Наталья Пахомова

“Море волшебных чернил” Алины Серегиной

Как здорово! В июне к нам в Калининград приезжает интересная, замечательная поэтесса Алина Серегина!

Нас ждут яркие, самобытные, волнующие стихи! Стоп... Но если стихи такие прекрасные, почему тогда поэтесса? Мы ведь еще со школы помним: поэтессы – они начинающие, их множество, а женщины, состоявшиеся в творчестве - поэты. Марина Цветаева никогда бы себя поэтессой не назвала. Ну, так то, Цветаева, с ней всем все понятно. А вот что такое Серегина? Заслужила ли она право называться поэтом? Это предстоит решить калининградской публике, интересующейся поэзией - людям, готовым, не смотря на сумасшедший ритм жизни (а может, как раз-таки, устав от этого ритма), прийти на встречу с Алиной и провести вечер, слушая ее стихи.
Произведения Алины Серегиной могут увлечь людей разных поколений, разных интересов. Подростков, пожалуй, “зацепят” такие строчки:

“Эге-гей! Семь утра! Ну чего, Good morning?
Так, а ну-ка не прячь под подушку ух!
Ты мычишь, что я мерзок, бесцеремонен,
Отвратителен, громок, трезвонящ... Фух!

Не хватало ещё, чтобы я тут выкал -
Уж могла бы специфику понимать!
Ты чего это тянешь ручонку к "выкл"?!
Никаких "ну ещё пять минуток!", мать!

Погляди, вы похожи сейчас со Шреком -
Ну-ка - в душ, за косметику, эй, пора!
Я бужу тебя самым любимым трэком -
Ты сама выбирала его вчера!…”
(“Голос трезвонящего утром будильника”)
Вполне живой, современный язык. Никакой архаичности, озадачивающей многих людей нашего века, привыкших изъясняться без лишних речевых фигур. И даже такие модные нынче английские слова присутствуют. Возможно, любителям классической поэзии такие строки из монолога Снежной Королевы покажутся непривычными:

"Я ищу на онлайн-жерди,
По всем сайтам
Его форум,
По всем блогам,
Я пишу смс Герде,
Письмо Санте,
Запрос Зорро,
Мольбы Богу.

Я ловлю на картофель фри –
Вечно юный,
Кай ест чипсы
И пьёт Фанту.
Я уже звонила ноль-три,
Кай не клюнул –
Болел? Стригся?
Читал Канта?"
(“Спасти Север”)

Однако, если абстрагироваться от лексики, эти строфы ярко напоминают произведения Маяковского, любимого поэта Алины Серегиной. Разве можно утверждать, что Маяковский устарел и утратил актуальность, если он вдохновляет на такие литературные плоды! Стихам Алины присущ его рубленый, такой удобный для декламации, ритм.
К тому же, творения Алины Серегиной перекликается со стихотворениями другого великого русского поэта – Пушкина. Серегина так же “бесцеремонно” обращается с языком, как это делал порой Пушкин, беззастенчиво подстраивая его под свои поэтические нужды. Сравним сами:

“Ребенок был резОв, но мил.” (Пушкин. Евгений Онегин.)
Стихи Серегиной:

“В этой лучшей из идиллий,
(Слово честное даю!)
На меня бы обратили
Все вниманиЮ свою!”
(“Про пятнистого Непонястика”)

Немало слов Алина Серегина изобретает сама, добиваясь впечатляющей яркости образов:

“От сумасшедшего двоеночества
До одиночества – пара дней.
Как хорошо, что я знаю отчество -
С ним не сорваться на тон нежней!
Дребеночами и дребеденями
Маюсь, как в клетке голодный тигр...”
(“Бестебячество”)
А теперь к личности Алины: живет в подмосковном Томилино, работает в кукольном театре кукловодом. Оттого, похоже, и не утратила она восторженно-детского видения мира. Молодая, источающая внутренний свет девушка с воодушевлением читает свои самобытные стихи – мероприятие, достойное того, чтоб его посетили любители поэзии города Калининграда. К тому же, на многих уровнях Алина – уже признанный автор. На портале stihi.ru регулярно появляются ее произведения, вызывая самые восторженные отзывы читателей. Уже вышли два сборника стихов Алины Серегиной: “Право на тебя” (2011 г.) и “Рифмы до востребования” (2013 г.). К тому же Алина – лауреат премии “Золотое перо-2012”, член Союза журналистов Подмосковья, соорганизатор творческого объединения "Остров". И все это – в 26 лет! Нужно обладать несомненным талантом, чтобы, будучи провинциальной актрисой кукольного театра, вызывать такой интерес у литературной публики.
А как вам следующий пассаж?

