Елена Крюкова
БЕРЕГА ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ
Журнал "Берега", № 6, 2020. Обзор
Берега... Пусть они и дальше омываются волнами времени. Важно то, что берега есть. И мы с вами - их жители. Перед нами открытое море, оно ждет нас. Но мы всегда вернёмся. К родным "Берегам".
"Сырая рукопись. Сочинение времён застоя" мастера русского верлибра и несомненного мастера русской прозы Вячеслава Куприянова сразу окунает нас в атмосферу горькой социальной притчи. Какой путь мы прошли? Что же мы оставили там, в нашем недавнем прошлом? И прошлое ли это? Может быть, незаметно продолжается то, что мы хотели бы забыть? А может, что-то надо преодолеть и сохранить? Опытный мастер соцветиями иносказаний, метафор, символов подводит нас к мыслям о бытии и его, быть может, неизбывном трагизме.
В номере заканчивается публикация винтажного романа "Непал" Александра Чумикова; эта проза удачно соединяет живость документального рассказа, яркие всплески художественных находок, изобразительную экзотику, привлекающую внимание читателя - всё же не каждый день писателям и читателям доводится побывать в далеком королевстве Непал... Удивительные тайны Третьего Рейха и программы "Аненербе", жанровые сценки на улицах Катманду, загадки Тибета, дружеские разговоры и даже песни - все это есть в интересных наслоениях этой прозы, написанной искромётно и увлекательно.
В рассказах Василия Килякова, Сергея Пылёва, Альбины Гумеровой - наша жизнь, то абсурдная, то лиричная, то полная надежд (и они порой сбываются!..), то отмеченная печальным знаком прощания... Художник - зеркало времени: в тексте, кроме личности автора, всегда так или иначе отражается время, и мы можем наблюдать его неуловимые повороты или грандиозные масштабы через уникальную линзу авторского мировосприятия.
Поэзия - вот то, что роднит наше пребывание на земле с простором неба, с чистой рекой музыки... Светлана Размыслович прикасается душой и к печали, и к радости, сплавляя их, переплетая, насыщая любовью. Вологжанин Геннадий Сазонов образно и сюжетно в стихах своих продолжает традиции вологодского литературного гнезда: он крепок мыслью и искренен чувством, и его стихотворные этюды то являют нам красоту природы, то обращаются к проблемам нашего непростого сегодня. Александр Лайков, живущий в Ульяновске, предельно и свободно открыт миру, в его ритмах и метафорах ясно ощущается привольная волжская ширь. А Нина Волченкова из Брянска навеки ранена войной. Внутренним взором она всё глядит на ушедших в бессмертие наших солдат... в стихах "Доты России", "Подвиг", "Кофточка", "Расстрелянная вишня" война встает в полный рост, и встают русские люди, что поднялись на защиту Родины, да и на защиту всего мира - и победили.
Поэт Евгений Курдаков (рубрика "Берега памяти") и поэт Юрий Ключников (рубрика "Берега юбилеев") для многих, думаю, явятся настоящим открытием. Естественность незаемной интонации, внутренняя грация стихосложения, стремление к мировой гармонии и к гармонии души - через все страдания и испытания жизни... Кредо прежнего поэтического поколения - стойкость, несгибаемость и бесконечная любовь к миру и людям. Нам бы не потерять этого великого чувства. Юрий Ключников - совершенно уникальный человек, большой высоты личность: поэт, переводчик, философ, путешественник, литературовед... Благодаря его переводам русские читатели познакомились с французской, английской, китайской, японской, индийской поэтическими культурами в почти полном объеме. А лирика Юрия Михайловича - ещё одна грань его удивительного таланта.
Воспоминания Николая Петровича Бурляева о Сергее Бондарчуке, Николае Мордвинове, Владимире Высоцком, Юрии Селезнёве - бесценны. Мы видим их, знаковые фигуры своего времени, как наяву; видим, как Сергей Фёдорович Бондарчук в бане пишет сценарий фильма "Вишневый сад", как Володя Высоцкий подвозит Николая Бурляева домой на машине, и оба молчат, этим дружеским молчанием разговаривая без слов... Потрясающая беседа Оксаны Карнович с Татьяной Юрьевной Лесковой и князем Николаем Дмитриевичем Лобановым-Ростовским: в этом разговоре перед нами встает весь двадцатый век русской эмиграции - и век русского балета за рубежом, за пределами Родины, где оказались, после революции, многие деятели великой русской культуры. Андрей Чернов из Луганска написал про донбасский "Забой": это литературные портреты 1920 - 1930-х годов; мы погружаемся в ту бурную эпоху, видим советскую литературную Атлантиду - но мы ещё не раз ее вспомним, изучим, обратимся к ней и мыслью, и сердцем.
А философские статьи в рубрике "Берега любомудрия"? Взыскательного читателя, любящего философию, социологию, публицистику, обрадуют материалы Александра Субетто, Эдуарда Демиденко и Анатолия Бесперстых.
А Александр Дидуленко из Крыма? Вместе с его исследованием об амазонках-кентаврессах, о вечной дружбе женщины и коня мы распахнули врата давно ушедших времен, и перед нами предстала древняя жизнь, в которой человек и животное были единым целым, где зверь и человек смело и доверчиво глядели в глаза друг другу...
А Виктор Клыков из Вены? Его блестящий очерк "Моя аэроэра ХХ века" заслуживает самого пристального внимания не только любознательных читателей, но и историков, и специалистов самолетостроения и летного искусства, профессиональных авиаторов, пилотов, конструкторов.
Благодарю за прекрасные впечатления от опубликованных работ всех, упомянутых в статье авторов, и еще ряда писателей шестого номера "Берегов" 2020 года - Валерия Старжинского, Владимира Смирнова, Алексея Полуботу, Дмитрия Ермакова, Хасана Гаюбова. Мне посчастливилось опубликовать в этом номере "Берегов" свою статью о замечательном поэте Александре Орлове - о его книге стихотворений "Епифань": на мой взгляд, "Епифань" - это значительная образная веха внутри современной русской поэзии, возвращающая читателю веру в духовную силу народа, в красоту его неубиваемого бытия.
Море плещется в родных берегах. И в чужедальних тоже.
Необъятное читательское море - в берегах журнала, который носит такое название: символическое, полное силы и надежды.
Желанный берег! К нему стремятся путники. Новые берега манят первооткрывателей, моряков и землепроходцев. Каждый автор - такой путешественник по тайнам культуры и собственной души.
Накатывает на балтийский берег вечный, как мир, прибой, проблёскивают драгоценные янтари в камнях и песке...
Берега - это полоса земли, за которой - безбрежный океан жизни и далёкий горизонт открытий. Берега соединяют разные страны, разные земли, разные народы.
Недаром носит такое название этот уникальный журнал, что издаётся в славном городе Калининграде, рядом великая Балтика, и география тут - тоже знак: тот, кто рождён на берегу - знает могучую власть дальнего пути.
Литература - тоже путь.
В № 6 журнала "Берега" за 2020 год мы обнаружим пути сюжетов, пути образов, пути человеческих судеб.
И наш капитан здесь - главный редактор журнала "Берега" Лидия Владимировна Довыденко.
Низкий поклон Лидии Владимировне за создание и творческую жизнь "Берегов". Так держать!
Елена Крюкова