Сегодня очень много говорят о религиозной толерантности в духовном пространстве Украины. Немало рассуждений в рамках создания «единой поместной» Православной Церкви, очевидно, с последующим обьявлением ее автокефальной. Пока же идут рассуждения о плюрализме, либерализме, консенсусе, индивидуализме и свободе. Дескать, не мы для канонов, а каноны для нас.
Этот тезис Чеховского, одного из организаторов УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь), как видим, востребован и сегодня, спустя семьдесят лет… Возникает ощущение некоей целенаправленной кампании с пока еще не совсем отчетливыми мотивами и задачами. Актуальное сегодня у всех на устах слово «толерантность», переводится с латинского как «терпеливо переносящий». Однако в толковых словарях есть и другое определение термина. Оказывается, что в биологии и медицине это понятие связано с крайне существенным негативным явлением. Когда речь идет об организме животного или человека, то «толерантность» означает полное или частичное отсутствие иммунной реактивности, потерю к способности к выработке антител. В частности, СПИД есть следствие неумеренной толерантности. Это практически всегда ведет к смерти любой биологический организм, да и не только биологический…
Закономерно здесь возникают два вопроса.
Во-первых, о допустимых пределах такой терпимости. Социальная толерантность в смысле влияния на границы дозволенного многообразия напоминает турбулентные процессы в воздухе или жидкости. Если самолет или корабль (то есть государство) недостаточно прочен, то его конструктивные элементы разрушатся от их воздействия. Свободу терпимости легко довести до абсурда, до социального СПИДа – например, провозгласив свободу личной трактовки или составления Государственной Конституции, Уголовного кодекса и т.д. Здесь непосредственно затрагиваются проблемы безопасности личности, семьи, общества и государства.
Во-вторых, какая именно идеология достаточно прочна и определенна, но вместе с тем дает наибольшую свободу толерантности? Так как мы в целом и каждый из нас в отдельности обречены в любом случае пребывать в рамках той или иной идеологии, то однозначный ее выбор неизбежен. Выбор прежде всего духовный, нелицемерный, искренний и единственный. Ибо истина одна, а ложь многолика, нередко правдоподобна и привлекательна, подобна ложным грибам, которые всегда имеют более яркую окраску, чем съедобные. И зачастую истинным, к сожалению, является лишь факт, что человек принял ложь и удовлетворен ею.
Следует заметить, что существуют разные степени удаленности от Церкви: иноверие, инославие, раскол, самочинное сборище людей, секта, деструктивный культ. Теперь по-порядку – иноверие. Это все другие религии, как Великие мировые, так и этнические, именуемые культурообразующими. Они никак не связаны с Христианством, поскольку имеют своих основателей, вероучительные книги, ареал своего распространения, свою догматику и разработанный культ (ислам, буддизм, иудаизм, синтоизм, даосизм, сикхизм и т.д.) Это иноверческие религии.
Инославие. Это все, что вращается в орбите Христианства, но не является при этом православным. Чаще всего инославие отождествляют с ортодоксальным протестантизмом, католичеством. Между инославием и ересью всегда можно поставить знак равенства.
Раскол, третья степень удаления от Церкви, и как раз предмет нашей беседы сегодня. Ниже остановимся на этом более подробно.
Самочинное сборище (или самособранное скопище людей) – это собрания, составленные непокорными пресвитерами и епископами и ненаученным народом. Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, а с ним отступили и некоторые другие от Кафолической Церкви, и есть такое сборище.
Секта. Сектанты любят позиционировать себя протестантами, по сути же, не являясь таковыми. Протестанты признают свои Символические книги, крестят детей, подписывали Аугсбургское соглашение 1555г., лютеране учат о т.н. «купнохлебии» евхаристического хлеба, тогда как сектанты даже и этого не имеют. Они отделились от единства Кафолической Церкви, Ее учения и Таинств, живут отдельной самостоятельной жизнью и пытаются в своей замкнутой среде воплотить религиозные идеалы. Поэтому они беспрерывно дробятся на множество новых групп и общин. Безусловно, это большая тема отдельного разговора.
Деструктивный культ. Культовые объединения сейчас приобрели широкую популярность. Это такие новые религиозные движения, которые включают в себя контроль сознания – умышленное насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором корыстных целей с использованием техники модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей.
Итак, остановимся сейчас на расколе, активно сегодня действующего на территории Украины. Значительную группу составляет также заказная спекулятивная, скрытно-религиозная литература или сайты, где авторы стремятся дискредитировать законную каноническую Украинскую Православную Церковь (УПЦ), противопоставить ей раскольников всех мастей, используя для этого и политическую мотивацию, дескать наша Церковь «непатриотична», «агитирует за Россию».
