15 марта по новому стилю 1917 года в 15 часов государь Николай II подписал документ, обнародованный как "Отречение"... По прошествии почти сотни лет нам непонятно, о каком отречении шла речь, если царь – Помазанник Божий. Православный царь именуется помазанником потому, что в отличие от обычного человека принимает миропомазание дважды: при крещении и при короновании, или, как называется это Таинство, – поставлении на царствие. Для совершения миропомазания в мундире государевом существовало небольшое отверстие, находившееся в районе груди. Сквозь это отверстие и совершалось помазывание миром, словно при крещении. Царь православный – единственный правитель, принимающий власть через помазание, как будто из рук самого Царя Небесного.

 Что нам известно об обстоятельствах государева отречения от своей наследственной власти, то есть от того, от чего отречься невозможно?.. В книге воспоминаний ПРАВО НА ПРОШЛОЕ князь Алексей павлович Щербатов, профессор истории в США описывает событие: « В 9 ч. 40 м. вечера к станции Псков подошел поезд, украшенный красными флагами. В нём находились представители Временного комитета Гучков и Шульгин, прибывшие на встречу к Николаю II. К ним в вагон поднялся флигель-адъютант Мордвинов и пригласил депутатов на аудиенцию к императору. Их провели в салон, где уже находился министр двора граф Фредерикс. Вошел государь. Он был в пластунской черкесске, спокойный, но бледный.

По знаку государя начал говорить Гучков, завершив свою речь словами: "Всякая борьба для Вас, государь, бесполезна" и далее советовал последовать решению (!) Временного комитета и отречься от престола. Он также подчеркнул, что большинство из них стоит за конституционную монархию. Гучков предлагал отречься в пользу наследника при регенстве великого князя Михаила Александровича. В это время в вагон вошел генерал Рузский. Он прошептал Шульгину, что это "дело" уже решенное. Тогда Гучков предложил государю, помолившись Богу, исполнить пожелание Государственной Думы и отречься от престола Российской империи в пользу цесаревича. При словах о молитве император как-то странно взглянул на Гучкова... Возможно, государь был удивлен, услышав от Гучкова "поучительные" слова о молитве и о Боге... Гучков передал императору проект манифеста. Государь взял его, аккуратно сложил и стал говорить твёрдым и спокойным голосом. Он сказал, что принял решение не отрекаться в пользу сына – он не может расстаться с больным ребёнком и поэтому отрекается за него в пользу своего брата Михаила. "Надеюсь, что вы поймёте чувства отца", – тихим голосом закончил император. Взяв со стола сложенную бумагу – проект манифеста, который привёз Гучков, государь удалился в свой вагон.

Депутаты растерялись. Они не были готовы к такому решению императора. Они не знали, имеет ли право государь отречься от престола от имени своего сына. Но после обсуждения решили принять отречение в таком виде. Государь сам лично составил черновик акта отречения в пользу великого князя Михаила Александровича и приказал генералу Нарышкину переписать его на машинке. Войдя в салон, государь передал готовый акт Гучкову, который зачитал документ вслух. Государь стал прощаться и удалился в свой вагон. Часы показывали 11ч. 45 мин. ночи. Депутаты вернулись в свой вагон, где их ждала закуска. На путях стояли люди. Толпа безмолвствовала. Некоторые крестились. Так закончилась 300-летнее правление династии Романовых.» Но это было лишь начало конца – последнего российского императора Николая II, его жену и пятерых детей, расстреляли в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

А в августе 2000 года члены царской семьи были прославлены Русской Православной Церковью в лике святых, вернув таким образом царственную власть – ибо можно не сомневаться в том, что страстотерпцы предстоят пред престолом Божиим.

 

Интересные факты:

• Примечательно, что оригинал и черновик "отречения" были увезены из России и настоящее время находятся в США в библиотеке Стэнфордского университета.

• До сих пор ведутся разговоры: кто из членов семьи Романовых унаследовал бы престол, вернись в Россию монархический строй. Профессор истории князь Алексей Павлович Щербатов был глубоко убеждён, что нарушать действующие законы – нельзя. В этом скрыта проблема Российского престолонаследия. А закон был нарушен.

Что же до престолонаследников, доживших до наших дней, существуют два главных условия, дающих члену императорской фамилии и его потомству законное право на престол: во-первых, его брак. Он должен соответствовать основным гражданским законам об императорской фамилии, то есть быть равнородным. И, во-вторых, соответствовать церковным правилам и установлениям. Причем второе условие является не менее существенным, поскольку духовно-православному аспекту в русской монархической традиции всегда уделялось особое внимание. В соответствии с законодательством Российской империи, брак члена императорского дома, "могущего иметь право на наследование престола", должен заключаться с представителями царствующего или владетельного дома, то есть сумевшего сохранить хотя бы остатки былых суверенных прав и после утраты самостоятельности. В противном случае брак считался морганатическим и родившиеся в нём дети, как и супруги, отстранялись от престола (статьи 36 и 188 основ). В Российской империи, в силу её самодержавного, абсолютистского характера, не имелось владетельных родов ни среди первородных, собственно русских – Рюриковичей и Гедиминовичей, ни среди присоединенных родов азиатских и кавказских земель, что было четко зафиксировано в русском законодательстве. Таким образом, даже светлейшие князья грузинские после присоединения их княжеств к московскому государству и присяги на верность русскому царю в 1801 году, что одновременно являлось отказом от царских претензий, автоматически теряли свой суверенитет, становясь не владетельными, а просто знатными русскими подданными.

Что касается церковного венчания, состоявшегося 13 августа 1948 года, претендовавшего на престол Владимира Кирилловича Романова, именовавшего себя главой российского императорского дома, с Леонидой Георгиевной Кирби (в девичестве княжна Багратион-Мухранская), то произошло оно не в Русской Православной, а Греческой Церкви в Лозанне. Причиной тому, вероятно, было понимание Владимиром Кирилловичем того, что синод Русской Зарубежной Церкви заведомо неравнородный брак, к тому же с разведённой невестой, не благословит, а, скорее всего, запретит, и ни один русский священник не согласится их обвенчать.

Исходя из вышеизложенного, брак этот является законным только с гражданско-юридической точки зрения, как брак частных лиц, и совершенно не легитимен с монархо-правовой позиции. Так выглядит ситуация, четко обрисованная сенатором Н. Н. Корево в книге "Наследование престола по основным государственным законам" (Париж, 1922 г.).

По мнению профессора истории князя Алексея Павловича Щербатова, претендентами на престол можно считать детей и внуков великой княжны Ксении Александровны, сестры Николая II, и ее мужа Александра Михайловича. На том же уровне претендентства находятся и потомки великого князя Петра Николаевича, брата Николая Николаевича. Самым же "чистым", без оттенков морганатичности и, стало быть, имеющим больше прав, князь Щербатов считает внука старшей сестры Владимира Кирилловича, Марии Кирилловны, вышедшей замуж за герцога Лейнингенского. Их сын был женат на сестре болгарского царя, а внук, Борис Лейнинген, живет в настоящее время в Нью-Йорке, но мало интересуется перипетиями престолонаследия, по всей вероятности полагая, что, если вопрос этот возникнет, о нем вспомнят.

 

Автор: Неонилла Пасичник

Joomla templates by a4joomla