“Мне несут информацию голуби в клювике,
Я её запиваю составом таблеточным...
У твоей инфузории новые туфельки,
Что совсем не мешает ей быть одноклеточным.
А вот так привязать меня - да, это лихо ты!
Безысходность уютнее, если бездверная...
Впрочем, мне и в метро-то писали "нет выхода",
Но ведь я наверху - пошутили, наверное...
Может, и научусь до второго пришествия
Видеть розовым мир, даже и не одев очки,
И любить тебя как-нибудь без сумасшествия -
Ну короче, совсем как нормальные девочки...
А вот ты бы хотел мимолётной истории,
Чтоб тебе подавалась готовой на блюдце я,
Только я не могу, как твои инфузории.
Ничего не попишешь, родной - эволюция.”
(“Эволюция”)
В нем и нежность влюбленной девушки, и гордость интеллектуалки, и надежда быть оцененной по достоинству.
Вообще, любовная лирика занимает важное место в творчестве Алины Серегиной. И хотя Алина – человек жизнерадостный, в ее произведениях часто ощущаются надрыв, безысходность, соседствующие, в то же время, с теплотой и лиричностью. Мужчина для нее – это герой, рыцарь, спаситель и утешитель. В то же время он ранит, заставляет страдать, тосковать. От такого чувства лучше освободиться. Алина выбирает свободу, а не паутину страсти и тоски.

“Мне, как сфинксу, надо немного:
Чаем с мятой горечи смытой.
Так что уезжай, ради Бога,
Чтобы стать моей пирамидой…”
(“Пирамида для Сфинкса”)
Любовь запретная, “неправильная”, тайная, обреченная – постоянно находит отражение в ее лирике. Но не истощаемый оптимизм не покидает строк. Боль предательства затихает, перекрытая чувством восторга от вида сияющей радуги, голубого неба, синего моря. Случайные люди проходят мимо, а красота окружающего мира остается:

“Понимаю, девочка, сводит скулы,
Только мир утопий недостижим!
Оттого, что в море живут акулы,
Разве стало море тебе чужим?

И о чём тут плакать, ломая руки -
О предавшем просто и не скорбя?
Не жалей ни дня о продавшем друге -
Может, много выручил за тебя!”
(“Улыбайся, девочка!”)
Будучи современным человеком, Алина Серегина, тем не менее, с иронией относится к так плотно вошедшим в нашу жизнь, “модным”, ценностям (айподы, айфоны и т.п.). Но и сажать себя в хрустальную башню, отгораживаясь от диктуемых жизнью правил, автор не собирается:

“Имя твое без изысков, а Word на нем виснет...”
(“Винсентотерапия”)
“Длинным платьям место лишь в ЗАГСе!
Мне короткие нужней ныне,
Так как, если нацеплю макси,
Кто ж подарит-то i-pad мини?”
(“Ответ Детки”)
Но доминируют у Алины Серегиной, безусловно, ценности вечные: любовь, преданность, надежда, сопереживание. Доброта и любовь к людям, да и, в общем-то, любовь ко всему окружающему миру так и сквозят в каждой строчке. Море, звери и даже предметы оживают в ее поэзии: думают, чувствуют, страдают. Давно знакомые, даже избитые образы и темы вдруг освещаются с новой стороны, обрастают тонкостями, искрятся новыми красками и, конечно, заставляют задуматься и пересмотреть свое отношение ко многим вещам:

“Но кроту когда-нибудь с неба мигнёт Бог,
И кусочек счастья выдаст ему, как мрот.
...Слеповато прищурясь, ткнётся тебе в бок –
Тёплый-тёплый - и разомлеет вконец крот...”
(“Кроткая любовь”)
Не торопиться с выводами, не поддаваться мнению толпы, а смотреть свежим взглядом, под своим индивидуальным углом зрения и видеть то, что не видят другие – особенность Алины Серегиной. И один из важных для нее моментов – разглядеть внутреннюю красоту под грубой, даже порой отталкивающей, внешней оболочкой, прочувствовать сопутствующую ей жажду признания, слабость и ранимость.

“Йети, я же так умна,
Добрая, домашняя...
Но всегда-всегда одна,
Потому что страшная!
Йети обнял: – Не спеши,
Остаюсь до завтра я!
Мы с тобою хороши –
Просто не стандартные...

Скоро вот родят детей
И построят дом ещё...
Всё у них как у людей!
Сами вы - чудовища! “
(“Чудовищная любовь”)
Ну и какой же поэт, даже если он – женщина, обходится без иронии, без юмористических стихотворений и пародий. Юмор Алины Серегиной вызывает грустную улыбку, за шуткой зачастую скрывается разочарование, печаль, тоска. Это не легкомысленный смех, за таким чтением не расслабишься, не отключишься после тяжелого дня, они навевают все новые мысли и рассуждения, уводят в глубь сознания. Почему в нашем мире все так, а не иначе? - вопрос, часто навеваемый Алиной:

“Ты купил меня на ярмарке,
Попугайку,
Да в твоём попала я' мирке
Под нагайку:

За расцветку больно яркую
Тощей тушки,
Да за то, что вечно якаю
Из клетушки,

Что пою всё время соло я,
Не стеная,
Да за то, что я весёлая
И дурная.