Следует заметить, что Предстоятель и Священный Синод УПЦ неоднократно подчеркивали, что амвон ни в коем случае не должен становиться местом политической пропаганды. УПЦ объединяет людей с самыми разными политическими убеждениями. Поэтому священник, превращая проповедь в политическое выступление, вносит разделение в свою паству. Задача же истинного пастыря заключается в том, чтобы объединять людей и вести их ко Христу. Поэтому УПЦ стоит за то, чтобы всякая политика была удалена за стены храма. УПЦ зарегистрирована в государственных органах как «Украинская Православная Церковь» без приставки «Московского Патриархата». Именно поэтому бывший митрополит Киевский Филарет (нынешний глава «УПЦ-КП»), когда учинил раскол в Церкви в 1992 году, был вынужден назвать свою структуру «Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата», так как согласно Закону дублирование юридических названий запрещено, а название УПЦ уже к тому времени было. Приставка МП – смоделированная формулировка, чтобы придать некий статус церковной легитимности несуществующему Киевскому Патриархату: «раз есть КП, значит должен быть и МП!»
На теренах Украины сегодня масса «святителей»: Моисей (Кулик), Алик Грек, Филарет (Денисенко), «вселенский патриарх» Абатар Первый, «апостол» Сергий Журавлев, Мария Дэви Цвигун и «патриарх» Кривоногов, Макарий (Малетич), Игорь Исиченко и проч.
Самая крупная неканоническая ветвь на Украине УПЦ-КП. УПЦ-КП хоть и хорохорится, выдавая себя за подлинное Православие, однако не числится в диптихе (списке) канонических Поместных Православных Церквей. В раскольнической идиоматической УПЦ-КП все канонические Поместные Православные Церкви не узнают свою «единокровную» евхаристическую, кафолическую сестру, ибо ее «православие» - это не формально исповедуемая ею доктрина, а самая кафоличность, а значит, и онтологическая суть, увы, ущербна.
Еще важно при рассмотрении всевозможных видов духовности помнить различие между верующими и верными. Понятие «верный» используется в крупнейших культуроообразующих религиях (тех, что внесли заметный устойчивый и позитивный вклад в историю, традицию, культуру, язык и самосознание народа, государства и человечества) – христианстве, исламе, буддизме, иудаизме, даосизме и др. В нашей традиции оно ясно указано в Новом Завете, например: «Ты веруешь, что Бог един – хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6:15). «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2Тим. 2:15).
Таким образом, верные – это те верующие, кто твердо, сознательно стоят и живут в той единственной истинной вере, единственном истинном вероучении и единственной истинной законной духовной ограде, которые открыты, даны во всей полноте, никогда не отменяются и не прерываются, всегда даруются миру и людям Самим Богом.
Верным можно стать и пребывать только в единственной религиозной организации, созданной, освящаемой и непрерывно оберегаемой Самим Богом. Православие учит, что верным можно быть лишь в Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Об этом свидетельствует апостол Павел: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4:1-6).
Поэтому православная жизнь строится не на анархическом своеволии человеческого духа, а на свободном, добровольном принятии воли Божьей, то есть на принятии апостольской законности, основанной и охраняемой Самим Иисусом Христом.
По учению Церкви все люди – братья и имеют одного Небесного Отца. Мы обязаны одинаково творить дела милосердия всем людям. Однако при всем уважении к людям других мировоззрений мы, православные, никогда не сможем поступиться своими догматами и канонами. Миллионы православных шли в тюрьмы и ссылки, на пытки и расстрелы, ни на шаг не отступая от учения Православной Церкви.
Сегодня нашу Церковь обвиняют в том, что у нас служат на русском языке, а «вси гроши идуть у Москву». Заметим, что по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в ряде храмов УПЦ богослужения совершаются на украинском языке по желанию прихожан. В храмах УПЦ богослужения совершаются на венгерском, грузинском, румынском и других языках. Правда состоит в том, что большинство приходов добровольно выбирает для богослужения древний и общий для всех православных славянских народов церковнославянский язык – поскольку это традиционный богослужебный язык украинского народа, на котором наши предки молились сотни лет. Православный храм – вовсе не источник некоей мистической информации для пытливого ума, но прежде всего – источник неизреченной благодати, постигать которую призвано наше сердце через непосредственное участие в церковных Таинствах (законных Таинствах законной Церкви). А молитвы на церковнославянском языке, как известно, препятствуют внушению извне, являются преградой, надежной защитой на пути нейролингвистического программирования, одного из грозных психологических орудий нового века.
Именно УАПЦ подняла борьбу за украинизацию общин, выступала за отказ от церковнославянского языка в богослужениях. Однако судьба УАПЦ в диаспоре показала, что языковой вопрос – политический: и в США, и в Канаде украинские автокефалисты перешли на английский. Да если вспомнить и самого «предстоятеля» КП с его «крылатым» определением украинского языка: такового не существует в природе, а есть только польско-жидовский гибрид, то стоит задуматься – кому и зачем нужен весь этот шум?
Что же касается материальных средств храмов УПЦ, то следует сказать, что в начале 1990-х годов Патриарх Московский Алексий написал письмо в адрес украинского правительства, в котором прописал ясный отказ РПЦ от любого церковного имущества на территории Украины. Правоприемницей РПЦ в Украине объявлялась Украинская Православная Церковь. Поэтому единственная связь между УПЦ и Московским Патриархатом состоит в общей молитве, свидетельствующей о том, что через РПЦ верующие Украины имеют молитвенное единение со всем православным миром.
