Максим Макаров
Двойные стандарты Виталия Мутко
В данной статье попытаюсь со ссылками на нормативные акты федерального уровня показать, что ответственность за очень затянутые сроки проектирования, прохождения госэкспертизы и подписания контракта на строительство калининградской арены ЧМ-2018 полностью лежит на Министерстве спорта России и лично на Виталии Леонтьевиче Мутко.
Министерство спорта РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1218 осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации ЧМ-2018.
Следовательно, с 2010 года никакой самостоятельности в части подготовки к ЧМ-2018 у регионов и городов-организаторов не имелось и не имеется. Всё полностью подконтрольно Минспорту России, и он должен нести ответственность за все участки подготовительных работ, в том числе и за калининградский.
Место под строительство калининградского стадиона ЧМ-2018 (на острове «Октябрьский») было выбрано в 2009-2010 годах при участии ФИФА, Правительства РФ, Минспорта России, АНО «Заявочный комитет «Россия 2018/2022», губернатора Калининградской области Г.В. Бооса и главы городского округа «Город Калининград» А.Г. Ярошука. Впоследствии свое согласие с выбранным местом выразил новый губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов.
Данное место и планы по формированию на острове «Октябрьский» нового микрорайона были внесены в Заявочную книгу «Россия 2018/2022», которая в мае 2010 года была передана Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым президенту ФИФА Йозефу Блаттеру. После этого вплоть до декабря 2012 года Минспорт России не поднимал вопрос об альтернативных местах размещения калининградской арены. Первоначальное техническое задание на проектирование 45-тысячного стадиона на острове «Октябрьский» было согласовано с Минспортом России, официальный представитель которого (Е.А. Моисеев) входил в конкурсную комиссию, определившую в начале декабря 2012 года первого генпроектировщика (НПО «Мостовик»).
Согласно Федеральному закону от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке к ЧМ-2018» Заявочная книга – это документ, содержащий письменные обязательства Российской Федерации перед ФИФА (в том числе правительственные гарантии).
В соответствии с гарантией № 1684п-П12 от 14 апреля 2010 года, подписанной лично В.В. Путиным, Правительство Российской Федерации гарантировало ФИФА строительство стадионов, указанных в Заявочной книге, в том числе стадиона вместимостью 45015 мест в городе Калининграде (на острове «Октябрьский»).
Поручением Президента России № Пр-2717 от 22 ноября 2014 года Правительству Российской Федерации было поручено принять меры по обеспечению безусловного выполнения правительственных гарантий, данных ФИФА в связи с подготовкой и проведением ЧМ-2018.
Официальное согласие Правительства Российской Федерации строить калининградский стадион на острове «Октябрьский» подтверждается следующими документами, предварительно согласованными с Минспортом России:
- постановлением Правительства РФ № 518 от 20 июня 2013 года, которое принято после рассмотрения комиссией под руководством представителей Минспорта России альтернативных земельных участков;
- постановлением Правительства РФ № 526 от 7 июня 2014 года о ФЦП развития Калининградской области на период до 2020 года;
- распоряжением Правительства РФ № 1735-р от 5 сентября 2014 года об утверждении проекта планировки острова «Октябрьский»;
- распоряжением Правительства РФ № 2668-р от 23 декабря 2014 года «Об определении АО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» «CROCUS INTERNATIONAL» единственным подрядчиком осуществляемой Правительством Калининградской области закупки проектных работ для строительства стадиона в г. Калининграде.
Необходимо обратить особое внимание на последний документ, который был буквально навязан Правительству Калининградской области министром спорта России В.Л. Мутко. Данный документ закрыл возможность для региона самостоятельно выбрать нового генпроектировщика и соответственно лишил его каких-либо реальных рычагов воздействия на последнего. Таким образом, ответственность за своевременность и качество выполняемых «Крокусом» проектных работ разделили между собой Правительство РФ и Минспорт России, несмотря на то, что формальным заказчиком проектирования является Правительство Калининградской области.
Это подтверждается многократными личными комментариями федерального министра спорта по поводу проектирования калининградского стадиона и прохождения госэкспертизы, щедро раздаваемыми Виталием Мутко представителям средств массовой информации в период с апреля по ноябрь 2015 года. Целью таких комментариев являлось желание «убаюкать» калининградские власти и общественность, а также показать вышестоящему руководству, что министр спорта России очень озабочен вопросом скорейшего завершения госэкспертизы и подписания контракта на строительство калининградского стадиона. На самом деле многократное непопадание Мутко в даты завершения вышеуказанных процедур показывает полное отсутствие у министра достоверной информации либо умышленное затягивание решения вопроса.
