Лидия Довыденко

«Золотой Витязь» в Калининграде

 

Встреча с Александром Орловым

 

Когда Александр Орлов ответил согласием на приглашение – приехать в Калининград, я уже предвкушала приятное, или лучше сказать – пир души – многогранное общение с интересным мне человеком – Поэтом, который не только не разочаровал, но еще больше укрепил меня в вере  в талант и самоотдачу благородного, храброго витязя русского слова. Первая   встреча состоялась 11 августа в библиотеке имени космонавта А.А. Леонова в Калининграде, которая стала ярким творческим вечером поэта, прозаика, публициста, педагога, историка, директора Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь», члена редакционного совета журнала «Берега», постоянного автора журнала, составителя рубрики журнала "Поэтическая седмица". Он также член Совета экспертов Патриаршей литературной премии им. Кирилла и Мефодия, член литературного форума «Мiръ Слова» Издательского совета Русской Православной Церкви.

Собравшиеся читатели и авторы журнала «Берега» радостно встречали выступление Александра, не заметив времени, заслушавшись стихами из свежих сборников поэзии: «Ожившее солнце» и «Кимера». Александр Орлов для общения выбрал какую-то особо сердечную ноту, так что то и дело собравшаяся аудитория вздымала руки в аплодисментах, разделяя его оценки культурной и общественной жизни, подходы к педагогике, с интересом слушая рассказы об известных писателях, и, конечно, душевно одобряя прочитанные стихи, пронизанные верой в духовное преображение жизни. Очень приятно, что в нашей встрече принял участие известный яркий мыслитель, писатель, профессор, доктор филологических наук, Андреев Анатолий Николаевич, развивший тему сегодняшнего учительства, ведь Александр Орлов еще и учитель истории. Я люблю такие встречи, очень признательна всем участникам, потому что в них, теплота, благородная скромность, интеллект и красота души.

«Солнце духа»

Поэтический сборник «Ожившее солнце» Александра Орлова – это «солнце духа» (Николай Гумилёв), светившее над Россией многие века назад, и оно вновь  оживает в актуальном мире, в котором пребывают поэт,  его читатели, его родные и близкие люди, фольклорные образы: Житник, Жихарь, Полудница, Хозяин вод, Травница..., стоит лишь оказаться наедине с природой, как они оживают, преодолевая временные пласты. Круг образов из древних мифов и народных поверий удивляет новизной авторской подачи, преломлённой в лучах не только ожившего солнца, но ночных звёзд,  в поэтической стихии личностного восприятия.

Поэтические дороги не бывают пустыми, оказалось, что только вслушайся и всмотрись, ты ощутишь некий священный трепет перед природой, вековой Россией, в которой слышны «чародейные речи», если только «небесным тишинам своё сердце откроешь», если «забудешь трассу, город и век», то, сделав «привал в каком-то захолустье», ты становишься причастным к «слезливым тайнам некошеных трав», к открытию холодных звёзд, среди которых «одну я всю ночь согревал». Звёзды, воды, травы и колосья, что «быстро ушли на размол», «меня молча добром поминали». Все эти художественные образы одушевлённой природы не только «насельники небылиц». Это мир поэта, для которого «и от стогов неубранного жита // на небо возносился русский дух, // освобождённый от назойливого быта». Раскрывая «ромашковую бездну» природы, её «свет огнеликий», поэт ищет любви, а поиски  раскрываются  «вереницей связей» в едином времени Руси:

Ушли по звёздам стадо и пастух.

Как звали его - Велес или Власий?

 

«Богом поцелованный хромец»

 

Природные образы поэтического сборника сменяются христианскими темами. Спаситель идёт босиком, «следы оставляя на море». «Богом поцелованным хромцом» называет поэт святого блаженного Константина Новоторжского, чудотворца, который любовью растопил «тысячи сердец и зимы всесильную опеку». Поэт ощущает себя «сыном небесного народа», познавшего «в себе Христа», «под молитвы встречающего зарю»:

 И с небом не прерву я разговора.

И я не прерву разговора с поэзией Александра, оставляя горячие закладки августовского солнца в подаренный сборник, чтобы снова к нему не раз вернуться.

И ливень бил по городу жестоко,

Навязывал в горячке полутьму,

Всё рассказать хотелось – но кому?

Воде, осевшей в недрах водостока,

Или, быть может, Небу самому?

Мне вечер не оставил и намека.

И руку друга я при встрече жму…

 

 

Балтийск

12 августа гости отправились в Балтийск. Огромная благодарность  отцу Игорю, штатному клирику Собора Кирилла и Мефодия города Калининграда, иерею Игорь Симакову. Это человек высокой культуры, глубоко интеллигентный и сердечно открытый, он заботливо вёз нас в самый западный город России Балтийск, придавая особое значение творческой деятельности писателей-почвенников, противостоящих культурной эрозии словом и делом, стоящих на защите русского языка. На всех наших встречах он отмечал важность Света Православного слова, любви и добра.