Раскол всегда изыскивает бреши и негоразды в нашей Церкви, ибо сама мятежность духа не дает им внутреннего мира и покоя. Так как раскол всегда бездуховен и безблагодатен, ему приходится постоянно искать поддержку у государственных и политических структур. А поскольку происходит внутренняя мимикрия через отсутствие апостольского преемства (их иерарх под анафемой) – то рано или поздно раскол постепенно вырождается в экклезиологическую ересь. Выход здесь видится один: или стать крупнейшей псевдоправославной сектой (подобной «Богородичному центру» Береславского), или политической партией. Но как только государственная и политическая поддержка исчезнет, раскол посыпется, поскольку ему не на что опереться: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1).Поэтому так неистово нападают они на законную Церковь, ибо могут питаться только ненавистью к кому или чему-либо.
Чтобы понять, почему в своем учении представители киевского патриархата приближаются к протестантам, хотя внешне полностью сохраняют православный обряд, обратимся к истории.
В 50-й день после Пасхи апостолы Христовы находились в Сионской горнице. Во время молитвы над каждым из них появилось пламя, огненные языки. Этот Огонь влился в них, и апостолы стали первыми епископами.
В их числе был апостол Андрей Первозванный. Он стал первым греческим архиереем. Из истории известно, что апостол Андрей впоследствии с молитвой возложил руки на Стахия – и подобно тому, как одна свеча передает огонь другой свече, оставаясь гореть прежним пламенем, Огонь, полученный в Пятидесятницу, через возложение рук апостолом Андреем вошел в душу Стахия, и он стал следующим греческим епископом, а позже передал этот Огонь через рукоположение Онисиму, который тоже стал епископом. Онисим рукоположил Поликарпа, Поликарп – Плутарха…и, наконец, в 984 году был рукоположен Николай Хрисоверг. В 988 году последний послал в Киев рукоположенного им митрополита Михаила, от которого постепенно через рукоположение Огонь Благодати передавался всем епископам на Руси вплоть до наших дней.
В своей жизни Церковь руководствуется догматами и канонами. Отнять у Церкви священные каноны – это то же, что лишить человека скелета, на котором держится вся наша плоть. Государственные законы меняются часто, но изменять каноны Церкви могут только Вселенские Соборы, последний из которых проходил в 787 году.
Канонические правила не признают и протестантские конфессии. Это не значит, что мы хотим их унизить, но они и не скрывают этого. Они сами отвергают Апостольские Правила, а поэтому ни о каком преемстве в хиротониях и говорить не приходится. Нечто подобное произошло и у сегодняшних раскольников.
Так в 1921 году значительная группа православных украинцев и несколько священников, нарушив каноны и отделившись от Московского Патриархата, образовали самочинную автокефалию. В принципе автокефалию может получить каждая дочерняя Церковь, но канонически требуется, чтобы Церковь-мать через Поместный Собор или Собор епископов дала ей эту автокефалию, а затем Церковь-мать обращается ко всем остальным 14-ти Церквям земного шара, и когда каждая из них официально признает новую Церковь самостоятельной (автокефальной), тогда епископы последней избирают своего главу (Патриарха). После этого на планете появляется еще одна самостоятельная Православная Церковь.
Русскую Православную Церковь раскольники обвиняют в том, что она, якобы, присвоила себе право именоваться самостоятельной вопреки воле Константинополя, и 150 лет Вселенский Патриарх не признавал ее независимость. Однако, в отличие от современных украинских автокефалистов, Русская Церковь в этот период сохраняла Благодатный Огонь в своем епископате и священниках, Огонь, полученный апостолами в день Пятидесятницы. Поэтому, когда русские священнослужители приезжали в Иерусалимский и другие Патриархаты, то становясь у престолов, они служили как православные собратья вместе с хозяевами.
Следует помнить, что настоящей причиной провозглашения автокефалии Московской митрополией стала измена Православию части церковной верхушки Константинопольского Патриархата на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438г. Вскоре и сами греки отказались от навязанной им унии с католиками. Киевский митрополит Исидор, принявший эту унию, и уже поминавший за богослужением Папу, был изгнан православными из родной земли и вынужден был бежать в Рим.
Как мы выше заметили, несмотря на то, что автокефалия Московской митрополии не была санкционирована Константинополем, никто никогда не осуждал за это Русскую Церковь. И после 1448 года Московская митрополия поддерживала связи с другими Поместными Церквями. Например, с 1515 года в Москве пребывал преподобный Максим Грек, который оставался здесь до конца жизни. Это одно из многих свидетельств того, что Московская митрополия никогда не теряла духовной связи с Православным Востоком.
Иначе обстоит дело с автокефальным Киевским Патриархатом. Ни одна из Православных Церквей планеты официально не допускает священнослужителей служить у своих престолов.
После большевистского переворота 1917 года, пользуясь ситуацией неразберихи и общей беды, украинские автокефалисты отделились от Матери-Церкви, но понимали, что не может быть Церкви без епископов, и они обратились к Патриарху Тихону с просьбой дать им архиерея. С такой же просьбой они обратились и к ряду архиереев, но никто из последних в украинскую автокефалию не перешел. Тогда, отвергнув первое каноническое правило, автокефалисты, подобно протестантам, заявили, что православные епископы узурпировали власть в Церкви, и большой группой мирян вместе с тремя мятежными священниками возложили Евангелие на голову четвертого священника – Ивана Липковского, после чего обьявили его…архиереем. Таким образом у них была прервана цепь Благодатного Огня, полученного апостолами в день Пятидесятницы и передаваемого преемственно до нашего времени.
