В продолжение беседы «Встретимся c Европой во Христе», своими мыслями о пути к примирению делятся Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич), наши соотечественники потомки знатных киевлян, прихожане РПЦЗ князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский (Лондон), Александр Кочубей (Швейцария), граф Алексей Стенбок-Фермор (Бельгия – Киев), граф Петр Бобринский (Париж – Киев).
Ваше Высокопреосвященство,почему в наши нелегкие дни общественность все-таки считаетсвоевременным воссоздание памятников достойным киевлянам Прошлого?
МИТРОПОЛИТ АВГУСТИН (МАРКЕВИЧ): Знание традиций не только нашего Отечества, но и своей семьи, своего рода – это святой долг каждого. Родословие вочеловечившегося Господа нашего Иисуса Христа мы слышим за богослужением ежегодно в канун Рождества Христова. Знать свои корни обязан каждый человек, чтобы не стать «Иваном, не помнящим родства». Без этого знания невозможно и молиться о ближних здравствующих и усопших: ведь, подавая поминальные записки в храм к престолу Божию, мы указываем их имена. Когда готовимся к таинству Евхаристии – святому Причастию - обращаемся ко Господу со словами: «Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы: где обрящуся аз?..» (Покаянный канон, 8-я песнь). Это знание о своих предках должно побуждать нас помнить о той ответственности, которая возлагается на нас с деда-прадеда и выполнить свой долг, представ на Страшном Суде, по возможности, с чистой совестью, уповая на милость Божию.
Мне известно о том, что в России двоим нашим соотечественникам – рожденному в Украине в деревне Гавриловке на Херсонщине барону Эдуарду Александровичу Фальц-Фейну, которому в сентябре исполнилось уже 102 года (!) и князю Рюриковичу Никите Дмитриевичу Лобанову-Ростовскому Указом Президента пожаловано российское гражданство и выделено государственное жильё за особые заслуги перед Отечеством. По отношению к потомку киевского мецената ХІХ века, сахарозаводчика графа Алексея Алексеевича Бобринского, уже 8 лет работающему в Киеве Петру Львовичу Бобринскому, племяннику парижского протопресвитера Бориса Бобринского, с кем я имел честь и удовольствие общаться по телефону, было бы возможно поступить подобным образом. Интересно, что в ХІХ веке промышленник граф Алексей Алексеевич Бобринский учредил ремесленное училище с программой церковно-приходской школы, т.е. юноши получали профессию (ремесло) и духовную подготовку, чтобы быть готовыми к трудностям семейной жизни кормильца и опоры семьи. Благодарные киевляне установили памятник промышленнику графу Бобринскому на Бибиковском бульваре. Этот памятник необходимо восстановить, так как монумент символизирует стремление предпринимателей к доброделанию, что сейчас очень важно «в миру». Подобная школа возрождена сейчас у нас в Голосеевской обители, где, возможно, будет устроен музей, посвященный памяти благотворителей нашего Прошлого.
Также потомок известной киевской благотворительницы, духовного чада преподобного Ионы Киевского, ходатаицы об устроении Ионинской обители, супруги киевского военного губернатора, в девичестве княжны Екатерины Алексеевны Щербатовой, погребенной в Киево-Печерской Лавре, – граф Алексей Стенбок-Фермор трудится в Киеве 8 лет. Этим молодым и талантливым людям необходима государственная поддержка и стимул для того, чтобы они могли реализовать своё желание не только трудиться на земле своих предков, но и жить здесь полноценными гражданами. Ведь они не виноваты в том, что родились за границей… Сохранить свою идентичность они, эмигранты в третьем поколении, сумели благодаря Православной Церкви Заграницей. Нам известны случаи, когда хранители древних русских фамилий утратили свою русскость и уже не владеют русским языком, как это произошло, с, увы, последним представителем рода князей Барятинских, проживающим в Страсбурге. Несмотря на то, что русским языком князь Владимир Барятинский не владеет, он помогает возрождению лучших традиций в имении «Марьино» в Курской епархии, где сейчас находится санаторий и возрождается церковная культура. В санатории стараниями князя Владимира Барятинского с помощью энтузиастов-краеведов создан Музей этого знатного рода. Также воссоздан памятник создателю поместья князю Ивану Ивановичу Барятинскому. Пример хранения памяти , достойный подражания!