А чего мне, балаганщице?
Всё же складно!
Вон, на пёрышки таращатся -
Да и ладно!

Не вписалась в этом я' мирке?
Жалко крошек?
И цена-то мне на ярмарке -
Медный грошик!

И продать не поскупился, ба!
Вот ты лихо!
Ну, теперь-то ты купил себе
журавлиху?”
(“Попугайка”)
Алина Серегина – человек высокообразованный, что явно проступает из ее строк. В наше время даже в среде творческой интеллигенции мало кто так виртуозно, “в совершенстве”, владеет русским языком. Алина оживляет в своей поэзии и образы древности, и среднивековые элементы, да и символы других эпох. А какая плеяда писателей, художников упоминается в ее произведениях, к которым она обращается порой, как к реальным собеседникам:

“Я-то знаю, что обращусь по адресу.
Вы-то в курсе: Вы – мой последний шанс.
Напишите сказку, мой милый Андерсен,
Дорогой, уважаемый дядя Ганс!”

“Ошанин. Книжечка на полке.
Поговорить бы... Тем – с лихвой!
Стоит Вам памятник на Волге,
Но памятник – он не живой...”

“Широким душам мир – тюрьма,
А небосвода – горе...
И не спасают терема
С балконами на море.”

С Алиной Серегиной мы посещаем города и страны, в которых никогда не бывали, словно своими глазами обозреваем просторы далеких пейзажей, изучаем моря и горы. Особенно часто упоминает автор Англию – свою далекую мечту. Настолько сочно и достоверно обрисованы улицы, площади, элементы английской столицы, как будто автор живет в этом городе. Интерес Алины к Англии подогревается ее знанием английского языка, помогающего ей порой сделать ее поэзию более “модерновой”, и к тому же создающий местами нужный колорит. Старая добрая Англия, Шерлок Холмс, красные двухэтажные автобусы, королевская семья – все это неоднократно упоминается в произведениях Алины, порой так буднично и повседневно, как будто сама она выросла среди этих реалий.

“Ее благородную бледность прикрыл загар,
Автобус ее двухэтажен – рукой до неба,
И, может быть, где-то у площади Трафальгар
Ее ожидает дворецкий в пространстве кеба.”
(“Мисс Ю”)
Даже такая далекая для ее поколения Великая Отечественная война показана в ее стихах так ярко, живо, подлинно, как будто и не было семидесяти лет, а салют победы отгремел совсем недавно:

“Год сорок первый. Июнь. Ожиданье
Счастья, которое будет потом.
Та, что ждала паренька на свиданье,
Встала у зеркала в платье простом...”
(“До и потом”)
“Вижу хроники – боль щемящая
Захлестнёт меня, как волна:
Это было всё настоящее –
И проклятие, и война.
Там не дублями. Там без ретуши.
Не киношная там беда,
И погибшие – значит, нет уже.
Не воротятся никогда.”
(“Вижу хроники”)
Перенимая опыт Алины и обратившись к окказионализмам – словам-изобретениям определенного автора – мы можем смело назвать ее стихотворцОм, человеком, собирающим известные слова, добавляющим свои, свежеиспеченные, и строящим хрупкую конструкцию поэтической мысли, начиненной свежей идеей:

“Я плыву – спасибо ей!-
Со свободой рыбовой,
Морскозвездой, птицыной!
Морюшко гордится мной...”
(“Про то, как море научило меня плавать”)
Каждое прочитанное стихотворение Алины Серегиной навевает новые мысли о ней и ее творчестве, новые ощущения, которые можно описывать бесконечно. Но все же лучше прийти самим на встречу с этим молодым дарованием и прослушать стихи в исполнении автора, когда на слова дополнительной волной накладывается обаяние этой чудной девушки, ее внутренняя сила и теплота. Ведь Алина Серегина уже неоднократно выступала на поэтических вечерах, заслуживая неизменное признание и завоевывая все новых поклонников - тех, кто понял, что перед ними не одна из сентиментальных “проходных” поэтесс, а настоящий Поэт.
Приходите на встречу с Алиной Серегиной, и Вам представится возможность самим ощутить силу ее таланта и поставить оценку ее стихотворному достоянию.

“Ну вдруг я выплесну всю душу
И не впишусь под их стандарт?”
(“Стихи про стихи”)

Поэтические вечера Алины Серегиной состоятся: 16 июня 2015 г. в 18.00 в Калининградском областном институте развития образования (ул. Томская, 19); 17 июня 2015 г. в ЦГБ им. А.П. Чехова (Московский проспект, 39). 18 июня в 12.00 (для учащихся школ) в ЦГБ им. А.П. Чехова (Московский проспект, 39). Вход на все мероприятия свободный.

Наталья Пахомова

Joomla templates by a4joomla