Умышленной можно назвать и навязанную Калининграду идею по снижению проектной вместимости калининградской арены с 45 до 35 тысяч мест. Только это решение, согласованное Виталием Леонтьевичем с ФИФА по своей собственной инициативе (без каких-либо просьб об этом со стороны властей региона), позволило ему отказаться от доработки и оплаты первоначального проекта 45-тысячного калининградского стадиона, на который в федеральном бюджете 2014 года было предусмотрено 560 млн., а из регионального было потрачено более 270 млн. рублей. К тому же в первоначальном проекте уже было предусмотрено снижение вместимости стадиона с 45 до 35 тысяч мест после проведения ЧМ-2018.
В официальном письме первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову, направленном за подписью Виталия Мутко, в сентябре 2014 года министр спорта России указал на то, что по информации ФАУ «Главгосэкспертиза России» на устранение замечаний по проекту 45-тысячного калининградского стадиона потребуется до трёх месяцев. Таким образом, в начале 2015 года между Минспортом России и АО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» мог быть подписан контракт на строительство стадиона ЧМ-2018 в городе Калининграде.
Во вчерашней статье «Как идет стройка века. Что нового со стадионами ЧМ-2018?», опубликованной в газете «Советский спорт» про калининградский стадион, сказано следующее:
«…Самый проблемный объект ЧМ-2018. Местное правительство разработало проект, который вначале не прошел экспертизу, поэтому в экстренном режиме заявку пришлось переделывать…».
Кто в Минспорте России дает такие искаженные комментарии журналистам, неизвестно, но выглядит это, как минимум, не красиво. Ведь правда заключается в том, что первоначальному проекту калининградского стадиона просто не дали пройти экспертизу, приняв решение о необходимости разработки нового проекта.
Теперь по поводу «фокусов» Минспорта России с предельной стоимостью строительства стадионов к ЧМ-2018.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 598 «О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» в сноске первой приложения № 2 к Программе были исключены слова «Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саранске, Волгограде». Таким образом, предельная стоимость строительства стадиона в размере 15,2 млрд. рублей стала предельной только для стадионов Самары, Калининграда и Екатеринбурга, причем все хорошо знали, что из оставшихся в списке городов только Калининград гарантированно выходит за установленный предел стоимости. Так, Арас Агаларов - владелец акционерного общества «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» (единственного исполнителя работ по строительству стадионов в Калининграде и Ростове-на-Дону) неоднократно рассказывал представителям СМИ, что оба этих стадиона находятся на одинаковых насыпных участках («на болотах») и стоимость их строительства будет примерно одинаковой.
Почему одновременно с Нижним Новгородом, Ростовом-на-Дону, Саранском и Волгоградом Минспорт России не вывел из-под ограничений предельной стоимости стадион в Калининграде, знает только Виталий Леонтьевич Мутко.
Именно отменой предельной стоимости для четырех указанных стадионов объясняется успешное (повторное) прохождение госэкспертизы проектов стадионов Саранска и Ростова-на-Дону с выдачей необходимых заключений по результатам проведения проверки достоверности определения сметной стоимости.
В сентябре 2015 года Виталий Мутко заявлял следующее:
«По Калининграду очерчен периметр стадиона, начались подготовительные работы. Пока это испытательные работы, мы ещё не приняли решения по стадиону, сейчас оценивается стоимость сметы. Крайний срок, поставленный мной подрядчику, – сегодня завершить расчёт стоимости».
Подрядчик почему-то из раза в раз не укладывался в очередные «крайние» сроки.
Поэтому вполне возможно, что именно из-за предельной стоимости ФАУ «Главгосэкспертиза России» так долго не могла выдать положительное заключение по результатам проведения проверки достоверности определения сметной стоимости калининградской арены ЧМ-2018.
Интересный момент также заключается в том, что стадион в Ростове-на-Дону (проект которого вышел из экспертизы в конце 2014 года с одновременным подписанием контракта на строительство) был параллельно с ведущимися в две смены строительными работами полностью перепроектирован и в мае 2015 года отправлен на госэкспертизу. Его новые почти прямоугольные очертания, внешний облик и многофункциональное назначение очень напоминают первоначальный проект калининградского 45-тысячника, вроде как отправленный в мусорную корзину. Что бы это значило?