Высокопреосвященнейший Владыко! Является ли воссоздание памятникакиевскому благотворителю Прошлого графу Бобринскому символомвоссоединения Православия Заграничного и Отечественного?
МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (КАПРАЛ): Наши именитые соотечественники, как и я сам, эмигранты в третьем поколении, воспитаны нашей Заграничной Церковью, но уже длительное время трудятся на своей исторической родине, прилагая усилия для воссоединения наших церквей после долгого разрыва и непонимания. Они видят свою миссию также в сохранении и бережном отношении к истории минувших десятилетий, являясь живыми участниками и свидетелями тех страшных лет и событий. С конца 2009 г. князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский занимается Примирением России. В московском храме Знамения иконы Божьей Матери на Романовской улице тогда же состоялся молебен по жертвам революции 1917 года, Гражданской, братоубийственной по сути, войны и репрессий, а также в память русских людей, скончавшихся на чужбине. Это был первый в истории России молебен, который сблизил потомков "красных" и "белых". В нем приняли участие как представители нескольких великих дворянских домов России, так и потомки ряда высших руководителей и военных чинов СССР. Отслуживший молебен протоиерей отец Всеволод Чаплин в своём слове дал ясный ответ на вопрос: в чём же должен заключаться смысл Дня народного единства - этот праздник напоминает обществу, что существуют ценности, объединяющие граждан, несмотря на социально-культурные и национальные особенности, сословные и прочие разногласия. Русских, сказал отец Всеволод, могут и должны объединять любовь к своей стране, общие духовные корни, память о людях, пострадавших за Отечество. Память о невинно убиенных в результате репрессий и погибших в гражданских конфликтах нужна, подчеркнул отец Всеволод, чтобы "общество становилось более мудрым и никогда больше не были бы возможны жертвы, распри и враждебность людей между собой".
Сразу после молебна появилась мысль: а почему бы не пойти дальше? Кто-то из журналистов сказал, что неплохо было бы идею примирения "красных" и "белых" воплотить в памятнике Примирения России. Было подготовлено и передано обращение к Святейшему Патриарху Кириллу на состоявшемся в Москве в декабре 2009 года 3-м Всемирном конгрессе соотечественников. В Москве до сих пор нет монумента, который бы призывал всех к Покаянию. К Покаянию за все преступления, которые были совершены в репрессиях и братоубийственной войне, независимо от того, кто в ней больше был виновен - красные или белые. Без Терпимости, Примирения и Покаяния - которые основаны на вере или хотя бы на стремлении обрести веру - не может быть народного единства. В ноябре 2012 г. Россия отметила 400-летие преодоления Смутного времени. Но приближается также ещё одна дата - 100-летие Октябрьского переворота, который не только привел к гибели миллионов россиян, к разрушению тысяч православных храмов, но и, затормозил развитие нашего отечества. Октябрьский переворот как раз привел к тому расколу общества, от которого Россия и Русский мир до сих пор не могут оправиться! Не так давно мы отметили 1150-летие образования Русского государства - первый русский историограф летописец преподобный Нестор в своей "Повести временных лет" называет дату 862 год основания Новгородской и Киевской Руси. Последний русский историограф 18 века Михаил Михайлович Щербатов, ссылаясь на хранившуюся в его личной библиотеке рукописную летопись 1046 года, называет в своей "Истории Российской от древнейших времён" датой основания Москвы 882 год. Согласно этой дате Москве вскоре исполняется 1135 лет! Это свидетельствует об общем историческом прошлом единого русского народа, расколотого деструктивными культами ныне, в начале 21 века, увы, на два воюющих лагеря.
