Берега реки под названием "Жизнь" и вербальная музыка ДУХОВНОЕ СТРАНСТВИЕ КАК КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО
Валерий Старжинский,
Член редколлегии журнала “Берега”,
доктор философских наук, профессор
Какую методологию можно использовать для анализа художественного произведения высочайшего уровня и, в особенности сонм этих произведений, собранных как букет из разноцветья в толстом журнале. Ответ на этот вопрос мы сможем найти в обзоре одного из ведущих художественно-публицистических журналов России “БЕРЕГА”, который представила нам русский поэт, прозаик и искусствовед Елена Крюкова. В обзоре Елены Крюковой содержится ответ о методологии анализа – следует осуществить вместе с авторами и героями “духовное странствие”.
Реконструкция произведений критиком, представленная в обзоре может рассматриваться как форма культуротворчества. Формально к последнему относиттся любой вид деятельности, результатом которого становится нечто новое, доселе не существовавшее - новация. Это может быть изобретение¸ как решение технической задачи и оформленное в виде патента. Или, например, реализация патентной идеи и изготовление технического артефакта.
В сфере духовной культуры культуротворчество выступает в нашем случае, как процесс создания художественного произведения. Деятельность по анализу и оценке произведения в сфере изящностной словесности, осуществленная Еленой Крюковой содержит помимо чисто литературоведческих ряд особенностей когнитивного, психолингвистического, методологического свойства.
Прежде чем анализировать способы расщепления цельного произведения (как атома на ядро и электроны, а в последствии на другие элементарные частицы) на такие психолингвистические элементы как дискурс, нарративы и прочие коннотации, для начала остановимся подробнее на методологии аналитического обзора.
Автору обзора необходимо было осуществить рефлексию произведения, проникнуть во внутренний мир автора и его духовный путь. Для этого критик предлагает стать странником-путником на пути духовного творчества и адекватно (термин очень формальный, но другого не подобрать) оценить, угадать, прочувствовать, живой нерв, пульс, ощущения и, зачастую, боль автора.
Странствие - путешествие во внутренний мир автора Елена Крюкова осуществляет, разумеется, посредством анализа и экспликации языка (язык - дом бытия), релевантного герою произведения, который имплицитно выражает мировоззрение через картину бытия и сверхценности. Разумеется не остается без внимания композиция, сверхзадача, а также другие различные литературные премудрости (по крайней мере для меня, не достигшего высот в этой сфере культуротворчества), которые делают произведение настоящим искусством, то есть обретающей художественную, общечеловеческую ценность как культурный феномен.
“А где оценка обзора”, спросит читатель. Обзор журнала “Берега”, выполненный Еленой Крюковой, - не просто анализ произведений, опубликовааных в журнале. Данный анализ сам представляет собой художественное произведение, не уступающее по своему мастерству произведениям журнала, а где-то даже их превосходящий и открывающий авторам новые коннотации их словотворчества.
При всей музыкальности, благозвучии и метафоричности языка критик Елена Крюкова с всей сухостью и прямолинейностью (речь идет о нарративах войны и выживания на этом белом свете) переходит на язык рационального общения, где понятие сущности задает главный дискурс как классической, так и неклассической рациональности.
Так, анализируя книгу Н.Ф.Иванова “Реки помнят свои берега” она выделяет главную мысль автора об онтологической детерминированности русского (в данном случае “рашен” как говорят о нас за рубежом, будь ты белорус, еврей или грузин) металитета - человека общественного, чуждого индивидуализму, порожденному борьбой за прибыль и стремление “подняться” (разумеется в чисто экономическом меркантильном плане). Менталитет народа основан на архетипах сознания. После половодья река вспоминает прежнюю жизнь и возвращается в лоно берегов. Так и люди, взращенные в определенной ценностной среде после прохождения точки бифуркации возвращаются к своим истокам - менталитету. Елена доносит читателю сверхзадачу автора и в этом ее мастерство как критика, выявить, преподнести “на блюдечке с голубоой каемочкой” основную идею автора и вселить в читателя социальный оптимизм. А этот нарратив социального оптимизма – лечебное средство от депрессии, уныния и прочих прокрастинаций.
А что с юбилейными поводами и литературными публикациями. Как на них реагирует критик. С точки зрения Елены Крюковой известному поэту Валентину Сорокину удалось победить время... Разумеется –это метафора, однако как говорится “не в бровь , а в глаз” Время неумолимо, поскольку представляет собой объективный физический процесс (правда, природа времени до сих пор науке не известна полностью). Победа же означает, что творческий человек не подчиняется в определенном смысле неумолимому ходу времени и своим творчеством создает свое социально-культурное пространство-время. И в настоящее время (в этом случае физическое) становится, ясно, что созданное творцом-поэтом пространство-время является непреходящим феноменом культуры.
В своем обзоре Елена Крюкова затрагивает также проблему синтеза искусств, который возможен в руках поистинне талантливого творца в лице выдающегося Н.Бурляева, который реализует себя как подлинный художник культуротворчества в сфере киноискусства, литературы, живописи, театра. Понимание искусства как культуротворческой, созидательной деятельности, синтетичной по своей природе, как впрочем всякая духовная новация, позволяет наиболее точно обозначить маркеры подлинного творца, благородство и масштаб личности Н. Бурляева. Различные конкурсные перипетии и ангажированность оценок и суждений лишь подчеркивают величие таланта героя. И опять же камертоном оценки у Елены Крюковой выступают красота, добро, справеливость и истина - абсолютные ценности культуры.