Безусловно и то, что создавалась УАПЦ в русле богоборческой политики атеистического режима, и поэтому своих целей не скрывала: «Имея в виду, что современная духовная власть на Украине, которая являет собой представительство черносотенного воинствующего духовно-шовинистического национализма, стремится восстанавливать – укреплять свое предыдущее положение, разрушенное волнами великой русской революции и украинским церковно-освободительным движением, для чего старательно высвячивает в епископский сан сторонников старорежимного строя и размещает их на должности в Украине, Церковный собор Киевщины призывает украинскую православную люднисть всех епархий Украины смещать с должностей всех недобитков старорежимной духовной власти и их ставленников, чтобы тем самым лишить их возможности творить свою угнетательскую, вредную для Украинской Церкви, работу» (Подписали этот опус руководители «собора» Мороз, Липковский, Шараивский, Тарасенко).
С точки зрения православного верующего, нельзя считать мирян и священников-самосвятов плохими или хорошими. Просто нужно понимать, что при внешне сохранившихся православных формах богослужения, облачений, лампад, икон, проповеди Евангелия или наличия святоотеческой литературы, они не являются православными. Поэтому, несмотря на количество их сторонников, бурную деятельность в религиозной, общественной, политической или иной сфере, участия в различных
социальных и других проектах – эта структура безблагодатна, неспасительна и к подлинной церковности отношения не имеет.
Более того, идет и политическая радикализация этой псевдоцерковной структуры, когда за океан летает их иерарх (УПЦ-КП) просить «летального оружия» для углубления эскалации на Востоке Украины. Как уместно здесь вспомнить слова патриарха Тихона в своем Послании от 19.01.1918г., где он писал: «Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силою смертоносного оружия («летального»), а вы противостаньте им силою веры вашей».
Или вот еще одна «церковь» со своим «святителем» Иоанном Береславским-Янкельманом: «Фонд новой святой Руси», она же «Церковь Божией Матери Преображающейся», она же «Богородичный центр». Ее руководитель, «митрополит» Иоанн Береславский-Янкельман и его правая рука «Петр» (Большаков), т.н. «генерал-епископ», были рукоположены в Истинно-Православной Церкви епископом Феодосием. Однако впоследствии оба были запрещены тем же Феодосием в служении, а затем и вовсе отлучены. Существует и другой документ, отлучающий этих «священнослужителей» от еще одной «церкви» - УАПЦ, подписанный «епископом» Иоанном Боднарчуком, представителем этой ветви неканонической самостийной украинской церкви. Таким образом, им отказали в поддержке даже такие же самозванцы, как они сами. В силу своей фанатичной экзальтации и чрезвычайной активности «Богородичный центр» представляет собой воинствующую секту. Их «воины» и «воительницы», состоящие в завете с Богом, образуют особый религиозный орден, базирующийся на безоговорочном послушании рядовых монахов своим наставникам. От новообращенных требуется отказ от семьи и брака, их изолируют от родителей, подвергают идеологическому прессингу, поселяют небольшими группами, именуемые «агапами», в которых подвергают неусыпному контролю.
Ныне духовное пространство страны помимо доморощенных «святителей» заполонили еще и «академики». Весьма опасна псевдонаука и те мистические представления об окружающем мире, которые заполонили отечественное информационное пространство. В современную жизнь стремительно вторгается новый загадочный культовый феномен, который называется изотерикой, мистицизмом, оккультизмом, эниологией, теософией. С экранов телевизоров стали вещать маги, экстрасенсы, гадалки, мальфары, шаманы и прочая нечисть. Целые телешоу устраиваются на телеэкране, подобно «Битве экстрасенсов». На развороте практически любой газеты, журнала можно встретить обьявления такого содержания: «Двухдневный семинар по квантовому переходу в иные измерения. Возможен тренинг по общению со своей Душой. Предлагается индивидуальный прием по просмотру и развязке кармических узлов. Наставник и руководитель академик эзотерических наук Руно Ольга Васильевна»; «Белая Магия Первого и Второго Круга. Основы теургии и знания по древней традиции Ведической магии. Ведет маг Международного уровня, академик астрологических наук, Раокриола»; «Семинар-практикум по внетелесному опыту и астральным путешествиям в запредельное. Руководитель – ученый, специалист Международного уровня по космоэнергетике Сергей Слепцов»; «Международный профессиональный Центр специалистов комплиментарной и народной медицины психологов и целителей, возглавляемый заслуженным академиком народной медицины Кариоло Н.Ф., предлагает программу семинаров: 1.Начальный блок (6 КЭ частот) информационно-практических семинаров; 2.Блок Магистра – сонастройка в Местах Силы; 3.Эгрегорный блок «Радигаш» - моделирование успеха в жизни; 4.Мольфарский блок «Ватры» - умение повелевать стихиями» и прочая бредятина. Или просто название скажет само за себя: «Академия фронтальных проблем Золотова», «Академия иррациональной психологии», «Академия христианской народной медицины» и т.д.
