Профессор В. М. Чернышев
Что общего между Григорием Распутиным и Леонтием Грицаном?
Не подлежащим сомнению является утверждение, что сознание одного человека не может не воздействовать на психику другого через подсознание. Однако многие считают, что манипулирование подсознанием – это суеверие, фантазия и не более того.
Тем не менее, такое воздействие на других людей давно перестало быть экзотической выдумкой, но стало суровыми буднями наших дней.
Как считают российские ученые В. Смирнов и Е. Безносюк, сотрудники кафедры психиатрии Московской медицинской академии им. Сеченова: «Часть информации…может быть не контролируема сознанием, но воспринята мозгом и психикой, что изменяет состояние и поведение человека помимо его воли и желания».
В последнее время многие ученые отмечают увеличение количества людей, обладающих экстрасенсорными способностями. В связи с этим возникает опасность проявления так называемого феномена открытой личности, сущность которой заключается в следующем. Оказывается, значительная часть человечества психологически не защищена от воздействия отдельных личностей и коллективов, обладающих развитыми экстрасенсорными способностями. Это создает угрозу формирования общества, состоящего из покорной и безвольной толпы, управляемой «сверхлюдьми».
Такие структуры существуют и в современном нам мире, не говоря уже об опыте истории, когда целые группы образованных людей (интеллигентов, аристократов) подпадали под воздействие сильных личностей, таких, к примеру, как Григорий Распутин. Причем сегодня нередко звучат требования причислить его к лику святых угодников Божиих.
Григорий Ефимович Распутин-Новых постоянно находился в поиске путей спасения, и пришел к выводу, что их не знают ни священники, ни епископы, ни православные богословы. Духовенству Гриша противопоставлял неких «духовных людей», которые «живут по-братски от любви Божией и любят не по одной лишь букве, а по слову Спасителя», но их преследуют церковники.
Желая «спасти» русскую церковь, Распутин предлагает поставить ее под влияние «духовных старцев».
Вероучение, которого придерживался Григорий Ефимович, было далеко от Православия. Антропология его выглядела следующим образом. Бездуховный человек, т.е. духовно не обученный – это враг и злодей; он легко соблазняется на всякую неправду. А опыт духовный приходит в испытаниях, практической проверке себя искушениями. Христос – это не только Спаситель, но и приобретаемые каждым человеком опыт, умения, навыки и знания: «Всякий мужик может стать Христосом, каждая женщина – Богородицей. Опытного спасают не молитвы и не смирение, а умение». А «Христоса» в себе можно приобрести только во время испытания.
Таким образом, из «писаний» Распутина и используемой им терминологии становится понятно, что во время своих странствий он подпал под влияние секты христоверов.
Православная Церковь считает, что Христа «приобрести в себе» можно только в таинстве Причащения, а удержать молитвой и смирением. Распутин в этом случае резко противостоит православной традиции, пропагандируя христоверческую концепцию спасения не по благодати, а через собственные усилия. Поэтому распутинские «подвиги» носили слишком истовый характер: «Я шел по 40-50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни дождя, ни ветра. Мне редко приходилось кушать. По Тамбовской губернии на одних картошках, не имел с собой капитала и не собирал вовек: придется, Бог пошлет, с ночлегом пустят – тут и покушаю. Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменяя белья по полугоду и не налагал руки до тела – это вериги тайные, то есть делал для опыта и испытания. Нередко шел по три дня, вкушая самую малость. В жаркие дни налагал на себя пост, не пил квасу, а работал с поденщиками, как и они; работал и убегал в кусты молиться. Не один раз пахал пашню и убегал на отдохновение на молитву».
Подобные подвиги, тем более самочинно на себя наложенные, практически непосильны для человека. Они говорят о том, что Григорий Распутин-Новых духовно совершенствовался в отрыве от православной традиции, в которой принято на любой подвиг брать благословение духовника. Поскольку Распутин самочинно «налагал на себя пост», совершал другие самостоятельные действия «для опыта и испытания», то понятно, что никто из священников православной Церкви не благословлял его на подобные «тайные вериги».
По воспоминаниям современников, Распутин действительно обладал целительским даром и не раз спасал царскому наследнику Алексею жизнь.
