце, как венец всех истин,
Как главный над законами Закон.
Голос поэта обращен к земле предков, с чувством плотности мира, в котром очень важно слово «Брат», которое мы произносим с «отрадой, многим незнакомой», но совершенно ясной для представителя славянского мира, невероятно яркого, высвеченного и выпуклого.
70-летие профессора Валерия Старжинского мы отметили его повестью «Профессия – Учитель» Он сказл: «В этом повествовании будет идти речь об учителях, моих родителях, которые по-разному видели мир и по-разному выполняли свою высокую миссию наставничества. Я до сих пор не знаю ответа на многие вопросы, которые ставила сама жизнь, и склонен думать, что однозначного ответа просто не существует. Единственная истина, в чём я не сомневаюсь, состоит в утверждении того, что высота профессионализма учителя зависит от его способности и умения любить других детей, как своих собственных».
В рубрике «Берега любомудрия», которую открывает Анатолий Бесперстых – лексикограф-русист, член Союза писателей России и Союза писателей Союзного государства, представлены фрагменты его книги «Крылатые мысли Владимира Путина. Афоризмы. Цитаты. Юмор».
Т. С. Рыжова, кандидат филологических наук, доцент, член Союза писателей России, отметила: «Рассматривать дискурс Владимира Путина как национального лидера и государственно-политического деятеля едва ли возможно без учёта лингво-риторических ресурсов его языка. И в России, и за рубежом он справедливо воспринимается как оратор, в избытке владеющий не просто образным, но и «ядрёным» языком национального фольклора, знанием и умением использовать изречения классиков, остротой речевой реакции на самые непредсказуемые вопросы и ситуации, возникающие в ходе пресс-конференций, интервью, переговоров».
В сокращении дали мы пространную статью философа Александра Ивановича Субетто «Умозамещение как отражение капиталогенной антропологической катастрофы и предстоящие
«Роды Действительного Разума», написанную на основе известного учёного, дважды доктор наук, и не менее известного писателя, главного редактора литературного журнала «Приокские зори» Алексея Афанасьевича Яшина романа-новеллины «Задушевные беседы об умозамещении». Понятие «умозамещение» родилось у него, как некий аналог понятия «импортозамещение». В современном мире лох-даунов «умозамещение» становится формой фальсифик4ации знаний, профессионализма, компетенций через купленные на «рынке» «сертификаты ума», например, купленные за определенные денежные суммы дипломы бакалавров, магистров, кандидатов наук, докторов наук и т.д.
Эдуард Демиденко – доктор философских наук, профессор Брянского государственного технического университета в очередной раз поднимает тему будущего человечества и планеты Земля. В качестве методологии этих исследований принимаются обоснованные В. И. Вернадским выводы о саморазвитии биосферы и переходе её в ноосферу под воздействием науки как коллективного разума нового человечества и его производительных сил. Но капитализм определил варварское угнетение народов и разрушение биоприроды. Осмысление деградации биосферы и почвенного покрова, патологий человека и живых организмов в городской техносфере привели к разработке мультидисциплинарного и социоприродного аналитических подходов к изучению этих явлений и решению глобальных проблем. Исследования мира, его явлений не могут обойтись без философии, играющей организующую роль в изучении сотнями наук и дисциплин многообразие развития Земли и её биосферы на протяжении 4 млрд лет».
В рубрике «Берега Крыма» известный исследователь истории Крымской земли, в том числе сакральной истории Александр Дидуленко в увлекательной форме рассказывает о Коктебельском побережье Черного моря, заповеднике Кара-Даг, его древних легендах об амазонках и кентаврисах, мифология Древней Греции оживает на берегах современного Крыма.
Краеведческие исследования сменяют поэтические образы Владмира Смирнова, поэта, прозаика, председателя правления Союза русских писателей Восточного Крыма.
Герои его стихов – Николай Гумилев, Марина Цветаева, Александр Пушкин, чьи имена связаны с Крымом, а также поэтичные образы произведений Александра Грина.
«Берега Новоросии» представлены именем Андрея Чернова, автора статьи «Донбасский «Забой»: литературные портреты 20–30-х годов», в которой рассматривает судьбы авторов журнала «Забой»: Слонимского, Горбатова, Шварца, Павла /Беспощадного и других.
В «Берегах прочтения» обращает на себя внимание статья Елены Крюковой «Книга живых», посвященная анализу сборника Александра Орлова «Епифань»:
«Книга стихотворений Александра Орлова «ЕПИФАНЬ» – воистину КНИГА; слово-то само, книга, священное; в древних книгах, будь то накрученный на остов пергаментный свиток или увесистый, облачённый в выделанную телячью кожу фолиант с «Цветной Триодью» или «Четьями-Минеями», лежащий на монастырском аналое, таилась мудрость земли; а нынче таится либо нечто настоящее, подлинное и насущное, либо притворное, поддельное». «Божий крест и победы звезда» – разве это не есть наш портрет, портрет русского народа прошедшего века? И так просто это сказано. Гордо и точно. И так скорбно. И так свято».