В Балтийске мы совершили морскую прогулку к Северному и Южному молу, к рейду Балтийского моря, и, пройдя по старой части города с маяком и памятником Петру Первому, пришли в Свято-Георгиевский морской собор поклониться частичке мощей Святого праведника Фёдора Ушакова, не знавшего поражений легендарного адмирала, помолиться за победу Русского мира. Нас благословил настоятель Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира бригады по взаимодействию с верующими военнослужащими архимандрит Софроний, доктор богословия, первый священник в Калининградской области.

В библиотеке имени В.Г. Белинского мы пообщались с моряками Балтийского флота, познакомились с заместителем Председателя Совета ветеранов Балтийского флота, капитаном 1-го ранга, служившим на Балтийском флоте, участником дальних походов, поэтом,  Почётным гражданином БГО Владимиром Алексеевичем  Мурзиным, который рассказал о своих взаимодействиях в настоящее время с Донбассом. От всей души благодарим ведущего методиста Балтийской ЦБС - Елену Валентиновну Ковтун.

Светлый

Завершающим городом литературных встреч с читателями стал Светлый, молодой город, активно развивающийся в последние десятилетия. Эту встречу в библиотеке имени Николая Фёдорова организовал молодой писатель и журналист Дмитрий Коновалов, который на всех трёх встречах отмечал важность общественной деятельности, направленной на укрепление духовности русского народа.

И вновь Александр Орлов говорил так, что никто не заметил, что прошло два часа. Речь шла о литературном форуме «Золотого Витязя», о работе в Издательском Совете РПЦ, в жюри Патриаршей премии по литературе. Жизнь немыслима без Бога, без Отечества, без духовных произведений, почитания отцовских традиций – эти мысли составили духовный стержень выступления Александра Орлова.

Феномен целостного осмысления жизненных явлений, сохранение исторической памяти  стали ключевыми в тематике книги "Кимера", отдельные стихи из которых были прочитаны автором на встрече.

«Кимера»

Поэтический сборник «Кимера» получил название от деревни, откуда произрастают корни поэта, который «был призван в православные войска», где сливается родовое чувство с православным, где «люди сходятся сердцами». Александр Орлов обращается к теме Великой Отечественной войны через рассказы конкретных людей, с которыми ему довелось встретиться. Поразил рассказ о его бабушке которая взяла в семью на вокзале брошенного родственниками участника войны, лишившегося ног.

Жизнь великого страдания и великого сострадания продолжилась, в эпоху СВО эта тема опять пронзает душу:

В звёздный сумрак берёзовый пар

Вновь уходит, как в армию парни.

Духовная трезвость и нежность к близким по духу людям и святым, как праведный исповедник Иоанн Русский, чудотворец:

Мне теперь и не снятся погони,

Стал мне братом конёк-горбунок.

Повстречал я на русской иконе

Иоанна, что жизнь мне сберёг.

Обретение устойчивости, собственного развития в органическом духовном единстве с «медоваром, аскетом, молчальником» и святым преподобным Трифоном Вятским, чудотворцем, ангелом кротости, и рыболовом Андреем, «ждущим отца с Петром», и четырьмя прадедами – везде «сень родовых крестов», «раскрытый вижу настежь Отчий дом».

Вопреки навязывающей себя модернисткой мировоззренческой бесплодности Александр Орлов  противостоит им и этим близок современным, свежим словом перед небесами, Богом, Отечеством, родом в своём неподражаемом интонационно-художественным почерке. Залог победы света над тьмой – такая поэзия, в которой мы узнаем себя и друг друга через неуничтожимое чувство правды, неизъяснимое духовное родство, Божественное единство.

А.В.Орлов
БАБУШКА

Детям войны и моей бабушке Тамаре Фёдоровне Востриковой
Посвящается

…Я трудилась, как анахоретка,

Не по нраву был тягучий сон,

Позади ремесленного –  звон,

Позади война и семилетка.

 

Помню заводские перегрузки,

Наше комсомольское «даёшь!»,

Лучше всех строчила я союзки,

А покой не ставила ни в грош.

 

Счастьем нашим было – жить по плану,

Избегая склизкой болтовни,

Помнить никогда не перестану

Клапана, оборки и ремни…

 

Дом наш уцелел, а из бараков

Переехал без обеих ног

Бывший ворошиловский стрелок,

Строгий постник, кроткий дядя Яков.

 

После Курска, после трёх ранений

Никому не нужен был юрод,

И жена, без лишних объяснений,

Расспросив детей, взяла развод.

 

К нам в семью он въехал на каталке,

Мы решили: с Богом проживём!

Стало веселее жить втроём,

Мы же люди сталинской закалки.

 

 

 

Joomla templates by a4joomla