Воейков – человек из ближайшего окружения Государя императора Николая II, вспоминал, что проблема часто состояла в том, что Распутин бывал настолько пьян, что его никак нельзя было везти во дворец, а помощь требовалась срочная. Тогда к «старцу» подтаскивали телефон, и он начинал заплетающимся языком беседовать с Царевичем, чем останавливал кровотечение…
Истории неизвестны православные святые, которые в пьяном виде творили бы чудеса – посему приходится признать, что Распутин к их числу не относится. Распутин – это тот же экстрасенс, как Кашпировский, Чумак, Джуна, Ледяев, Антоненко своего времени.
Нельзя не упомянуть об отношении Великой княгини Елизаветы к Распутину. Она никогда не вмешивалась в дела политики, но она глубоко страдала, чувствуя, как возрастает неспокойное положение внутри страны, и она видела в Распутине темную, злую и стихийную силу. Эту грозную силу трудно будет обуздать, но она постепенно будет вести к краху страну. Игумен Серафим, оставшийся верным Елизавете Феодоровне и после мученической кончины на дне уральской шахты и сопровождавший гроб с её останками в Палестину, в своей книге "Мученики христианского долга" (Пекин, 1920) писал: "Покойная была умудрена настолько, что редко ошибалась в людях. Она глубоко скорбела, что епископ Феофан, будучи духовником и духовным руководителем Государыни, верил Григорию Распутину и представил его как редкого в наше время подвижника-прозорливца... Сколько бы Григорий и другие подобные ему люди ни добивались приема Великой княгини, но она в этом отношении была тверда, как адамант, ни разу никого из таковых ни принимала..."
Протопресвитер М. Польский в книге «Новые мученики России» (Джорданвилль, 1949) писал: «Григорий Распутин – человек простой, необразованный, грубый, но умный, обладавший гипнотической силой внушения и ясновидением, облекавший в религиозную и православную форму свои слова и действия… разгульный в личном поведении. Личность недостаточно описанная и разгаданная в литературе. В среде непрямодушных людей двора он мог иметь влияние на чистую, любящую правду и благочестивую Царственную чету».
Один скандальный случай описан в книге Л.П.Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна (М., 2007).
В 1913 году Великая княгиня Елизавета, поручив Марфо-Мариинскую обитель своим помощницам, поехала в Петербург, чтобы присутствовать на благодарственном молебне в Казанском соборе по случаю 300-летия дома Романовых. В соборе произошел неприятный инцидент с участием Распутина. Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко, войдя в храм, увидел, что на почетном месте, впереди членов Думы, стоит наряженный в шелковую рубаху, в лаковых сапогах, с наперстным крестом на груди проходимец Григорий. М.В. Родзянко подошел к нему вплотную и сказал: «Ты зачем здесь?» Последовал ответ Распутина: «А тебе какое дело?» Председатель Госдумы возмутился обращением на «ты» и сказал Распутину, что если он сейчас же не уйдет, то будет вызван полицейский пристав. Тогда мужик стал гипнотизировать Родзянко. Диким взглядом впился в лицо председателя Думы, потом стал смотреть в область сердца. Родзянко почувствовал необьяснимую жуткую силу, которая стала действовать у него внутри, и, напрягши всю свою волю, сам стал пристально смотреть прямо в глаза Распутина. Тогда наглый мужик бросился на колени и стал лбом бить поклоны перед иконами.
Вел. кн. Мария Павловна, воспитанница преподобномученицы Елизаветы (Романовой) в своей книге писала: "Она мне сказала, что много раз предупреждала свою сестру, Императрицу, чтобы не очень доверяться ему (Распутину) и не зависеть от него. Когда влияние Распутина перешло из домашней сферы на политику, моя тетя, видя в этом большую опасность, решила на этот раз предупредить самого Императора, но опять ее совет был отвергнут". Архиепископ Анастасий в брошюре "Светлой памяти Вел. кн. Елизаветы Федоровны" (Иерусалим, 1925) пишет: "Раз по возвращении из Царского Села она, как бы обмолвившись, сказала: "Этот ужасный человек (т.