Для подобных «академиков» около всяческих наук сегодня пробил звездный час. Их эклектизм и наукообразие оказались созвучными мирочувствованию массового человека начала двадцать первого века. Что же так привлекает к ним людей?
Во-первых, псевдонаучность, близость к «профанной науке», масса сырого непереработанного материала из самых разных источников, начиная с древних эзотерических трактатов и кончая данными о современных открытиях передовой науки, накопившихся за тысячелетия, представляет тот «фон», на котором шарлатаны выглядят «вполне научно», а «развесистая клюква» в их терминологии укрепляет претензии на научный статус.
Во-вторых, во многом привлекает псевдо-атеистический характер детищ этих «академиков». Ведь сознание людей, прошедших мощную обработку диалектическим материализмом, инфицированное эволюционистскими доктринами, атеистической пропагандой, идеей линейного детерминизма находит много общего в доктринах, авторы которых отрицают существование Бога как суверенной Личности.
В-третьих, псевдоматериализм этих «академиков». Они признают некое высшее Начало, но оно выступает у них не в виде Бога или материи, а в виде Энергетического Поля, Космической Энергии, Эгрегора, Божественного Духовного Огня и т.п.
Терминология «академиков» тоже им подстать: «лептонные поля», «нейтринное излучение», «эгрегор», «паранормальное явление», «астрал», «мыслеформа», «Шамбала», «чакра», «торсионное поле», «клиринг», «энграмма», «тетан», «трансформация», «аура» (для непосвященных это все никак не наполнено смысловой коннотацией).
Так, идеолог торсионных полей «академик» Акимов А., обещает заменить атомную, тепловую и другие виды энергии на торсионную. Или вот еще двое «крупных ученых» - тезки Анатолий Фоменко и Анатолий Юницкий, где первый является автором «новой хронологии», а второй изобретатель «струнного транспорта».
Конечно, у непосвященного человека все эти высокоумные термины создают впечатление, что подобные группы и организации находятся на передовом рубеже науки, а может быть даже за гранью существующего понимания мира, и обещают несметные богатства, здоровье, благополучие в карьерном росте, головокружительные успехи и немедленные результаты в любой сфере. Однако, здесь же бросается в глаза отсутствие у подобных «академиков» и «известных ученых» более-менее строгой метафизической системы, что дает возможность на полную мощность включать каждому адепту фантазию и интуицию. Именно этим обьясняется тот факт, что последователи подобных систем и их руководители никак не могут найти общий язык, доктрина крошится и измельчается, что неизбежно отражается на организационном уровне – и вот тогда появляется новый «академик», которому становится тесно в границах оккультной «алма-матерь», и он устраивает свою собственную «личинку» для выжимания денег у населения.
Сообщества подобных «академиков», магов, экстрасенсов, биоэнергетиков, астрологов и целителей «высшего» и «международного уровня» (как, впрочем, и организации «святителей», упорно именующих себя церквями) всегда находятся в состоянии перманентной распри, беспрестанного спора по поводу претензии на выражение аутентичного (у «святителей» - их собственной легитимности) учения. Последователям оккультных доктрин импонирует, что они прикасаются к «сакральным» истинам», к «сокровенному» знанию, и, тем самым, возвышаются над профанами, что дает им ощущение своей избранности и элитарности.
По сути же происходит сращение лженауки с оккультизмом. Оккультизм пытается «одухотворить» природу, а лженаука пытается рационализировать духовную сферу. И когда они встречаются – тогда возникают крайне причудливые союзы. С одной стороны, как мы выше описали, в современный оккультизм пытаются внедрить научную терминологию. И те явления, которые раньше описывались языком демонологии, теперь именуют «полями», «тонкими структурами» и «энергиями».
Перед агентами влияния: магами, колдунами, парапсихологами, медиумами, экстрасенсами, гадалками, знахарями, астрологами, целителями, иллюзионистами, факирами, шаманами, спиритами, гипнотизерами, и, конечно же, «академиками» всякого рода наук существами параллельного мира (бесами) поставлены две задачи: 1. Пропаганда силы и «безграничных» возможностей, открывающихся перед теми, кто решится на прямой контакт с СПМ и впустит в себя их энергию (по сути дела эти люди будут обречены на рабство злу, хотя на первых порах это достаточно хорошо замаскировано); 2. Пропаганда и внедрение в общественное сознание таких религиозных, философских и политических идей, которые помогли бы людям забыть христианские нравственные начала, или их подменить (ведь и слово «антихрист» буквально означает «вместо Христа»).
