Светлана Леонтьева
Безбрежность БЕРЕГОВ, как Самоорганизация живой материи в космосе
Обзор журнала Берега 5-2023
Эти данные свыше земные просторы,
эти реки, моря, эти долы и горы,
вся всемирная ширь, вся Земля, вся планета –
и кому же потом всё останется это?
Сильным? Вольным? Крутым?
Исключительным? Гордым?!
Устремлённым к победам, вершинам, рекордам?
Растворявшимся в общем ярящемся оре?
Обрекавшим себя и подобных на горе?
(Как ни глянь – на злодее злодей, вор на воре.)
Но они ли у Господа в вечном фаворе?
(Да не будет помянут в пустом разговоре.)
На таких ли взирают с небес благосклонно?
Таковым ли земное завещано лоно?
(Руслан КОШКИН)
Автор правомерно задаёт вопрос – «кому же потом всё достанется это?» То есть земля наша – самая родная, история наша, просторы, русскость, вся цивилизация, коей тысячелетия? Есть два варианта: 1. От эльфийского русского космоса, чьей теорией занимались Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903), Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935),
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм.
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955), Александр Леонидович Чижевский (1897—1964)
Иван Антонович Ефремов (1908—1972), Кузнецов Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик, Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765). Единство микрокосма и макрокосма. Мировоззрение космизма, Одоевский Владимир Федорович (1803—1869). Идея «цельного знания». Единая наука о человеке и Вселенной, Умов Николай Алексеевич (1846—1915). Самоорганизация живой материи в космосе.
- Либо - "По волчьему следу нациста le Loup" – то есть волчьей тропой Адольфа Гитлера, ("Вервольф" под Винницей, "Волчье Ущелье", Волчий крюк - нацистскую топонимику, волчью шкуру – фельдграу).
Поэтому в номере большая часть принадлежит исследованиям публицистического толка:
Сухейль Фарах - Академик Российской академии образования, доктор философских наук,
президент Открытого университета диалога цивилизаций.
Его труд называется «ВОЗМОЖЕН ЛИ ДИАЛОГ И ПАРТНЁРСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?»
Вопрос, прямо скажу, тревожный! И действительно возможен ли вообще диалог в мире, где одна его часть пытается занять главенствующее место, а вторая под обстрелами пытается разговаривать. Здесь вспоминается повесть "Крылья в Ночи", где Соломон спасает беззащитных негров от кровожадных античных гарпий - древней расы крылатых гуманоидов, Акаана. Это соответствует теории А. Г. Дугина: «…диалог между цивилизациями определит "новые правила человечества. Надо услышать позиции каждой цивилизации "и серьезно отнестись к каждой культуре, каждой религии, каждой политической системе за пределами Запада", поскольку последний является "только частью человечества", а не его основой."
Автор статьи подробно описывает и разбирает по пунктам, нумеруя их: «И с ними со всеми – человеческая энергия, характеризующаяся критическим, аналитическим мышлением со стороны индивидуума и социума. Возможно, каждый из людей жаждет справедливости. Возможно, мудрые люди и сторонники универсальной справедливости стремятся избавиться от стареющих клеток в трёх аксиологических системах, которые мы упоминали вначале, и работает над активацией позитивного конструктивного цикла в каждой системе, направленной на построение рационально- разумных мостов между её позитивами…» Несколько тезисов как базоопределяющих всю конструкцию: Ялтинский мир. Это как раз и есть та матрица – на коей зиждется основа.
Беседа критика, доктора филологических наук Капитолины Кокшеневой
и писателя Анатолия Байбородина
СЛОВО О РОДЕ И НАРОДЕ
Статья построена в виде диалога, где писатель сетует, что разделение на «деревенскую» прозу и не деревенскую является неким мифом противоречия и водораздела оного.
Некий деревенский уклад, как основа и его бытописание, как смысла и сути. Где много комбайнов и мало вождей.
Истина, как всегда, находится где-то посередине.
Анатолий Байбородин: В русской традиционной народной литературе писатели замышлены родовой судьбой, писателя рождает в некоем колене его родова, как выразителя рода, – суть народа. В идеале… может, недостижимом… русский народный писатель, словно приходской поп, посредник меж Богом и народом, меж небом и землёй. А начальный душевный порыв к слову, начальный творческий мотив у писателей разный; меня томила и властно требовала выражения в слове обида за все горести, перенесённые в бедном детстве и отрочестве, хотя потом я осознал и счастье детских, отроческих лет, прожитых среди прекрасной лесостепной, озёрной и речной природы. Томила обида за мать и отца, за своих деревенских земляков, вечно унижаемых и оскорбляемых…
В диалоге А. Байбородин отстаивает свою мысль о том, что «деревня – это основа наша, это то, откуда мы произошли, это корни.