е. Распутин) хочет разлучить меня с ними, но, слава Богу, это ему не удается". Елизавета Федоровна по просьбе своих друзей решила сделать последнюю попытку и поговорить лично с Государем о положении в стране и Распутине. Графиня Александра Олсуфьева в своей брошюре "H.R.H. The Grand Duchess Elisabeth Feodorovna of Russia" пишет, что когда Елизавета Федоровна коснулась наболевшего вопроса о Распутине, императрицу нельзя было разубедить в ее веровании в его святость, несмотря на то, что Вел. кн. рассказала ей о его скандальном образе жизни, которую он умел успешно скрывать от глаз Её Величества. Тогда Вел. кн. предсказала будущее: «Помни судьбу Людовика XVI». После этой встречи Елизавета Феодоровна поехала в Саровскую пустынь, а по возвращении ей стало известно об убийстве Распутина. Узнав об участии там своего племянника Вел. кн. Дмитрия Павловича и других, она не могла осудить этих людей, ибо видела в Распутине живое воплощение зла и думала, что само провидение выбрало её племянника и князя Феликса Юсупова, чтобы совершить над Распутиным приговор судьбы. Но, как считал Вел. кн. Гавриил Константинович, убийство Распутина оказалось сигналом к революции. ("В мраморном дворце", Н-Й, 1955)
В своей книге «Эпоха. Судьба. Коллекция» (Москва, 2010г.) князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский пишет, что Анна Танеева-Вырубова, внучка фельдмаршала Кутузова, фрейлина последней российской императрицы Александры Федоровны, была связующим звеном между царской семьей и Григорием Распутиным. Императрица именовала ее не иначе как «подруга». У Анны Вырубовой были тесные отношения с Николаем II. Вместе с Распутиным Анна Вырубова обсуждала, кого следует назначить министром, а кого — премьером. На самом деле не Танеева своим поведением вызвала молву, а советская пропаганда, публикуя в 1927 году на страницах журнала «Минувшие дни» фальшивый дневник за подписью Вырубовой, зная, что, находясь за границей, она не сможет его опровергнуть. Целью публикации интимного дневника якобы руки Танеевой, которую молва обвиняла в позорном поведении, было желание опорочить царскую семью. Для сочинения дневника обратились к Алексею Толстому, знавшему образ мышления людей придворного круга и способного найти подходящий тон. Благодаря его таланту, дневник получил широкое распространение, а молва опорочила имя Вырубовых.
Толстой назвал фрейлину Вырубовой, а не Танеевой, не зная, что она после развода в 1908 году вновь стала носить свою девичью фамилию, которая тогда была очень громкой ввиду высокого придворного чина Вырубова. Толстой также, вероятно, не знал, что оригинал воспоминаний Танеевой был напечатан в Париже на страницах журнала «Русская летопись» в 1922 году с подписью А.А. Танеева. Впоследствии Анна Александровна Танеева приняла монашеский постриг с именем Мария.
По-видимому, мало кто в стране обратил внимание и на публикацию А. Кочетова в Москве в 1991 году, в которой он доказывает, что фальшивый дневник — не более чем литературная мистификация. Это опровержение прошло незамеченным, и люди по старой привычке продолжают Танееву хулить. В роду Вырубовых Анна Танеева оказалась случайно. Она была дочерью управляющего царской канцелярией А.С. Танеева. В их семье эта высокая должность передавалась от отца к сыну в трех поколениях. Следует иметь в виду, что Танеева и Вырубов были женаты всего один год. Танеева с ранних лет была приближенной Государыни и стала ее любимицей. Государыня решила назначить ее фрейлиной. При штабе Государя находился морской офицер Александр B. Вырубов. Он понравился Государыне, и она их поженила. На этом статус фрейлины оборвался. На редкость скромная свадьба состоялась в Царском Селе 30 апреля 1907 года: присутствовали царские особы и Вырубовы. Вырубов запретил жене устраивать у себя дома встречи Государыни с Распутиным, и развод был неизбежен: через год брак был расторгнут. Затем Александр Вырубов подал в отставку, уехал в свое имение, вновь женился и обзавелся детьми.
Ультраправославные указывают на мироточащие фотографии «старца» Распутина. Но это не аргумент. Мироточили даже языческие статуи и истуканы. В зловредной псевдоправославной секте Береславского «Богородичный центр» мироточит все. Но ведь само Писание свидетельствует: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).
Особняком от других мистических сект стоит наша доморощенная украинская секта «леонтьевцев».
В начале 50-х годов Леонтий Герасимович Грицан, уроженец с.Новая Молощаница, Ровенской обл., сформировал свою общину. Отличительной особенностью ее было то, что она кочевала вначале по Ровенщине от храма к храму, и по воспоминаниям очевидцев, куда бы зимой не приходил Леонтий, он всегда начинал проповедь с того, что нагребал большую кучу снега под босыми ногами, становился на нее, а потом призывал всех к покаянию. Такой своеобразный «флеш-моб» поражал его последователей, которые были склонны видеть в нем сурового аскета и подвижника.
