Станислав Федотов
Обзор журнала «Берега» № 3 2021г.
«Живите, радостью дыша…»
Журнал «Берега», не побоюсь сказать, — кладезь русской современной словесности, и читать его — одно удовольствие. Главное — хватило бы свободного времени в нашем нынешнем плотно спрессованном бытии.
Третий номер этого года — не исключение из правила: он насыщен отличной прозой, замечательными стихами, интересными мемуарами, критикой и литературоведческими эссе. Прямую публицистику заменили выдержки из переписки двух крупных художников слова — Валентина Распутина и Валентина Курбатова, а также — размышления Натальи Советной о книге В.Синенко «Я не убит подо Ржевом. Завещание отца». И сразу скажу: их философские исследования нашей действительности куда глубже и мудрее иной публицистики.
По самой сути своей обзоры разножанрового и разностильного богатства, какое представлено на страницах «Берегов», есть выражение субъективного мнения. Хотелось бы сказать обо всех, но — увы — не получится: нет ни времени, ни возможностей. Кого не упомяну — без обид, ничего личного.
Начну со стихов. Хотя они традиционно публикуются после прозы, вроде как вторым номером, однако мне кажется, поэзия требует максимальной концентрации чувства и мысли, в прозе — вольготнее.
Стихи в журнале — все! — профессиональны и каждые по-своему свежи, как по технике, по изобразительному ряду, так и по чувствам. Строки юбиляров, В.Сорокина и А.Реброва. своей точностью и выразительностью задают планку всему поэтическому блоку, становясь как бы камертоном художественной силы поэта. Своими лучшими стихами ему отзываются Николай Родионов, Антонина Сытникова, Виктор Петров, Нина Стручкова, Лариса Бухвалова. Их силу почуяли, им отозвались струны моей души. Другим читателям отзовутся другие: Константин Смородин, Василий Киляков, Евгений Харитонов, Анастасия Ростова. И это — правильно, это — прекрасно! Это, в конечном счёте, объединяет отдельных читателей в нечто целое и разностороннее — почитателей журнала.
Проза на этот раз представлена, в основном, малыми формами. Документальная повесть Николая Бурляева «Никогда я не был на Босфоре…» на личном опыте автора знакомит нас с «кухней» кинопроизводства и кинофестивалей. Думается, многих читателей порадует, что народный артист РСФСР владеет не только мастерством актера и режиссера, но и хорошим слогом. И не только в прозе, но и в стихах.
Рассказы Николая Олькова, Александра Тихонова, Александра Евсюкова, Риммы Лютой, Ольги Козловской, Эвелины Азаевой радуют сочным, чистым русским языком. (Это вообще присуще «Берегам» как зеркалу русской словесности.) Н.Ольков в «Красной Поляне» удачно использовал форму сказа, а Людмила Менаже («Красавица и Чудовище») обратилась к философской сказке.
Хочется остановиться на рассказе Сергея Пылева «Оживший». Почти анекдотический сюжет под рукой мастера постепенно приобретает черты притчи. И, хотя финал истории печален и даже, в какой-то степени, трагичен, автор добивается главного — приводит читателя к размышлениям о сути жизни.
О ней же, этой сути, задумаешься, прочитав рассказ донбассовца Юрия Хобы «Спаси и сохрани». Боль за героический Донбасс живет в наших сердцах: ждем не дождемся победного конца войны.
Лидия Довыденко в эссе «Мое большое бытие» делает неожиданный ход: проводит параллель не только в творчестве, но и в судьбе двух, казалось бы, полярных по духу , мировоззрению, художественной позиции поэтов — Николая Гумилева и Бориса Корнилова. Я бы даже сказал: не проводит параллель, а сводит лицом к лицу, и они как художники смотрят в свое зеркальное отражение. Как, оказывается, прихотлива жизнь и как изобретательна в своей повторяемости!
Не могу нарадоваться рассказам Александра Герасимова, насладиться красотой и выразительностью его мира, до краев наполненного любовью к Приамурью и в целом — к Родине. Сегодня в фантастике, в различных фэнтези можно встретить определения «Миры братьев Стругацких», «Миры Головачева», «Миры Лукьяненко» — с уверенностью могу сказать, что уже существуют «миры Герасимова», причем не выдуманные, а живые, сегодняшние, очень точно и тонко списанные с натуры. Не удивлюсь, а порадуюсь, если рассказы Герасимова назовут «лучшей прозой года».
Многие российские журналы публикуют авторов не только своего региона, а с просторов бывшего СССР. «Берега» пошли дальше и шире: журнал «захватил» берега всего мира — Европы, Азии, Америки, Австралии. Носители и ценители русского языка сегодня есть везде, и всюду появляются замечательные писатели и поэты, несущие плоды своего творчества на страницы калининградских «Берегов». И на этот раз пришли дары из Лондона, США, Канады, Франции, украсившие российские страницы.
Впервые проявились в журнале «Берега Амура». Мне это особенно отрадно, потому что, прожив пятнадцать лет на этих самых берегах, уехав оттуда уже двадцать лет назад, я оставил там свое сердце, и мне радостно видеть творчество амурцев в любых проявлениях.
О Герасимове уже сказано. В номере публикуются два поэта — Ольга Крутикова и Валерий Черкесов. Черкесов — поэт и прозаик, достаточно хорошо известный, публиковавшийся во многих журналах, альманахах и сборниках, лауреат ряда премий — в подборке этого номера остается верен своей, наверно, главной теме — война и детство. Крутикова только выходит на широкую дорогу публичности и делает это довольно успешно. Это подтверждают стихи в обозреваемом номере. Используя строку из ее стихотворения, посвященного Сергею Есенину, можно сказать, что она звучит «на одном языке» с поэтами этого номера и всей русской поэзии.
Станислав Федотов,
член СП России с 1973 г.
г. Москва