Вообще, если говорить о русском космизме, то любая деревня – это планета, где происходят события, как чудесные, так и горестные. В сюжете, как деревенском, так и городском должна быть основа и стержень. И главное – это язык писателя, неповторимый, разноплановый. Он как раз и делает писателя писателем. Журналистика – является лишь временным состоянием. А главное – это художественность. И текст. Само тело текста.
Григорий Блехман
ХРУЩЁВ – МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО
ДЕЙСТВИЯ ПОД СССР И ИСТОЧНИК СВО
(Документы, воспоминания, размышления)
Здесь нам действительно пригодится русский космос и его составляющие – это свет, звёзды, барражирующие спутники, а ещё солнце и луна. Гр. Блехман последовательно разбирает отрицательное влияние вождя на судьбы нации, как и положительное влияние тоже. Это похоже на то, когда крылатые твари, слетают с Террикона - разумеется, такой цитаты нет в статье, но именно она чувствуется: чертовщина самого Хрущёва и его анти божественная суть, как некого шамана, который сыплет соль на раны всей страны.
- Зарождение украинского нацизма и освобождение из плена бандеровцев, власовцев, предателей родины.
- Подарок Крыма Украине
- Осуждение культ личности Сталина, когда товарищи из Китая сказали: нельзя было этого делать.
Получается, что мину замедленного действия подложил сам вождь партии Хрущёв Н. С.
Так Блехман подробно рассказывает о событиях в Новочеркасске. И как лечить подобные этим раны?
И здесь весьма тонко автор вплетает современный мотив, ради которого и писал статью: "Мало хороших вождей". Это об упадке последующего руководства страной. И, как кратчайший вывод: нацистский волк-оборотень поднял голову и начал матереть и расти, некой поместью, шакалом, надевшим на себя волчью шкуру с символикой Третьего Рейха. И шакалов расплодил сам Хрущёв. Статью можно взять за основу большого романа с заголовком «Нео-космизм, исходящий из солипсизма»
«Говорят, что в Финляндии в таких случаях останавливают автобус и пьяных высаживают среди дороги… – нарочно громко, рассчитывая на поддержку, заговорила женщина неизвестно для кого. – А как в других цивилизованных странах?
– Что ты гонишь порожняк в натуре?.. Ты хавальник закрой, а то!..
…В стенку, отделяющую шофёра от кабины, заколотили ногами. Шофёр остановил автобус, вошёл в салон. Протолкавшись к зэкам, он ровным невозмутимым голосом проговорил что-то на фене…» (В. Киляков) – звучит, как отрывок пьесы для механического пианино. Русский космизм прорывается здесь, истекая планетами.
Священник – проводник и исповедователь.
Повесть заканчивается на трагической ноте: «Стояла церковь, как и могила Фомы Евсеича, без креста.»
Игорь Александрович Смолькин (творческий псевдоним Игорь Изборцев) – прозаик, публицист, председатель Правления Псковского регионального отделения Союза писателей, представлен в журнале рассказом «ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ». Обычно автора характеризуют, как певца одиночества. И здесь в данном рассказе главный герой не ищет общества, наоборот, он уходит из дома в поисках размышлений о жизни, приходит к некому Грибову и просит у него стопку книг. Затем, идя домой с книгами, он радуется, словно спас нечто живое.
То есть одну из звёзд русского космизма.