Любой человек обязательно, как образ и подобие Божие, является духовным существом, а, следовательно, верующим. Даже если он верит в отсутствие Бога или в то, что сам неверующий. В религиозной сфере нейтральность невозможна, так как она затрагивает глубинную сущность человека, его самосознание, самоопределение в мире, волю к жизни, мировоззрение, отношение к духовности. Кстати, сегодня в Украине бездуховное «религиоведение» аналогично такой же «науке», как попытка изучать людей по их тени. Можно построить массу занимательных, умнейших гипотез и теорий, пытающихся связать характеристики человека со свойствами его тени, фундаментальных научных направлений, учитывающих зависимость ее от солнечных и лунных циклов, состояния атмосферы, качества поверхности, на которую падает свет и т.д. Будут созданы некие методологические принципы исследований. Возникнет философия, социология, психология, феноменология тени человека. Появятся кандидаты, доктора и академики теневых наук, солидные научные школы, будут написаны многочисленные научные труды. При умелой раскрутке, элитарном заказе будут и обильные ресурсы на исследования, всемирная слава и почет, обнаружатся «положительные» результаты. Но до собственно предмета исследования все эти спекуляции будут всегда крайне далеки. Поэтому сегодня обьективной общей светской внерелигиозной науки по религиям и вероучениям в Украине нет и быть не может. Подобная якобы нейтральная литература содержит преимущественно или внешне описательные или неглубокие, или заведомо спекулятивные материалы. Как заметил один современный богослов, заниматься религиоведением без веры в Самого Творца – это то же самое, что охранять евнуху чужой гарем.
Для духовной жизни человека большую важность представляет контроль за тем, что он говорит: всякое пустое слово – это потеря драгоценной энергии человеческой души, поэтому после долгих и бессодержательных бесед у человека появляется чувство опустошенности и некой утраты. У него пропадает желание молиться, и душа наполняется каким-то туманом и тяжестью. Он становится гадок себе самому. Это ощущение потери похоже на досаду и горечь игрока, который возвращается домой с пустым кошельком.
Каждое лживое слово – шрам на лице человеческой души, обезображивающий ее рубец. Каждое гнилое и скверное слово – смердящая язва, ибо Господь сказал, что за всякое пустое слово даст человек ответ на Страшном Суде, а тем более за греховное слово (Мф. 12:36).
Здесь просматривается взаимная связь между душой и словом: сердце рождает помысл, от которого происходит слово; а сказанное слово, как бумеранг возвращается к человеку; душа становится главной мишенью его собственных слов. Следует знать, что в слове содержится великая духовная энергия любви и добра, или, наоборот, богопротивная энергия зла. А энергия, как известно, никогда не пропадает: « …ни злоречивые…Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).
Языковая смердяковщина сегодня уверенно штурмует нашу лексику, особенно молодежный сленг: баксы, грины, башлять, бикса, тюнинг, экшн, бой-френд, бизнес-вумен, фитнес, дайвинг, хакер, имиджмейкер, геймер, топ-менеджер, прикольно, рэппэр, прикид, распальцовка, шопинг, рецепшен, юзер, электорат, фейс-контроль, бизнес-ланч, драйв, ништяк, транссексуал, тусовка, ксивник, стрелка, саундтрэк, римейки и проч. Сегодня терпимость стала толерантностью, преимущество – преференцией, разномыслие – плюрализмом, соглашение – консенсусом, музыка к фильму – саундтрэком, фильмы – блокбастерами, кинопробы актеров – кастингами, благодетели – спонсорами, вместо магазинов – часто шопы («Где масло взяла? Да в шопе…») .
Вот примерный сленг-ликбез одного рабочего дня.
…Утро. Быстро встаю с сексодрома (постели) и бегу сменить воду в аквариуме (туалете), по-быстрому одеваю бумеранги (носки), бобочку (сорочку), клифт (костюм), коцы (туфли), в карман сую подфарники (очки), в рот пионерку (сигарету). Бросаю в чай пару тампаксов (одноразовых чайных пакетиков). Выходим из хазы (квартиры). Швабра (жена) с паскудариком (сыном) садятся на рогатку (троллейбус) или лоховоз (маршрутку) и едут в зону (школу), где у паскударика сегодня началась экзема (экзамен) по амебе (биологии). Сам вломно сижу до 18-ти часов на геморрое (утомительной нудной работе) и занимаюсь энурезом (восстановлением случайно стертых файлов). Затем решаем уйти с коллегами в отрыв. Посылаем за Белинским (водкой) в мавзолей (магазин). На Рубенштейна (обед) или Прокофьева (кофе) сегодня никто не пошел. Чики-пики (хорошо) кинули под жабры (выпили), и я решил с двумя бабтистами (любителями женщин) продолжить гудилово (гулянку) на Гипкенштрассе (нечетной стороне Крещатика), хотя вообще-то одномандатник-солидол (солидный мужчина, сохраняющий супружескую верность). И т.д.
В подобной «культуре» господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем.
Сюда же следует отнести и словесный мусор: «чисто», «конкретно», «в натуре», «типа того», «короче», «вроде как», «по фигу» (по последнему: «фига», как известно, означает мужское причинное место, прикрытое листиком с фигового дерева).
Искажение языка – это позорное свидетельство отпадения человека от Бога, пребывание его в несвободе, ибо «кто кем побежден, тот тому и раб», говорил апостол (2Пет. 2:19). Каким, например, прекрасным было взаимное обращение людей друг ко другу со словом «господин» или «госпожа»! Ведь корень этого слова «Господь» - и так же, как Господь служил на земле людям до Своих крестных страданий, так и мы должны служить друг другу и носить взаимно немощи друг друга. Поэтому это правильное, дворянское, аристократическое, благородное обращение к ближнему – «господин».