Никита Дмитриевич, по Вашей и князяАлександра Александровича Трубецкого инициативе был создан памятникжертвам Первой мировой войны, также Вы сформулировали идею созданияПамятника Примирению и поддержали замысел воссоздания первого вРоссии памятника не государственному лицу и не военному, апредпринимателю сахарозаводчику, почетному киевлянину графуБобринскому. Чему призваны служить эти символы памяти?
КНЯЗЬ Н.Д. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ: Мне запали в душу слова отца Всеволода, цитируемые Владыкой Иларионом, и я полностью разделяю такой смысл Дня народного единства. Хотя я к примирению шёл не один год, и путь этот был трудным. В 45-ом меня, одиннадцатилетнего мальчишку, коммунисты в Софии посадили в тюрьму для "политических"; отца моего там же, в Софии, арестовали и расстреляли, после чего смертельная болезнь подкосила мою мать... Не думаю, что у других потомков "белых" этот путь был легче. В панихиде участвовали люди, отцов и дедов которых ссылали, изгоняли из России, экспроприировали, казнили без суда и следствия. Тем не менее мы на этот молебен, инициированный Московской Патриархией и получивший благословение Святейшего Патриарха Кирилла, пришли. И мы рады, что несколько потомков красных комиссаров и военачальников тоже пришли в храм для примирения.
Как и Памятник Примирения, воссозданный в Киеве монумент предпринимателю графу Бобринскому должен символизировать не только общественное согласие, межэтническую и конфессиональную толерантность, а его смысловое содержание должно быть направлено против духовного разобщения соотечественников, живущих в России и вне исторической Родины. Этот памятник, как историческая точка отсчета - символ понимания исторической трагедии раскола русского общества и для будущего взаимопонимания и примирения современных России и Украины. Принято говорить: лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. История, словно религия образованных людей. Важно, что есть люди, по крохам собирающие почти исчезнувшее прошлое, тем самым не давая умереть свидетельствам истории, какими бы они ни были. Когда-то в СССР возник принцип дома - или квартиры-музея, как института памяти, практически не известного на Западе. Но я голосую "За!" обеими руками. И дело вовсе не в "музее имени меня", как говорят. Я хорошо помню эти, на первый взгляд, очень странные музеи-квартиры имени какого-нибудь таинственного товарища Шарикова. Экспонатами, как правило, были старый верный маузер и премиальный патефон с юбилейной дощечкой на боку. А также фотографии этого никому не известного, но, очевидно, героического в своей деструктивности тов. Шарикова на вороном коне или с тачкой, на строительстве какого-нибудь ныне уже города-призрака, подающим пример мировому пролетариату. Или тот же памятник красному боевому командиру Щорсу… На первый взгляд - абсолютное убожество мысли. Эстетически - ну просто ужас! Глядя на это, я всегда вспоминал Михаила Зощенко, сказавшего о том, что он "только временно замещает пролетарского писателя". А кого временно замещает мифический тов. Шариков, думал я. Кому всё это нужно? Официальные лица, на мои по-хозяйски бестактные вопросы о странной трате денег на эту ахинею в то время, когда стране нужны средства на решение жизненно важных проблем, испуганно отвечали: "Т-сс, это ленинский план монументальной пропаганды". Уж не знаю, какой там был у Ленина план монументальной пропаганды тов. Шарикова, но в этих удивительных музеях, в тайне от Ленина и таким счастливым образом не включенная в его планы, была спрятана одна вещь огромной важности для России. И дело не в мифе о тов. Шарикове, а в удивительной и могущественной добродетели русского народа, хранящего Память с большой буквы. Хранящего любой ценой и при любых обстоятельствах. Подмена или отсутствие памяти, большевистское переименование всего и вся, массовое производство интернационалистических Иванов, не помнящих родства, убило бы Россию. А сейчас пришло время, когда благодарные потомки советских людей инициируют восстановление памятников достойным людям Прошлого, коим и был предприниматель Алексей Алексеевич Бобринский, пожалованный титулом графа за свои заслуги перед Отечеством.