Валерий Ильич Герланец – известный на Донбассе и далеко за его пределами писатель, драматург и публицист, заслуженный деятель искусств ДНР, член Союза писателей ДНР и Союза писателей России представлен повестью «БЛАГОСЛОВЕННЫЙ», не буду пересказывать захватывающий сюжет на историческую тему. Автор исследует отрезок времени правления Александра I. Повесть начинается со сна царя. Некое парение над миром. И его судьбой. Встреча с Наполеоном. Как сейчас говорят – заседание правления. Исследователем исторического процесса в России так сложилось, считался В. Пикуль. Противоречивый и искренний. «Это был «привислянский Манчестер», столица ткацкого дела, ниток, текстиля и тесемок, где в удушливой паутине фабричной пряжи люди часто болели и очень рано умирали. Недаром в пивницах Лодзи любили поминать…» Его повести волнуют и притягивают. Помню просто целый бунт его книг в девяностые годы. Поэтому касаться исторических тем – это соперничать с несравненным Пикулем. Но Валерию Ильичу это удаётся: «Император вдруг вспомнил свою первую встречу с Наполеоном Бонапартом. Она состоялась близ Тильзита, посреди реки, на плоту, посреди которого возвышался, обтянутый парусиной небольшой павильон. Александр добирался до места встречи на лодке со своего берега, Бонапарт на таком же плавсредстве – с противоположного. Длилась эта встреча чуть больше часа, но поговорить с человеком, который тогда был для Александра образцом для подражания, удалось об очень многом.»
Идёт погружение в войну.
Оно состоит из поражений. Разгрома. Победы. Отступления.
фоном служат размышления царя…
и конечно, звёзды русского космоса.
автор пытается взять вес и удержать этот космос.
Но ему даже родину держать трудно под наплывом материала.
И поэтому начинается война.
«А потом в течение недели проходили заседания, на которых рассматривались будущее Польши и Пруссии, а также взаимоотношения империй с Австрией и Турцией. Наполеон не только проницательно следил за тем, что говорил Александр, но также за его изменчивым настроением, мимикой и жестами, считывая таким образом всю необходимую ему для переговоров информацию…»
Царь…каков он?
Наполеон…
Грёзы. И мечты. Действительность и пустыня Реальности.
Сергей Собакин – прозаик, публицист, поэт-песенник, композитор. Член Совета молодых литераторов Союза писателей России (Москва), представлен рассказом «Тревожные люди», автор рассуждает о психическом состоянии молодых людей в наше время. Клиника, врачи, таблетки, лечение – идёт описание заболеваний. И процесс выздоровления. Исследуется кишечник с частичками золота в аппендиксе. Конечно, это важно, ибо любой человек в космосе является его микрочастицей. Рассказ не переходит в плоскость нравоучений, он является константой. Здесь не затрагивается тема СВО, хотя многие молодые люди занимаются волонтерством и гуманитарной, здесь идёт подробный анализ психики и моторики. Конечно, это бы пригодилось, как основа для лечения поствоенного синдрома у солдат, пришедших с войны, так сказать, начало положено, а дальше – вам решать.
Вера Сытник – журналист, писатель, член Международной гильдии писателей. Автор нескольких книг рассказов и романов. Пропагандирует отечественную литературу в Китае, сотрудничает с журналом «Русское искусство и литература». Лауреат многочисленных конкурсов и премий. Живёт в Китае и России.
«ТВОРЧЕСКАЯ СТРУНА» - рассказ о человеке, погруженном в интернет, где он пытается найти себя: «Докурив, Мигунов снова потянулся к альбому и карандашам. Он рисовал, не отрываясь, часа три. Закончились свободные листы. Жена подсунула новый альбом. Мигунов этого не заметил. Он лишь успевал переворачивать бумагу, заполняя её набросками великолепных кораблей, готически возвышенных домов, каменных колоколен, деревянных покосившихся избушек; лицами юных и старых женщин и мужчин, печальных и радостных. Полноценные рисунки, на которых сквозь дождь и снег проступали глаза и улыбки людей, сменялись этюдами. Фрагменты крыш соседствовали с облаками, а рядом с деревенской мельницей бродили гуси. Карандаши часто ломались. Он тоже не замечал. Жена их точила и подкладывала на тумбочку.»
Рассказ о любви.
Даже, когда Мигунов просто рисует. Это любовь.
Когда отправляется в магазин и там встречает девушку случайно.
Это тоже любовь.
Продажа картин – тоже любовь. И даже осознание того, что людям нравится примитив – решение не лишено любви.
Но дар вдруг оставляет художника. Именно в тот момент, когда ему более всего было о чём рассказать миру.
Рассказ написан спокойным тоном, выдержанным в духе – вот-вот грянет! Читатель ждёт – а что это будет? Известность? Богатство? Деньги? Но после путешествия на Средиземное море – руки отказались слушаться…Увы.
Николай Викторович Жуков – родился в Донецке в 1957 году.
