Владимир Шемшученко
ИЗ ДАЛЁКОГО ДАЛЕКА…
Разговор о калининградском журнале «Берега» начнём несколько отвлечённо, поскольку нашей задачей не является написание панегирика. Мне уже не один десяток лет приходится проводить мастер-классы по технике стихосложения. Так вот: ни один из участников мастерских за это время не смог ответить на, вроде бы, простейший вопрос: Что такое стих? Как правило, «стихом», «стишком» называющие себя поэтами стихотворцы называли стихотворение, что указывало на то, что они не совсем понимают, чем они пытаются заниматься, т.е. не вполне владеют профессией.
То же самое частенько происходит и с теми, кто пытается издавать печатные издания. Дадим для правильного течения нашей попытки исследования одно из определений, т.е. скажем, что такое журнал.
Журна́л (фр. journal — дневник, подённая записка, от фр. jour — день, сутки) — печатное периодическое издание.
В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Печатные издания» «периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения».
Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций.
Теперь приведём «выходные данные» и то, что можно назвать аннотацией. Литературно-художественный журнал «Берега» зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 39-00302 от 24 сентября 2014. Первый журнал вышел 1 ноября 2013 года. Периодичность – 6 номеров в год.
Журнал «Берега» появился как духовное явление русской жизни, которое писательским, поэтическим, публицистическим словом противостоит моральной деградации общества, девальвации доверия между русскими людьми на планете, у которых особая, спасительная и спасающая миссия и призвание среди человечества, стояния против потребительства и производства товаров краткосрочного потребления, обостряющих экологические проблемы и усиливающих истощение энергетических ресурсов, миграционные процессы, возникшие из потребностей экономик развитых стран, чтобы выполнять руками мигрантов функции, которыми не хотят заниматься представители коренного населения. Журналу три года, и его редакционная политика строится по трем основным направлениям. Во-первых, это публикация авторов не только из Калининграда, где издается журнал, но изо всей России – тех авторов, кому удается в своих произведениях найти животрепещущую ниточку, отвечающую на вызовы времени, и кому это удается сделать наиболее талантливо.
Если остановиться на сказанном выше, то можем уверенно сказать о том, что под эти определения попадают и альманахи, и коллективные сборники; и в первых и во вторых могут быть произведения, которые «писательским, поэтическим, публицистическим словом противостоят моральной деградации общества и проч.». Более вульгарно это выглядит следующим образом: «за всё хорошее, против всего плохого». Но вот только «хорошее» и «плохое» зачастую у различных социальных страт – разное.
И отсюда мы можем с не меньшей уверенностью сказать, (абстрагировавшись как от ничтожного, что по Конституции РФ ни одна идеология не может быть признана главенствующей),что журнал и в настоящее время, и прежде, в первую очередь, печатный орган – идеологический, собирающий «под свои знамёна» приверженцев устоявшихся представлений «о граде и мире» и всего прочего, с этим связанного. И уже во вторую очередь – это печатный орган, призванный знакомить уже СВОИХ читателей с ТЕКУЩЕЙ литературой, хотя, к сожалению, частенько можно встретить на страницах современных журналов перепечатки уже «изданного, переизданного».
В идеале, в журнале «пульсирует артериальная кровь современных литературных новинок». Что же касается идеологии как таковой и сопутствующей ей цензуре, то любой мыслящий человек наверняка скажет, что нынешняя идеология (или идеологии) более свирепы, чем во времена оны. Просто сейчас идеология (или идеологии) прикрыты фиговым листом толерантности, которая в её начальном (медицинском) смысле не что иное (если грубо), как утрата организмом способности противодействия болезнетворным микробам.
Но вернёмся к журналу «Берега».
В первую очередь скажем здесь добрые слова в адрес его организатора и вдохновителя – Лидии Довыденко, поскольку создание и становление печатного органа в наше время, безусловно – подвиг.
Отметим также, что журнал создан в весьма непростом по различным причинам регионе: в Калининградской области, окруженной границами стран ЕС, довольно сильны позиции, как германофилов, так и полонофилов. И в то же время на этой территории стоят памятники Петру Первому, несколько раз посещавшему Кенигсберг, императрице Елизавете Петровне, при правлении которой Восточная Пруссия была провинцией России (1758-1762), когда Кёнигсберг назывался Королевцем. Многие города здесь носят имена русских (советских) полководцев, а также названы в честь Победы в Великой Отечественной войне. Православные церкви соседствуют с лютеранскими кирхами. Здесь дышит сама история.
И здесь на этой небольшой (в сравнении с материковой Россией) частичке России, омываемой Балтийским морем, на наш взгляд, продолжается горячий «вечный» спор славянофилов и западников.
Журнал «Берега», его коллективный пафос, направляемый главным редактором, чем-то напоминает послание, «присланное из будущего», т.е. Сборник статей о русской интеллигенции 1909 г. «Вехи» (ну куда же без гиперболы!), направленный против политического радикализма. С этим, конечно, можно не согласиться, увидев на страницах журнала произведения А. Проханова, С. Куняева, В. Крупина, В.Курбатова, О. Фокиной, Ю. Мориц и других, чьи фамилии в определённых литературных кругах вызывают острое чувство неприязни. И, тем не менее, мы будем настаивать на такой оценке журнала «Берега», поскольку он «уравновешивает» крайность иную, и потому смеем считать, что этот журнал выполняет в бушующем литературном море миссию в какой-то мере спасательную. Людям (а литераторам особенно) необходимо во что-то верить и иметь возможность идти туда, откуда их, по крайней мере, не гонят взашей.
Мы не станем здесь перечислять континенты, страны и регионы, делегировавшие писателей на страницы журнала «Берега», а также не станем заниматься разбором тех или иных произведений, поскольку это не является предметом нашего небольшого исследования. Но скажем определённо: такой журнал как «Берега» нужен, как слова Ивана Ильина, русского философа: «Там, где все кажется безутешным, утешение уже стоит у порога».