Этимология многих слов выявляет в своем глубинном значении именно их онтологическую сущность, некую метафизическую величину, реальность, скрытую за «фасадом» самого слова. Не случайно «Слово» - это одно из имен Бога («Логос») – «… и Слово было Бог» (Ин. 1:2). Вот несколько примеров.
Возьмем слово «вдохновение» - Господь «вдохнул» (вдунул) в лицо человека дыхание жизни (Быт. 2:7). Неживое: звук, буква, глина, краска не могут одушевляться без участия Бога, Духа. Поэтому и «стал человек душою живою».
Другое слово: «призвание» - это призывание, т.е. «призыв». Святоотеческая мысль говорит об этом так: «Не пытайся делать все – делай только то, к чему тебя призывает Бог». Нельзя заниматься всем сразу, заниматься следует тем, к чему тебя больше влечет душа. Только там возможен твой успех и польза для других.
Или, вот слово «правитель». Это тот, кто призван вести вверенный ему народ по правому, т.е. по правильному (а значит, спасительному Божьему пути). У нас сегодня на Украине чаще встречаются не правители, а кривители. Даже в читаемом каноне Ангелу-Хранителю есть такое обращение : «Руководителю мой, Ангеле». Куда же могут нас привести кривители? Вот и приводят…
Вот слово «событие»: это со-бытие, что означает происшествие, значимостью своей и масштабом отличающееся от повседневности; это и есть именно причастность к чему-либо, что сделало это происшествие знаковым.
Слово «счастье». Это «со+частие». Синергия – моя воля и воля Божия должны совпадать, тогда человек обретет подлинное счастье. А так как Бог есть любовь (1Ин. 4:8), то подлинное счастье – это научиться делать счастливыми других.
Слово «убогость» - не есть обозначение ущербности, в том числе физической. Сам Спаситель говорил: «Я не от мира сего» (Ин. 8:23). И то, что в миру звучит как клеймо, перед очами Божьими есть высшая добродетель: «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Кор. 3:19). Марина Цветаева писала: Пусть я убога, Но я у Бога.
Слово «славяне» - это люди, одаренные особым даром слова. Ни у одного народа в мире нет такой великой литературы, какой является русская словесность. Ведь литература – именно словесность, где литера – лишь мертвая буква, но она рождает подлинное живое слово.
«Образование» - это ношение образа Божьего человеком. А образ Божий – это дар Божий, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни и участвовать в Божественных совершенствах. Поэтому «без-образие», это, наоборот, потеря образа Божия человеком, который уже не стремится к Первообразу, т.е. к своему Богу-Творцу, а погрязает в греховную тину и утрачивает Образ, становясь без-образным.
«Погост» - скажем так: «погостевал на земле и хватит». Как писал Сергей Есенин: «Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать,
Может быть и скоро мне в дорогу бренные пожитки собирать…»
Это напоминание нам всем о бренности всего земного, о недолговечности нашей жизни, о том, что следует «сеять в дух, а не в плоть», т.е. собирать плоды добродетели для вечности, ибо «Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, а сеющий в Дух, от Духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).
Сегодня у нас произошла смена языкового кода, где очевидной подменой пытаются разрушить славянскую ментальность, самоидентичность. На передовую выводят слоганы-вульгаризмы, как тяжелую артиллерию, призванную расстрелять красоту, изящество и великолепие русского языка. Священник Павел Флоренский писал: «Слово есть эманация воли человека; это выделение души его, самостоятельный центр сил – как бы живое существо, с телом, сотканным из воздуха и внутренней структурой – формой звуковой волны». Не случайно и псалмопевец Давид говорит: «Положи, Господи, хранение устам моим…»
Вот слова-вульгаризмы, о которых мы мало задумываемся, но которые так часто слетают с наших уст.
Возьмем слово «сволочь». Оно означает мусор, который собирают, с в о л а к и в а ю т в кучу и затем выбрасывают за порог жилища. Для верующего человека духовный дом – это храм, а вечное жилище – это Царство Небесное. Поэтому слово «сволочь» - это пожелание другому, чтобы он был лишен своего дома, выброшен из вечного жилища как мусор и отрепье, как в евангельской притче хозяин приказал рабам выбросить недостойного гостя за порог в ночную темень. Поэтому в мистическом плане «сволочь» означает – недостойный спасения, осужденный, изгнанный и выброшенный «во тьму внешнюю».
Часто мы слышим и слово «мерзавец». Оно буквально означает мерзлый, холодный, безжизненный. Святое Писание нам говорит, что Бог есть жизнь, огонь, согревающий сердца, а сатана – это вечный холод, леденящий душу. Таким образом, мерзавец – это человек, в котором нет Бога, который утратил любовь. В теле змеи нет теплоты, поэтому «мерзавец» - это то же самое, что демон и гад, ползающий по земле. В этом оскорблении содержится пожелание,
чтобы человек потерял Бога и Его любовь, уподобился демону, который холоден, безжалостен и жесток.
Слово «стерва» буквально означает падаль, гниющее мясо. Христианское учение гласит о воскресении мертвых. Слово «стерва» в мистическом плане означает «останься гнилью, не воскресни никогда».