Окончил среднюю школу № 21 Донецка, Донецкий техникум, пишет рассказ о Балтике…
Рассказ философский. Морской. Ибо море всегда трепет.
Русский космос – это тоже часть моря. И человек тоже – море. Звёзды отражаются в нём.
Алексей Викторович Полубота – поэт, прозаик, секретарь Правления Союза писателей России.
А мне бы стать отшельником на Севере:
ловить форель, молиться в небеса
на тихий свет, сквозь облака просеянный,
и слышать Трифона и братьи голоса.
Расчёсывать укусы комариные
и, укрепляясь муками Христа,
поститься терпкой горечью рябиновой,
не думая о трудности поста.
Каждое стихотворение – это некий лик сердечной высоты. А. Полубота – поэт, на чьи стихи поются песни, куплеты, сочиняются мелодии.
О, Валаам, взыскующий и грозный,
Простёрший длань к горящим Небесам!
Так долго шёл я в темноте беззвёздной
К твоим, познавшим Вечность, островам.
Горят, горят Небесные Пределы,
И вспыхнул в облаках Нетленный Крест,
И я душой, от чуда онемелой,
Молюсь Тому, кто выше всех чудес.
Иван Иванович Молчанов- Сибирский – родился в 1903 году во Вла-
дивостоке, умер в 1958 году в Иркутске. Член Союза писателей СССР.
Автор книг: «Покорённый Согдиондон» (1932), «Зарницы» (1952), «Лири-
ка» (1959), «Синий снег» (1970), «Моё предместье» (1985), «Дяди Ванин
туесок» (2003) и др. Первая книга стихов Молчанова для детей «Милая
картошка» была издана ещё в 1933 году. За ней последовали «Лыже-
нята», «Таёжная тропинка», «Лодка-мореходка», «Малыши», сборник
маленьких рассказов «Медвежонок на палубе» и др. Не обошёл в своём
творчестве поэт и военной тематики. Об этом его книги «Граница
на Востоке» (1939), «Полевая почта» (1942). В годы вой ны был воен-
ным корреспондентом, участвовал в боях с японцами, отразилось это
и в стихах, таких как «Русская гармошка на Хингане», «Дуб в пустыне
Чахар», «Танк в облаках» и др.
Вообще, очень хорошая подборка поэта представлена. Как большая загадочная звездочка. отразившаяся в речке:
МАТЬ
Что ты ходишь за околицу
Неустанно каждый день,
Где согнулся, словно молится,
Перекошенный плетень?
Ты куда идёшь – печальная –
Через старый-старый мост,
Через лысую прогалину
На заброшенный погост?
Там часовенка забытая
Робко скрылась за сосну,
Здесь ты хочешь горе вытаять,
Вылить сердца глубину.
Не проси прощенья строгого
Непреклонного Творца,
Что пошёл отец дорогою
Пролетарского бойца.
Не ходи ты за околицу
Неустанно каждый день,
Где согнулся, словно молится,
Бурый скошенный плетень.
12.02.1923
Судьба поэта Иван Ивановича Молчанова- Сибирского требует глубинного изучения, т. к. он современник Есенина, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой. Иван Иванович Молчанов рождён 1 мая 1903 года в городе Владивостоке. Что такое этот город – это порт! Это отец, который служил баталером на канонерской лодке «Кореец», военный моряк, это морское песенное пространство!
Будут дни, иные громы,
Радуги кровавых гроз,
В бой поскачут эскадроны,
В бой полки
Пойдут всерьез.
Далее Молчановы – всё семейство возвращаются в Иркутск, самое интересное, что дом этот до сих пор жив и находится рядом с трамвайными путями, недалеко от железнодорожного вокзала. Поэт, окончив железнодорожное училище, работает в депо вокзала. Вступает в созданное в областном центре Иркутское литературно-художественное объединение, он работает пропагандистом в Ленинско-Свердловском райкоме партии, инспектором профобразования на железной дороге.
Можно долго рассказывать о судьбе поэта: издан сборник стихов «Покоренный Согдиондон»: у подножия гольца Согдиондона, что янтарно «вонзился в небо голою вершиной», идет строительство рудника по добыче слюды. Будучи корреспондентом, Молчанов-Сибирский принимает участие в конфликте с японской императорской армией на озере Хасан.
Остановись и шапку скинь, прохожий:
В чужом краю, где степь гудит, пыля,
Лежит солдат… Ему была дороже
Всего на свете – русская земля!