Известно также и то, что святой прп. Кукша осуждал деятельность Леонтия и даже его не исповедывал. Чудачеств за этим ровенским «пророком» , носившем на себе иерейский крест, а порой и панагию – водилось немало. Выводы Синодальной Богословской комисии УПЦ об отношении к «старцу» были однозначны – еретик. Эта Комиссия проходила по благословению Председателя УПЦ Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира 18 мая 2001г. в Свято-Николаевском монастыре в с.Городок Ровенской епархии (где самое большее число последователей «старца»).
Нередко Леонтий осуществлял поход в Почаев, из Почаева в Киев и обратно. Внушал своим последователям, что грех работать, служить в армии, иметь паспорт. Наоборот: следует «странничать» - ходить по городам и селам, петь духовные песнопения и жить подаянием. Все собранные деньги отдавали Леонтию, которого считали великим подвижником, а некоторые – самим Богом. Девицы «из верных» мыли ему ноги, а слитую воду почитали великой святыней.
Нынешние последователи этого «святого» разделяются между собой по степени его почитания. Многие почитают его за великого старца, пропагандируя его учение о запрете есть мясо, об уклонении от брака и супружеских отношений через близкий конец света.
Есть и такие, которые считают его самим Богом Саваофом (!). Они благоговеют перед его изображением и помещают его фотографии в один ряд с другими иконами.
Когда в 1952 г. к «леонтиевцам» попал некий И.С.Курач, то ему как наиболее грамотному, приходилось писать т.н. «святые письма». Каждое из них заканчивалось так: «Перепиши двенадцать раз и по одному передай другому». В этих письмах старались указать ближайшую дату конца света (как это было, например, в 1953 году), а если конец света почему-то не наступал в назначенный день – то дату переносили. Здесь сразу вспоминаются «пророчества» о конце света в секте адвентистов Седьмого дня и Свидетелей Иеговы. Причем неоднократные предсказания этого конца, который переносился с регулярным постоянством (эсхатологическая ересь).
Люди, не из окружения его последователей, вспоминали, что на Херувимской Леонтий подлаивал, а порой ему становилось на ней плохо. Тем не менее в 1969г. он, зайдя в пономарку во время богослужения, стал свидетелем разговора двух священников: «А правда ли про Леонтия говорят, что он Бог?» Ничтоже сумняшеся, Леонтий бесцеремонно заявил: «Все знают, что я Бог. Это только вы не знаете» (Из книги по экспертному заключению Комиссии «Из мертвых идолов на землю падал тлен» с.53).
В их секте есть свои «апостолы», «жены-мироносицы», «небесные чины». Была и «богородица» - некто Александра Наумова (с.35).
Есть свидетельства о блудных соитиях у «леонтьевцев», которые позже подтвердила Комиссия (с.24, 26).
Где бы «старец» ни находился, его в обязательном порядке сопровождали молодые девушки-сектантки, его последовательницы, которые должны были мыть ему ноги. Грязная вода сливалась в отдельную посуду и считалась у сектантов освященной. Ею умывались, использовали как лекарство от болячек, кропили помещения (с.22).
Вот некоторые моменты леонтьевских ритуалов в среде его последователей:
-при словах священника на богослужении «Мир всем», сектанты складывают руки вверх ладонями, а затем демонстративно умываются этой благодатью (на манер мусульманского намаза);
-надо носить на себе «ангельский пояс» (специальная веревка), за которую ангел вытащит тебя из ада после смерти;
-фотография Леонтия в обязательном порядке находится у последователей в общем иконостасе с другими образами.
Леонтий, уже будучи в пожилом возрасте, решил вспомнить молодость и наведался к некоей Марии Дрозд, которая когда-то попала из-за него в психбольницу. Женщина повела себя очень решительно, так что старцу пришлось ретироваться (с.56).
Умер «саваоф» в 1973г. Могила Леонтия находится в Ровно. Когда в 2000-х гг. сектанты пытались ее вскрыть и канонизировать «святого», то в яме никаких мощей не обнаружили, поскольку все сгнило. Тогда поспешно забросали землей могилу и договорились не предавать огласке эту неудачу.
То, что Леонтий Грицан был в глубочайшей прелести, сомнению не подлежит. Его последователи – это типичная мистическая секта, каких в XVII веке была масса, отпочковавшихся от беспоповских толков старообрядчества.
Сама прелесть, как известно, имеет два вида: первый вид состоит в том, что когда тот, кто молится, фантазирует и визуализирует силой своего воображения свои мечтания, взятые даже из Священного Писания, то в сущности, из-за своего падшего состояния, из-за честолюбия, гордости, заносчивости – сам себя обманывает. Святые Отцы категорически запрещают такой способ молитв, при котором есть представления и мечты. Обычно такой вид прелести постепенно ведет человека к суициду.