Подписание в мае 2007 г. акта о каноническом единении Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви дало новый импульс Русскому миру - его возрождению и единению. Но "белым" и "красным", русским и россиянам, верующим и неверующим, православным и мусульманам, нужно обрести ещё и гражданское согласие. Не "спущенное сверху", а настоящее, выстраданное. Так пусть памятник-символ такого согласия поставит окончательную точку в истории разделения народа и станет основой для будущего партнерства всех русских людей, независимо от политических взглядов, в какой бы стране они ни находились, во имя и на благо России! Инициатива создания Памятника Примирения России исходит от нескольких разных по убеждению людей. Это гражданская инициатива, не продиктованная никакими идеологическими, групповыми или корыстными соображениями. Соответственно памятник примирения России должен быть сооружен на средства, собранные русским народом, российскими гражданами и зарубежными соотечественниками. И уж совсем не к лицу создавать его на средства "построенных" по чьей-то команде олигархов! Если будет так, по команде, мы получим ещё одну пиар-акцию, а не знак примирения, выстраданный в сердцах людей.
Виктор Михайлович, чем поучителен длясовременников, объединяющихся в русские общины на Украине, жизненный путь графа Алексея Бобринского?
ПРОФЕССОР БОГОСЛОВИЯ В.М. ЧЕРНЫШЕВ: Украине не многим более 20 лет, и опыт существования нашего молодого государства показывает, что это новообразование, увы, сравнимо с искусственно созданным и потому взрывоопасным государством Афганистан… Избежать конфликта внутри нашей страны не удалось по причине отказа двигаться в направлении к нашему общему прошлому – к миру Киевской Руси, или, говоря современным языком к Русскому Миру. Проделать этот нелегкий путь по переосмыслению нашего недавнего прошлого и представляется возможным с помощью объединенных действий русских общин на Украине. Так исторически сложилось, что на Украине проживает много выходцев из России. Но объединяться в русские общины по этническому принципу на данном этапе просто бессмысленно… Поскольку, как мы видим, сейчас в нашей стране происходит нечто, описанное классиком так: «все смешалось в доме Облонских». Страна, фактически, переживает повторение братоубийственной войны, развязанной еще в 1917 году политическими авантюристами. Увы, мы не сумели предотвратить эту страшную возможность, приближаясь к 100-летней годовщине трагедии нашего Отечества – государственного переворота 1917 года.
Потомки старой русской эмиграции, проживающие и работающие в Киеве длительное время - не являются этническими россиянами и, по сути, никогда ими не были. Вспомним слова писателя Лермонтова в романе «Герой нашего времени»: «я знал одного Иванова, так он был немец!».
Мы привлекаем к участию в работе Совета Русских Общин Украины хранителей старинных русских фамилий, вернувшихся сейчас на родину своих предков. Графы Петр Львович Бобринский и Алексей Андреевич Стенбок-Фермор более 8 лет работают в Киеве и уже доказали своё желание инвестировать интеллектуальный капитал в развитие Отечества своих дедов-прадедов. Восстановить в Киеве памятник первому русскому предпринимателю-сахарозаводчику графу Алексею Бобринскому – долг русской общины Киева. Я рад читать лекции по религиоведению в ремесленном училище в Голосеевской мужской обители, воссозданной по образцу ремесленного училища, устроенного в Киеве в 19 веке талантливым предпринимателем и благотворителем графом Алексеем Бобринским. Постановлением новой революционной власти памятник щедрому и заботливому меценату был снесён и переплавлен на снаряды для Красной Армии. В 1954 году место, где стоял памятник графу Бобринскому занял памятник Щорсу, красному боевому командиру, одному из организаторов выселения киевской аристократии с Липок на Труханов остров... Кинорежиссёр Александр Довженко воспроизвёл этот "героический" поступок в картине "Щорс": в оперный театр один из соратников Щорса позвал киевских "буржуев". Когда же напуганные непредсказуемостью командира предприниматели заполнили ложи и партер, подняли занавес и на сцене предстал... пулемёт, нацеленный в сторону зрителей. Вскоре на сцену вышел боевой командир и объявил: «Сдавайте деньги, не то открою огонь!» Не стоит описывать, что тут началось – в интерпретации классика украинского поэтического кино это напоминало известную сцену из "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова, случившуюся в варьете в Чистый Четверг…
Это же касается и деятельности русских общин в регионах, где в жутком запустении находятся поместья правителей прошлого, с любовью относившихся к землям, на которых они жили. К примеру, поместье Кочубеев в селе Дубовичи Сумской области – ныне памятник архитектуры – чудом уцелело, в отличие от уничтоженного поместья князей Щербатовых в деревне Терны, там же в Сумской области. Храм Иоанна Богослова в городе-музее Нежине строил граф Петр Витгенштейн, полный Георгиевкий кавалер, герой Отечественной войны 1812 года. С 1921 года в храме находится склад бумаг – областной исторический архив. По этой причине храм за годы появления нашего нового государства в 1991 году не реставрируется ни государством, ни Церковью.