В начале Великой Отечественной войны И. И. Молчанов-Сибирский, избранный секретарем Иркутского отделения Союза советских писателей, подписывает коллективное письмо. И добровольно идёт на фронт. Товарищи! Молодёжь! Вот какие нужны всегда поэты – воины, военные корреспонденты, храбрецы. Давайте будем писать на насущные темы. Будем равняться на лучшие примеры литературного сообщества!
Эляна Суодене:
В палате места не нашлось –
Он умирал в больничном коридоре.
Сместилась временнáя ось,
Преумножая песни скорби.
Смешались запахи лекарств.
Лежал он – нищий, слабый, сирый,
И слушал песни дальних царств,
И видел свод Александрии.
Признанье, почести, богатство,
Прельщенье чувственной стихии –
Он всё утратил в одночасье,
Он был унижен, обессилен.
Но тьма серебряных форелей
Лёд разбивала на страницах,
Чтоб холод одолеть смертельный
Серебряного века искрой.
Светлана Кекова:
ЩЕГОЛ
Я, вступившая в мамин посмертный возраст,
вдруг да вспомню вечером, как она
посыпала сахарной пудрой хворост
и стирала скатерти изо льна,
огурцы с грибами солила в кадках –
были эти хлопоты ей близки,
шила детям платьица в лёгких складках
и вязала варежки и носки.
Было разных дел и забот немало,
не кончался вечером день её,
и сияло в панцире из крахмала
на шершавой полке в шкафу бельё.
Есть у быта русского сонмы пленниц,
несть и русским мученицам числа,
но она – смиренница из смиренниц
так светло и ясно свой крест несла.
Ей печаль
открыла свои объятья,
а болезнь
в свою занесла графу,
и всего одно выходное платье
много лет висело в её шкафу.
И когда ушла из земного плена
птица светлая об одном крыле,
в День святого
мученика Гермогена
мы предали тело её земле.
Я возьму засохшего хлеба крошку,
что она когда-то давно пекла,
и надену варежку на ладошку,
на которой жив силуэт щегла.
И, как будто празднуя именины,
запоёт в конце февраля щегол,
и икона мученицы Антонины
увенчает наш поминальный стол.
Это русский космизм в действии. И в метафорах. В образах. Искренняя, честная, глубинная поэзия!
Ведёт дорога туда, где много
впустую прожитых мною лет.
«В пустыне трудно не верить в Бога», –
сказал когда-то один поэт.
Он был любитель вина и пиццы,
а летом ягоды рвал с куста.
Еду ему приносили птицы
в дни мясоеда и в дни поста.
Кормили, словно Илью-пророка, –
и птичьи бились в груди сердца…
А он рассказывал им про Блока,
про Льва, про Ангела и Тельца.
А было ли у поэта имя,
не ведают Гумилёв и Блок,
но каждый ищет свою пустыню,
в которой должен явиться Бог.
И моё любимое:
* * *
Олесе Николаевой
Чем мысль отчётливей, чем чувство горячей,
тем больше мы найдём разгадок и ключей,
предчувствия и сны свои откроют тайны,
мы вникнем в мятежи и Польши, и Украйны,
в их безобразный бунт и злое бесовство
и собственных страстей познаем естество.
Мы будем верить в то, что этот морок сгинет…
Но если в суете любовь твоя остынет,
мысль затуманится, душа уйдёт в полон –
уныньем и тоской ты будешь опалён.
Одумайся, душа! Отвергни бремя сытых
и вспомни о других – обманутых, убитых,
об огненных словах, забытых впопыхах,
опомнись – и заплачь о собственных грехах.
Но нравится душе блуждать по бездорожью,
согласия искать меж истиной и ложью
и тело на себя, как пыльный плащ, надеть,
чтоб танго танцевать и в зеркальце глядеть.
Чистой воды – поэзия…
Река поэзии…
Небо поэзии…
Есть люди, созданные именно под ямбы и хореи, заточены на них. есть люди, которые научились этому в процессе существования в поэтическим мире. И я думаю, да пусть не оставит никого Провидение – пусть каждого да услышит Оно. Ибо сотворить русский космизм – это нелёгкое правило. Иногда человек видит звёзды в беззвёздном небе, луну в безлунном. Это и есть стержень. И новизна…
Сергей Воробьёв
Не часто швартуются здесь корабли
Во имя ликующей, властной любви.