Также необходимо отметить особую и, наверное, искреннюю любовь Виталия Леонтьевича Мутко к своей малой родине – Краснодарскому краю. По словам Мутко, данный субъект РФ является лидером по развитию спорта и спортивной инфраструктуры, с чем не поспоришь. Но проблема заключается в том, что жители Краснодара оказались сильно раздосадованы исключением их города из окончательного списка городов-организаторов ЧМ-2018, который был определен в 2012 году в ходе официальной церемонии ФИФА. Они были уверены, что их земляк - Виталий Мутко не допустит этого, тем более он активно лоббировал Краснодар незадолго до окончательного отбора городов.
Так 11 сентября 2012 года (за две недели до церемонии) министр спорта РФ сделал следующее заявление:
«Мы летом проехали все города, познакомились с планами проведения чемпионата мира, составили анализ ситуации во всех этих регионах. Он составлен на основании критериев готовности провести чемпионат. Есть города, где мы видим некоторую проблему - Саранск, Волгоград, Ярославль, Калининград, Ростов-на Дону. Скорее всего, из этой группы будут выбраны два города, которые не попадут в окончательную заявку России…Есть города, которые будут готовы с большей вероятностью - Краснодар и Самара».
В 2014 году Виталий Мутко явно «пошёл в атаку» на Калининград. Для начала (в апреле) на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике, рассказывая о «сложностях» со строительством стадиона ЧМ-2018 в Калининграде, министр заверил сенаторов в том, что «мы его обязательно построим, несмотря на все сложности».
28 июля 2014 года министр спорта РФ уже говорит о том, что «Калининград пока — тот город, который находится в нашей программе».
Затем, в августе-сентябре, началась целая серия выступлений Виталия Мутко в СМИ с критикой места строительства арены к ЧМ-2018 в Калининграде и почти прозрачными намеками Краснодару о «сбыче мечт» по поводу переброски одного из этапов мундиаля (понятно, что калининградского) с запада России на её юг.
По данным портала «Sports.Ru», строительством стадиона в Краснодаре занимается турецкая компания ESTA Construction, а ее президент Бахатин Демирбелек является другом Сергея Галицкого – частного инвестора, полностью спонсирующего строительство краснодарской арены.
30 августа 2014 года на телеканале «Россия 2» Виталий Мутко выступил в очередной программе «Задай вопрос министру», которая, на мой взгляд, была специально подготовлена с целью противопоставить Краснодар Калининграду. В этой программе ведущий задал прямой вопрос министру:
«Смотрите, все-таки если что-то случается с Калининградом и Екатеринбургом, я так понимаю, что запасные есть. Это Краснодар и Ярославль. Я правильно понимаю? В каком порядке?».
Виталий Мутко отвечает следующее:
«Я побывал на стадионе в Краснодаре, который строит президент футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий. Стадион просто потрясающий, напоминает Колизей. В следующем году стадион будет введен в эксплуатацию».
На повторное предположение ведущего эфира о том, что в случае возникновения проблем у одного из принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года городов будет задействован стадион в Краснодаре, Виталий Мутко дипломатично добавил: «Заметьте, это вы сказали».
Данное предположение ведущего и ответ министра были незамедлительно распространены ведущими российскими информационными агентствами.
Комментарии почти излишни. На лицо – отчет о поездке министра на юг России с, вполне возможно, данными кому-то обещаниями о возврате Краснодара в заветный список городов-организаторов ЧМ-2018. Но планы Виталия Мутко вычеркнуть из списка Калининград и Екатеринбург тогда не увенчались успехом, так как накануне телепередачи после нескольких публикаций в СМИ о том, что Калининград – первый кандидат на вылет из заветного списка, Президент России Владимир Путин заявил о принятом решении не сокращать количество городов-организаторов ЧМ-2018.
Получается, что, не желая преодолеть антипатию к Калининграду и, соответственно, учитывая отсутствие одинакового и беспристрастного отношения ко всем городам-организаторам ЧМ-2018, министр спорта РФ по сути заставляет правительство и губернатора Калининградской области регулярно апеллировать к его вышестоящему руководству: Игорю Шувалову, Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Такая искусственно и умышленно созданная ситуация явно не способствует своевременной подготовке Калининграда к мировому футбольному первенству 2018 года.
Тем не менее, вплоть до настоящего времени Президент России Владимир Путин уже неоднократно помогал Калининграду обойти препятствия, создаваемые Виталием Леонтьевичем.
Будем надеяться, что так будет и впредь.
Макаров Максим Юрьевич,
руководитель региональной общественной организации
«Русская община Калининградской области»,
государственный советник Калининградской области 3 класса
(в период с 2011 по 2015 гг. – госслужащий в различных
подразделениях Правительства Калининградской области,
ответственных за подготовку к ЧМ-2018).