В княжестве Лихтенштейн проживает наш соотечественник, потомок создателей заповедника Аскания-Нова в Херсонской губернии, известный благотворитель. В этом году Эдуарду Александровичу Фальц-Фейну исполнилось 102 года! В свое родное имение – село Гавриловка на Херсонщине – «народный барон», как его величают, впервые попал в возрасте 70 лет и с тех пор помогает возрождению и деревни, и заповедника.
Алексей Андреевич, Вы с детства дружите с графом Петром Львовичем Бобринским, вместе приехали трудиться в Киев. Что для Вас символизирует замысел о восстановлении первого отечественного памятника предпринимателю?
ГРАФУ А.А. СТЕНБОК-ФЕРМОР: Мой прадедушка граф Иван Васильевич был предпринимателем - агрономом и занимался сельским хозяйством. Недавно я разыскал в газетных архивах США заметку 1911 года в "Нью-Йорк Таймс", свидетельствующую о его патриотизме. Из заметки следует, что 27 декабря 1911 года по инициативе графа Стенбока члены Херсонского Земства обратились ко всем Земствам России с предложением бойкотировать ввоз в Россию американских промышленных товаров и продуктов. Это был протест против американского вмешательства во внутренние дела России. Что касается памяти о Прошлом, хотелось бы напомнить о том, что в 2007 году была построена часовня иконы Богородицы Знамения Курской-Коренной в Ялте. Эта часовня была возведена в память о расстрелянных в Багреевке близ Ялты в декабре 1920 года по приказу Троцкого аристократов, не пожелавших покинуть Родину. В их числе была и моя восьмидесятилетняя прабабушка княгиня Надежда Александровна Барятинская, урождённая графиня Стенбок-Фермор и её беременная дочь Ирина Мальцова.
Вместе с Петром Бобринским, племянником священника Бориса Бобринского, мы в детстве прислуживали (пономарили) в русском соборе Александра Невского на рю Дарю, и также вместе становились летом "витязями" в православных лагерях. "Витязи" – это как скауты, только русские и в Альпах! Если бы не Православная Церковь, мы бы стали французами... По-русски я говорю не так хорошо, как те мои ровесники, кто родился в семьях, где оба родителя – русские, как, к примеру, Александр Кочубей.