И вышел я в сад, и к земле той приник,
И мира божественный облик постиг,
Увидев, что были скитанья мои
Для поиска именно этой земли –
Где старый баркас я уже не качал
И где мой причал стал началом начал.
VIA DOLOROSA
Град в камне и каменных тропах –
Давидов Иерусалим,
«Распни Его», – слышится ропот,
Недавно пирующих с Ним.
В том пламенном, каменном граде
По улице Скорби бреду,
В чужом цепенеющем взгляде
В толпе я кого обрету?
Но с поля идущий помощник –
Симон, – крест взвалив на плечо,
Несёт его, немощный, мощно,
Не зная, на что обречён.
И сотник Пилата из Рима,
Копьём поразивший Христа,
Святым назовётся Лонгином,
Омыв Его кровью перста.
И мать Константина Елена,
Молясь, крест святой обретёт,
И будет он нощно и денно
Стоять как бессмертья оплот.
Несущий спасенье «Путь Скорби» –
Всё тянется вслед за Христом,
И, спину под тяжестью сгорбив,
Идём под Господним крестом.
СЧИТАЮ ПРОЖИТЫЕ ГОДЫ
Считаю прожитые годы,
Ушедшие в небытие,
Похоже это на рытьё
Пустой и бросовой породы.
Мне горький фатум не узреть
Похмельным оком близоруким.
Меж тем великий праздник скуки
Раскинул призрачную сеть.
И ловчий что-то там сипит,
Корявым когтем ловит крайних –
Зелёных, молодых да ранних,
Кто в час охоты ночью спит.
Но мой полудремотный взгляд
Сквозь поволоку различает,
Как мир в беспечности ветшает
И медленно сползает в ад.
Скажи, проклятый кукловод, –
Назад мне страшно оглянуться –
Когда от слепоты очнутся
Все те, кто продолжает род?
Ответа нет! Но я-то знаю,
Князь тьмы – он потаённо ждёт,
Пока его час не придёт,
И ты качнёшься в пропасть с края.
Ольга Флярковская – театровед, окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского. Автор трёх поэтических сборников: «Таинственное ремесло» (2014), «На кукушкиной зорьке» (2017), «Земля-скрижаль» (2019).
В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ
Пол-июня откушено земляникой с куста,
Сан-Сергеича Пушкина ныне кружка пуста.
Цвета вишен Тригорского зори белых ночей.
Сад уютный Петровского, да в кувшинках ручей,
Да проказы потешные для господских утех...
Поцелуя поспешного обжигающий грех.
Всё аллеи, да мостики, да от писем зола...
Как под ситчиком простеньким грудь русалки бела!
В синей роще за Соротью сныть раскрыла зонты.
Ну а мы, коль по совести, все пред Богом чисты?
Катит лето каретою, льёт туман молоко.
Это время заветное так от нас далеко!..
От гусиного пёрышка на коленях труха.
Александр – наш – солнышко! Светлый ангел стиха...
Сыплет деревце вьюжное белым цветом с плеча.
Панихида отслужена... Но не гаснет свеча.
ОБЕРЕГ
Не жука-скарабея, катящего солнце в овражину,
Не заглавную букву в колечке – серебряной
прорезью, –
Я беру в обереги дорогу, крутую и влажную,
И утиное царство на глади зеркального озера.
Деревянный мосток, и осоку, и мхами заросшую
Грудь скалы, где, сливаясь в единое звонами,
Колоколят ключи, и живёт величавое прошлое,
И легенды кружат над Изборском ветрами калёными.
Здесь в низинах туман вечерами, как леший,
лохматится,
Неологизмы – колоколят, овражину, кленовая лапища.
Искромётность и раздумчивость сочетаются с макрокосмизмом поэта, сплетаются, выверенный тон и разговор по душам – это и есть та самая, колокольчатость поэта.
Владимир Иванович Масалов – родился в деревне Неверово Тумского района Рязанской области в 1940 году.
ПАВШИМ
Пусть уходят годы скоротечно,
Пусть летят, как голуби, года,
Только память о героях – вечна,
Словно негасимая звезда.
Время мчится с каждым днём быстрее,
Отцветают юности года,
Только с вами сердце не стареет,
Только с вами – память не седа.
Вы собой Россию отстояли.