Второй вид прелести называется мнение. Это означает, что одержимый мнит, т.е. думает о себе, что он имеет много добродетелей и достоинств, переполнен дарами Святого Духа. Этот самообман, мысль о значимости самого себя, вытекает из неправильного понятия и ложного ощущения. Когда тот, кто молится, признает неправильные чувства за истинные и благодатные, то он приобретает соответствующие этим чувствам заблуждения. Потом эти ложные чувства усваиваются сердцем, и от неправильного подвига появляется самообман и бесовская прелесть, которая именуется «мнением». Человек, пропитанный этим видом прелести, высокомерен, горд, честолюбив, хотя для многих внешне видится скромным и смиренным.
Иоанн Береславский, Сергей Тороп, Порфирий Иванов, Ольга Асауляк, Юрий Кривоногов, Марина Цвигун, Надежда Антоненко и масса других наших доморощенных «пророков», «святых», «апостолов», «христов» и даже «саваофов» разлились сегодня по необъятным просторам страны, прельщая и соблазняя неискушенных наших сограждан подобием некой «духовности».
Искушение властью и авторитетом - то, что в психиатрии называется «комплексом спасителя» - сегодня достаточно распространенное явление, связанное в определенной мере с инфантильностью и слабоволием многих верующих, которые хотят свои духовные немощи переложить на плечи кого-нибудь, освобождаясь от ответственности за них перед Богом.
Если «монастырский» принцип духовничества проявляется в миру, то получается такая картина: около «пророка» формируется группа духовных чад; отныне решение всех вопросов личной и деловой жизни зависит от этой последней инстанции – благословения или запрещения. Он, как заботливый сват, подбирает молодым людям будущих супруг и супругов, подсказывает в какие ВУЗы следует поступать старшеклассникам. Или не поступать вовсе. Может заставить уйти с работы, если она по каким-то причинам не устроила наставника, настоять на разводе в семье, «благословить» на принятие монашеского пострига. Запретить есть шоколад, мороженое, пить кофе или смотреть телепередачи даже познавательного характера. Может запретить обращаться к врачам даже в случае неотложной необходимости – поскольку «все в руках Божиих».
Так всегда формируется внутрицерковная или околоцерковная группировка с культом личности «старца», «пророка», «прозорливца» (хотя часто это оккультные визионеры, ничего общего не имеющие с подлинной духовной жизнью). Такая группировка обычно враждебно и подозрительно настроена ко всему окружающему их: к светской культуре, к другим «не своим» верующим, к священникам и епископам.
Структура таких группировок чисто сектантская, с тревожным эсхатологическим ожиданием, потому что все жизненные процессы им кажутся апостасийными.
В XVII веке было множество беспоповских толков, трансформировавшихся в мистические секты по аналогии с «леонтьевцами», с такой же претензией на истину в последней инстанции в лице своих «христов», «богородиц», «кормчих», «корабельщиков» : прыгуны, дырники, адамиты, бегуны, запощеванцы, аристовцы, немоляки, голбешники, рябиновцы, небрачники, беседники, лучинковцы, новожены, сусловцы, телеши, перемазанцы, хлысты, нетовцы, скопцы, пасхальники, спасовцы, шалопуты и проч., и проч.
Прием подделки под Православие не нов. Дьявол испокон веков приятно прельщал верующих, принимая облик ангела света. О том, как убежать этих козней, верующие узнавали из «Добротолюбия» и других творений Свв.Отцов. Но даже неискушенные в богословии люди, не выходя из послушания Матери-Церкви, твердо знали, как избежать лукавых искушений. Однако сейчас, когда мы переживаем духовые последствия расцерковления православного народа, когда дан большой простор для фальсификации духовности, исстрадавшаяся в безверии душа перестала отличать тьму от света, считая, что безусловно хорошо все, где идет речь о чудесном, магическом, «духовном».
На авторитете Православия, духовном невежестве и беспечности людей паразитирует сегодня великое множество проходимцев, стремящихся в лидеры на рынке мистических услуг – от мелких колдунов-жуликов, вроде «мудрых жермен», «прорицательниц серафим», «ворожей алис», «ведуний ирин» и проч., до дипломированных оккультистов особого посвящения.
О нашем лукавом времени в Писании сказано: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4:3-4).
Сегодня мы все это видим воочию.