Слово «подлец» означает низкий, ползающий, находящийся под ногами: это образ демона, который в преисподней, внизу, «под всеми». Это образ змея, который «подлез» к нашим праотцам и искусил их неправдой. Здесь как бы мистическое обращение к дьяволу и проклятие человека: «Упади же в глубину преисподней, п о д л е з ь так, чтобы быть под всеми».
Слово «паршивец» означает человека, заболевшего болезнью, от которой выпадают волосы и появляются струпья на теле. Обычно паршивую овцу отделяют от других овец, чтобы она их не заражала. «Парша» - это, по сути, грех, который как заразу, легко распространяет вокруг себя развращенный и потерявший совесть человек. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо ее нельзя есть, ее просто палкой гонят из стада. А ведь Христос Своим стадом назвал христиан (Лк. 12:32). Таким образом, сквернослов призывает демона усердно губить его братьев, т.е. становиться одним духом с сатаной.
Сегодня, как пробитая канализация, своим зловонием затопившая наши улицы, разит матерщина. Это позорное явление нашей жизни. К сожалению, с некоторых пор эта грязь с чьей-то подачи стала еще и неким штампом русскости, атрибутом национальной составляющей, вроде балалайки, матрешки и водки, самовара или автомата Калашникова. Миазмы этой заразы, по мнению ученых, вызывают биологические мутации, ведущие к вырождению человека. Любое произнесенное слово есть волновая своеобразная генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и жизнь наших потомков. Не случайно в церковнославянском языке слова ЯЗЫК и НАРОД – это одно и то же. То есть, каков язык – таков и народ. Замечено, что грешники, для которых родным является ругательный псевдоязык, становится псевдонародом. И именно эта общность первой поклонится псевдоспасителю.
Наиболее активно эта зараза стала вторгаться в наш язык после т.н. «перестройки» в стране. Пространство страны заполонили уродцы-слова иностранного сленга и рядом с ними похабщина, которую еще именуют инфернальной лексикой, ведь «инферна» по-латыни означает «ад».
Подобная «культура» возникла отнюдь не стихийно, как многие думают. Она была тщательно продумана, спланирована, или, как выражаются социологи, смоделирована. Немало послужили такому социальному моделированию известные ныне люди, такие как философ Герберт Маркузе, писатели Жан-Поль Сартр и Олдос Хаксли, теоретик новой контркультуры Тимоти Лири, музыкант Джимми Хендрикс, поэт Аллен Гинсберг, психиатр К.Г.Юнг, этнолог Григори Бейтсон и ряд других идеологов.
На одном из закрытых заседаний Совета по международным отношениям, состоявшемся в 1945 году, в присутствии Г.Трумена, Г.Моргентау и Б.Баруха, Ален Даллес, шеф создающейся тогда ЦРУ, заявил: «Окончится война, кое-как все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную помощь и ресурсы – на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности поверить….Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
Литература, театр, кино – все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства….Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, диссидентство, национализм и противопоставление народов – все это будет насаждаться…Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением…Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них агентов нашего влияния, космополитов свободного мира…»
Директива СНБ-86, подписанная президентом США Труменом 7апреля 1950 года, призывала: «Нам необходимо вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство…СЕЯТЬ СЕМЕНА РАЗРУШЕНИЯ…усилить позитивные и своевременные меры и операции тайными средствами в области экономической, политической и психологической с целью поддержать волнения…»
Заокеанские дяди в галстуках моделируют сегодня язык нашей молодежи, ее сленг, инферны, вульгаризмы, неологизмы, сидя за большой лужей в своих кабинетах. По наивности своей мы думаем, что все эти чипсы, баксы, слаксы, клипсы всплыли откуда-то сами собой. Именно они сегодня как паразиты разрушают великий русский язык, русскую культуру, культуру многовековую - Пушкина Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского, Бунина, Есенина…И эту смердяковщину мы призваны изгнать из «великого и могучего»...
Гордились долго – чудь и водь –
И вот уж в космос полетели…
Лишил нас разума Господь –
И мы как листья облетели.
Что толку – царь ты или князь,
Хруст баксов – как обманчивые льдинки,
И вот спешат втоптать нас в грязь
Американские ботинки.
Вспомогательные источники:
Самосвятские расколы в Украине. Под ред.Анисимова В.С. Киев, 2012
Архим.Рафаил (Карелин). Тайна спасения. Св.-Троиц.Лавра, М., 2014.
Отчего нас хотят спасти. Сбор. Даниловский благовестник. М., 2001.
Прот.Андрей Хвыля-Олинтер. Духовная безопасность. Изд.Дар, М., 2008.
Чернышев В.М. Миссиология. Курс лекций для Духовных школ. ОЛПК., 2010.
Предрассудки вместо веры. Сбор. Даниловский благовестник. М., 2012.
Нарижный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен. Днепропетровск. 2004.
Ирзабеков В. Тайна русского слова. Даниловский благовестник. М., 2012.
Великий и могучий русский язык. Родное слово. Симферополь. 2010.
Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений и суеверий. ЭКСМО, М., 2004.