Статья вологодского автора Дмитрия Ермакова «Очарованный жизнью странник» посвящена книге Василия Килякова «Посылка из Америки» . Это сборник рассказов и повестей. И мы согласимся с Дмитрием Ермаковым, который замечает: «И мне хочется встать на молитву рядом с автором этих слов, замечательным русским писателем, странником, очарованным Божьим миром – Василием Киляковым, от которого с надеждой жду новых мыслей, новых строчек, новых книг…»
В свежем номере «Берегов» мы отправились к берегам Бразилии, где живет правнучка великого русского писателя Николая Семеновича Лескова, знаменитая балерина Татьяна Юрьевна Лескова, которой задали вопросы Оксана Карнович, руководитель музея имени М Плисецкой в Москве, и князь Никита Д Лобанов-Ростовский из Лондона. Уникальная судьба, прочтите, не пожалеете. Татьяна Юрьевна в день своего рождения - 6 декабря ей исполнилось 98 лет - шлет огромный привет читателям журнала Берега-6, а мы желаем ей оставаться такой же милой, живой, отзывчивой, родной по духу. Много тем: не только русское искусство за пределами России, и актуальной сегодня теме престолонаследия, и вот мнение князя Н.Д. Лобанова-Ростовского: «Да, тема о престолонаследии явно мало кого интересует. Но она одна из политических возможностей для Путина продолжить свою власть. Есть такая аксиома, что монархия в России легитимно не была упразднена. Когда Ленин распустил Думу и создал своё первое правительство, оно упразднило монархию. Но так как Ленин создал это правительство незаконно, на штыках матросов, захвативших Таврический дворец, то считается, что это не был легитимный акт, и потому монархия продолжается. Но поскольку на сегодня нет ни одного законного наследника мужского пола, не связанного морганатическим браком, то для воссоздания монархии в России нужно созвать Священный совет, как это было сделано во времена Годунова, когда ему передавали власть. И потому есть маленькая партия в России, которая готовит такую возможность, как одну из альтернатив для президента выбрать его монархом. Сделать так, как Франко сделал в Испании. Я не помню, как называется термин, когда он не опекун, а… Регент! То есть он будет править через нового монарха. Это одна из версий. И потому, когда Оксана опубликовала серию бесед в журнале «Русская мысль» в Лондоне, а также в журнале «Берега» в России, сделав интервью с пятью русскими аристократами на эту тему. Нас пригласил русский посол в Париже на обед. За столом присутствовал Михаил Швыдкой, который и тогда и ныне является представителем культуры за рубежом при президенте Владимире Путине. Mы обсуждали эту тему, и он её потом опубликовал в российской газете. Было принято решение, кого выбрать будущим монархом. Все проголосовали за меня, потому что я самый пожилой. Так что у меня нет шансов продержаться долго, и тогда уже смогут выбрать другого…»
Читатель нового номера может познакомиться с поэтическим творчеством Берегов Таджикистана, с Хасаном Гаюбовым, таджикским поэтом-переводчиком, одним из ярких представителей поэтов, пишущих на узбекском языке. Переводил Ивана Бунина, Валентина Сидорова, Аполлона Майкова, П. В. Шумахера, Д. Д. Минаева, Тимура Зульфикарова. Из таджикских поэтов переводил отдельные стихи Мирзо Турсунзаде, Лоика, Гулрухсора, Гулназара, Рахмат Назри, Зульфии Атои и многих других. Член Союза писателей Таджикистана, ответственный секретарь Союза писателей Центральной Азии, лауреат Литературной премии имени Бунина Союза писателей России, Золотой лауреат премии «Золотое Перо Руси».
И завершает номер повествование нашего уважаемого автора с берегов Вены Виктора Клыкова «Моя аэроэра ХХ века». К 65-летию Международного салона аэронавтики и космоса в Бурже, Франция: «Действительно, память о Международном авиасалоне в Бурже, поездке с французской авиационной делегацией по республикам Советского Союза и о встречах с замечательными людьми аэроэры ХХ века осталась во мне на всю жизнь. А свою аэроэру я с тех пор продолжаю как обыкновенный авиапассажир».
Итак, перед нами завершающий год номер журнала «Берега 6-2020, Я получила несказанное, изысканное удовольствие от встреч с современными авторами из разных уголков России и русскоязычного мира Земли, от их легко льющейся речи, целостности общего смысла, частиц остро увиденного бытия, предчувствия неотвратимости победы истинной интуиции и здравого смысла в мире, который, может быть, совсем, или слегка сошел сума.