В год воссоединения Отечественного и Зарубежного православия я как раз приехал в Киев и стал прихожанином Киево-Печерской Лавры. Как Вы знаете, на Западе до воссоединения РПЦ и РПЦЗ некоторые русские храмы принадлежали Константинопольскому патриархату, некоторые – Московскому, а ещё встречались храмы Заграничной РПЦ. К примеру, самый красивый и самый старинный заграничный русский храм в Ницце до сих пор остаётся в юрисдикции Греческой Церкви. Лет 30 тому назад многие русские предпочитали быть прихожанами храмов нейтрального Константинопольского патриархата или же Зарубежной Церкви, активно сражавшейся с безбожной коммунистической идеологией. Потому что в храмах Московского патриархата за границей в основном служили сотрудники КГБ… Мы старались избегать общения с таким «духовенством». Для нас воссоединение Церквей стало большой неожиданностью, но после того, как это всё-таки произошло, конечно, мы стараемся не замечать разногласий и не делать различий между РПЦ и РПЗЦ. Да и сами эти противоречия постепенно стираются. Мы, поколение тех, кому уже перевалило за 40, лучше понимаем друг друга, чем даже наши родители, всё-таки оставшиеся с соотечественниками по разные стороны "баррикад"... Развязанная переворотом 1917 года братоубийственная война постепенно утихает... Раны врачуются по молитвам и "белых" и "красных". Образ дореволюционного предпринимателя, коим и является граф Алексей Бобринский, важен сейчас потому, что его мировосприятие было целомудреным – церковность была естественной, неотъемлемой составляющей его жизни.
Александр Андреевич, Вы часто бываете на Украине и не только в столице - знаете глубинку, где в Прошлом у Кочубеев были значительные владения. Почему так важно для нашей страны сохранение в памяти потомков образа сахарозаводчика?
А.А. КОЧУБЕЙ: В этом контексте уместно напомнить о том, что многие столичные памятники архитектуры, а также усадьбы в провинции, были насильственным образом изъяты у владельцев советской властью. Закон о реституции конфискованного имущества в силу сложных политических и эмоциональных причин до сих пор не подписан. С юридической точки зрения, проживающим вне России продажа имущества, незаконно изъятого у владельцев (без адекватной компенсации) большевистским режимом, третьим лицам кажется противозаконной, уже не говоря о правах человека. Поэтому иностранец, купив имущество, которое было национализировано, попадает у себя в стране под режим международного права и может быть подсуден. Примером тому служит японская компания, желавшая купить имение «Аскания — Нова» на Херсонщине. Прежде чем подписать сделку, японцы съездили к барону Фальц-Фейну в Швейцарию, точнее, в княжество Лихтенштейн, и попросили его подписать документ о «соглашении», за что они предложили значительную сумму. Эдуард Александрович отказался пойти им навстречу. В России же международное право не распространяется на россиян в случае покупки ими национализированного имущества. Да и в стране, где порядок и системное отношение к собственной истории еще в зачаточном состоянии, эмоции такого сорта вряд ли кого беспокоят. Кстати, со слов моих родственников-киевлян, за последние двадцать лет облик Киева изменился больше, чем за годы большевистского режима с его политической доминантой строительства «нового быта» и уничтожения «старого». И в худшую сторону. Большевики, при всем к ним отвращении, хотя бы попытались создать что-то свое, отличное от архитектуры и урбанизма Старого и Нового Света. Варварства во всех его проявлениях прощать нельзя, но это можно хоть как-то понять. Сегодня же в демократической столице Украины становится все меньше старых улиц, придававших Киеву своеобычность Матери городов Русских. Киев теряет «лицо». Капитализм, культура и демократия в Киеве нынче — это нечто неудобоваримое. А самое главное, за сегодняшней коммерческой суетой забыта ответственность перед потомками. В мире аналогий нет тому, что тут происходит. Повсюду существуют законы и правила о сохранении и использовании памятников культуры и архитектуры. И притом — жесткий архитектурно-строительный надзор за происходящим на городском и муниципальном уровнях. Оповещается также общественность, часто играющая роль запретительной или разрешающей инстанции. Варварство, ныне процветающее в странах постсоветского пространства, на Западе не только невозможно, но и наказывается в судебном порядке. К сожалению, в стране, где в какой-то мере продолжает существовать необсуждаемая большевистская динамика разрушения и строительства, а теневая экономика составляет весьма значительную часть национального дохода, перспективы на коренное улучшение нынешнего произвола весьма призрачны. Боюсь, что уничтожение памятников архитектуры неизбежно, что, как мы видим и происходило в завершающемся 2014, трагическом для Украины году. Воссоздание исторического памятника первому киевскому предпринимателю и благотворителю – это замечательный замысел на перспективу.