Наблюдаем мы в анализе Елены Крюковой и явление интерференции языков авторского и языка критика. При анализе колыбели человечества и матери ее богатства – природы, окружающей человека среды автор обзора обращает внимание на поэтическую лексику поэта Н. Олькова и использует следующую характеристику-терминологию “прекрасный, сочный и яркий, напевно-сияющий русский язык”, которая наиболее мощно взывает к чувствам - главному инструменту духовного воздействия на человека.
Вернемся, однако к рефлексивному методу. Как известно, рефлексия может осуществляться на многих уровнях. Как вам такое. “ Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я” И если по отношению к себе (к своему душевному самочувствию и самоощущениям) человек рефлексирует многократно, то иногда незначительное ее превышение может привести к нездоровью и расщеплению личности.
К счастью предметом нашей рефлексии являются художественно-публицистические тексты, а также реконструкция деятельности творцов-авторов по их созданию, то оные опасения безосновательны. Критика критики, надеюсь, не повредит психическому здоровью ни читателя ни главных героев-авторов ни критиков. Как уже догадался внимательный читатель речь идет об оценке Еленой Крюковой критической статьи Натальи Советной относительно самых жестких, экзистенциальных в мире проблем и нарративов, связанных с войной - самоуничтожением людей.
Главный нарратив любой войны – “На чьей стороне правда. За что идем умирать.” Трагическая для русского человека битва под Ржевом привела к торжеству нашей правды - спасти Отечество от порабощения. Правда – кривда немецко фашистких захватчиков - убить нашу Родину, была ниспровергнута сотнями-тысячами-миллионами человеческих жизней, которые обрели бессмертие в жизнях живущих, в жизни нашей страны. А что язык. Он соответствует экзистенциальному дискурсу автора Виталия Синенко - сокральность и святость подвига и звучит как набат Хатыни. Смертию смерть поправ. Победу поддержало Небо.
Анализ стихов питерского поэта Андрея Реброва исполнен в музыкально-вербальной манере, в которой следует не только читать и эксплицировать смыслы, но и почувствовать эзотерику текста, “впивать, впитывать музыку русского стиха…” И эта вербальная музыка посвящена “песне, снежной зиме, нашей истории, нашим храмам и вере”. И зачем все это поэту и пытающемуся его понять читателю. Обрести и не потерять смысл жизни, котрый не сводится к ординарной жизненной суете, но и духовному росту, а зачастую возрождению духовности, которая значительно утрачена в век рыночной конкуренции и погоне за материальными благами.
Вечные проблемы человечества, имеющие философский статус - рождение и смерть, любовь и вражда, честность и предательство. проблема случая, рока и судьбы затрагиваются в произведениях Сергея Пылева, Тихонова Александра. Критик и в этом случае находит сответствующий язык, связанный с реакцией человека, решающего каким быть, чтобы быть человеком - человеческая нежность, потаенные слезы души, очищающие от зла и ненависти и поднимающие к высотам духовной мудрости и святости.
Анализируя рассказ Алекандра Евсюкова, который посвящен экзистенциальной пограничной проблеме “жизнь – смерть”, критик эксплицирует основу писательского таланта – погружение в предельную ситуацию героя настолько, насколько это возможно без собственного самоуничтожения. Именно эта эмпаия позволяет описать ситуацию борьбы за жизнь с подлинной достоверностью.
Критик выделяет ряд ключевых проблем, которые попадают в центр внимания авторов. Война отцов с поработителями как реконструкция в произведениях их наследников, проживающих и ощущающих ее зловещее дыхание. Ужасы, страхи, страдания и горе современной войны к которой привыкает обыденное сознание и воспринимает ее как “псевдонорму”, неибежность, с которой ничего нельзя поделать. Ненавязчиво проводится идея воспитания посредством связи поколений через единую культуру.
Во многих произведениях журнала, критик выделяет преемственность поколениий и традиций, как основу существования нашей культуры, транснациональные и межкультурные связи, исторические реконструкции, объединяющие берега реки-жизни в единое общечеловеческое бытие золотыми нитями внимания и любви…
И все-таки лейтмотивом обзора Елены Крюковой является жизнеутверждающая музыка вечной весны, которая делает смертного человека счастливым и в это мгновение бессмертным - как природа, Вселенная, единение с которой ищет Человек.
Елене Крюковой удалось органично и виртуозно, разумеется посредством авторской неповторимо образной лексики, приподнять занавес над тайной культуротворчества в сфере изящной словесности (влияние слова на наше мышление и чувства, что составляет основной предмет психолингвстики).
Следует иметь в виду, что Елена Крюкова по базовому образованию музыкант. А это означает, что чувство гармонии сформировано у нее на уровне спинного мозга (извините, посознания). И это чувство прекрасного в замыслах, словах и конкретных поступках у нее органично вплетено в ее вербальную культуру. Ее анализ и оценка высокохудожественных произведений журнала основана на внутреннем камертоне - чувстве прекрасного, справедливого и истинного , что составляет абсолютные реперы духовной культуры человечества. Именно поэтому мы жадно ловим ее “вербальную музыку”.