Наталья Мелёхина
Цельные «Берега»
Первый номер журнала «Берега» за 2021 год получился удивительно цельным. Конечно, в идеале литературное издание всегда собирает вокруг себя команду единомышленников, но даже среди единомышленников добиться художественной цельности подчас трудно.
Вслед за Геннадием Алексеевичем Сазоновым отметила, что в подборке прозаиков, как будто бы один автор плавно подхватывает за другим тему беседы и продолжает, но уже на свой лад. Земля и небо в прямом и переносном смысле, детские мечты о космосе и взрослая реальность – вот, о чём пишет Сергей Грачёв в рассказе «Осколок неба». И следом – повесть Валерия Шелегова «Подрукавный хлеб», и с первых же страниц вновь отсылки к детским воспоминаниям о жизни на земле крестьянской, о красно-пегом телёнке в зеленях, о дедовой усадьбе, о квасе и пастухе с поэтичным именем Полелей, которое, кажется, словно специально для пастуха и придумано. Однако заканчивается произведение всё тем же извечным бытийно-философским вопросом: «И не осмыслить, не собрать воедино Замысла Божьего о нашем существовании на Земли». Тема возвращения к родным корням, тема непостижимости Замысла Божьего, земли и неба звучит и в рассказе Олега Рябова «Престольный праздник», и в отрывке из книги Лидии Довыденко «Колокола над Друтью и Днепром», где одна из глав красноречиво называется «Корни и кроны». Словом, прозаики этого номера, будто собрались за круглым столом, чтобы поговорить и друг с другом, и с читателями о самом главном, что есть в жизни человека.
В разделе «Поэзия» для себя лично особенное внимание обратила на «Африканскую тетрадь» Владимира Фёдорова. Для поэта любое путешествие – это путешествие духа, вот и Африка для Владимира Фёдорова – это не просто экзотический материк, а прародина всего человечества, колыбель цивилизации, сердце мира. Гёте утверждал, что лирика «есть торжество субъективного начала», и ничего с этим не поделать, а в детстве мне тоже мечталось о путешествиях, хотелось пройти тропами Гумилёва, так что уж удивляться, что именно эта подборка больше всего запомнилась мне из первого номера «Берегов», хотя, несомненно, все авторы раздела достойны внимательного прочтения.
Впечатлили дневниковые записи Николая Бурляева. Читала и невольно сравнивала с ситуацией в кинематографе наших дней. Вроде написано столько лет назад, а как актуально и в 2021 году! Чуть ли не по каждому кадру "Всё впереди" сомнения, споры, творческие метания, страх: нет ли ошибки в передаче замысла автора, как воспримет картину В.И. Белова? А как сейчас о деревне снимают? Фальшиво и пОшло. Обязательно в каждом кино есть простушка-сельчанка, в которую влюбляется миллионер из Москвы или Европы, и всё ненатурально: быт, одежда, диалоги, чувства - вообще всё! И ведь никаких сомнений. Вот насколько разный подход! Значит, сомнения творца, если он ответственно подходит к творческой задаче - это не так уж и плохо, это нормально и правильно.
Вообще разделы «Берега памяти» и «Берега прочтения» при всей моей любви к поэзии и прозе, наиболее долго приковывали моё внимание. Несколько раз перечитала и дневниковые записи Николая Бурляева, и дневник Валентина Курбатова «Летние вечера в Глубоком», и статью Тамары Красновой-Гусаченко «Где погиб сын Марины Цветаевой» и др. Это материалы, к которым неслучайно возвращаешься не раз и не два: они требуют неспешного осмысления, сопоставления дня вчерашнего и сегодняшнего. А значит, Цельные «Берега», увлекательные «Берега», мы ещё не раз к вам вернёмся…