Петр Львович, Вы, парижанин по рождению, более 8 лет проживаете в Киеве, городе, где в 19 веке был сооружен благодарными киевлянами памятник графу Алексею Бобринскому, Вашему пра-прадедушке. Каково Ваше отношение к замыслу воссоздания общественностью исторической памяти о блистательном предпринимателе и благотворителе Прошлого?
ГРАФ П.Л. БОБРИНСКИЙ: Киев занимает значительное место в моей жизни. Когда-то давным-давно здесь был памятник моему пра…прадеду, предпринимателю-меценату графу Алексею Алексеевичу Бобринскому, создателю свеклосахарной промышленности в местечке Смела на Черкасщине в 1838 г оду. Алексей Алексеевич Бобринский также известен, как инициатор создания в России железнодорожного транспорта и устроитель начального училища с трехлетним курсом и программой обучения, равноценной программе церковно-приходской школы. Подобное ремесленное учебное заведение сейчас учреждено в Голосеевской обители стараниями наместника архимандрита Исаакия (Андроника). Граф Алексей Алексеевич Бобринский был также одним из создателей Политехнического института в Киеве. В память о его заслугах благодарные киевляне установили памятник на Бибиковском бульваре (ныне – бульвар Тараса Шевченко). Это был первый памятник, поставленный не государю или военному, а – промышленнику. Но Киев - это город моих предков и по отцу, и по материнской линии: премьер-министр Российской Империи Петр Аркадьевич Столыпин, погибший от рук террориста в Киеве, приходится мне пра-прадедушкой. Его дочь Елена Петровна была супругой князя Владимира Щербатова, чье имение находилось в Немирове. В 2006 году вместе с родителями (папа был еще жив) мы посетили Немиров, разыскали могилу малолетних сестер моей бабушки княжны Марии Щербатовой, расстрелянных в 1920 году по приказу Троцкого… Отслужили панихиду. Также на могиле Петра Аркадьевича Столыпина, в честь кого я и наречен. У меня хранится интересный документ 1918 года за подписью гетмана Скоропадского, мой дедушка граф Алексей Алексеевич Бобринский и его супруга графиня Наталья Ферзен обращались к гетману с просьбой об украинском гражданстве, поскольку с 1918 года киевские земли стали именовать Украиной… Но мои предки всегда ощущали себя русскими. У детей эмигрантов особая идентичность. Если это будет учтено на родине наших русских предков – мы с радостью будем трудиться здесь.
Возрождение Православной Церкви может стать объединяющим началом для всех славянских и православных народов, противостоящих отрицательным явлениям, которые мы наблюдаем в Западной Европе. Многие Европейские державы теряют связь с христианской традицией, чего нет, к счастью, в постсоветских странах. А в Киеве я наблюдаю такое общество, в котором религиозная христианская традиция является неотъемлемой частью жизни людей. Происходит возрождение духовной жизни в России и на Украине. Обе страны могут стать примером для таких государств как Германия и Франция, теряющих связь с христианством. Но после ужасающего военного конфликта на исторических землях Новороссии, развязанного деструктивными культами, жизнь стала труднее в экономическом плане, как это уже давно происходит в Европе. Мировой экономический кризис, переживаемый нами сейчас, произошел потому, что люди потеряли связь с христианскими ценностями. Они думают, что деньги – это самая важная ценность в мире. Когда ценности измеряются тем, сколько имеет человек в портфеле – это отвратительно. У греков существовало такое понятие – "хубрис" – страшный грех, когда человек не боится Бога и думает, что будет жить вечно, и он – сам себе судья и господин. Катастрофы, которые мы наблюдаем – это результат потери взаимоотношений человека и Бога. Уверен, что киевляне потому установили памятник промышленнику графу Алексею Бобринскому, что, он не терял этой связи и сумел стабилизировать экономическую ситуацию не только в Киеве, но и в глубинке.
участники беседы ответили на вопросы Неониллы Пасичник
декабрь 2014