Сколько вас на фронте полегло…
Словно зёрна, в поле вы остались,
Памятью то поле поросло.
Сколько вас из Курска и Рязани,
Сколько вас из Томска и Твери?
Матери истаяли слезами,
Чистыми, как росы у зари.
Потому ли каждый так стремится
Прикоснуться к памяти тех лет, –
Чтоб душою грешной причаститься,
Пропустить сквозь сердце чести свет.
Потеря любимого, близкого – всегда трагедия. Поэтому поэт по-отцовски разговаривает с ним. Тревожится за него. И в окружении поэта даже павшие - живы. Они чисты, как росы у зари. Они как зёрна, что в поде заколосятся, именно на такой поэзии держится русская муза и музыка звёздного космоса.
РУСЬ
Не зря меня нежданно разбудила
Строка про Родину опять:
Молил её найти немного силы,
Чтоб, не качаясь, на земле стоять.
Просил страну напрячься до предела,
Подняться исполином во весь рост,
Чтоб ни одна паскуда не посмела
Согнуть стальную у России ось.
И с каждым часом становилось легче,
Как будто видел – Русь моя встаёт,
Как будто бы мои молитвы лечат,
Бинтуют тело вдоль и поперёк.
06.11.2008
Дорогая Светлана Васильевна! Сердечно поздравляем Вас с юбилеем!
Примите нашу искреннюю благодарность за Вашу литературную деятельность
и пожелание новых книг, новых творческих достижений, вдохновения,
радости, любви и всемирного признания!
С. В. Савицкая 15 сентября 2010 года награждена Союзом писателей Евразии, Союзом писателей переводчиков, МГО СП России орденом В. В. Маяковского «За глубокое психологическое исследование, смелую творческую новизну и литературные находки романа “Назови имя Бога”». Роман получил Диплом и почётную медаль «Достояние отечества» как победитель областного фестиваля полезной деятельности в РФ «Мир глазами молодёжи» – Озёрск Челябинской области. Роман был полностью опубликован в 3-м номере литературного журнала «Метаморфозы» (Гомель, Беларусь, 2018). В 2022 году роман был дополнен второй частью. Переведён на турецкий, английский, немецкий, вьетнамский, хинди, китайский языки.
НАЗОВИ ИМЯ БОГА
Космическое эсперанто
Имя Бога – шифр Вселенной, пароль для достижения заветного желания, реализации истиной цели души. Но как узнать это имя? Ведь генетический код у каждого индивидуален! Распознать таинство удаётся трём учёным. В процессе решения задачи читателя ждут захватывающие вхождения в Бездну, которая обитаема разными инопланетными существами. Жанр, в котором работает Светлана Савицкая, называется магический реализм. «Правда» её научной фантастики имеет свойство сбываться. Фундаментальные произведения, написанные ярким литературным языком, представляют собой скорее некие
астрологические прогнозы, исторические и философские открытия. Прототипами романа «Назови имя Бога» являются живые люди. Так, Юрий Всеволодович Лушниченко, автор корректирующих матриц, фигурирует в роли профессора ЮрВедыча Лебедева. А Зайцев Андрей Викторович (Дмитриев Андрей Геннадьевич) – и в жизни изобретатель системы глобального хранилища данных, за которыми – будущее!
П. П. Глоба. Астролог
ГЛАВА 16
Имя Бога
Пробка. Снег снова выпал обильно и щедро. И ещё продолжал падать сквозь очищенный прозрачный воздух в радужных утренних лучах. Снег будто бы разглядывал сам себя, как разглядывает собственные новогодние локоны девочка, впервые оказавшись у зеркала в бальном платье. Славка выехал рано, ожидая катаклизм. На правом сидении рядом с водителем – Лебедев. Он в обычном суетливо- приподнятом настроении, несмотря на очередную бессонную ночь. Глазёнки блестят. Брови
шевелятся.
– На, – протягивает Лебедев Славе мобильник.
– Что там?
– Сюрприз.
Длинные гудки.
– Мама?
– Да, сынок.
– Мама… – у Славы на глаза наворачиваются слёзы. – Я люблю тебя, мама, – говорит он, давясь чувствами недавно пережитых событий.
– И я люблю тебя, Светик.»
Светлана Савицкая сконцентрирована на философских темах. На сочетании несочетаемого, она – поэт и публицист, путешественница и промыслительница. Ей всё по плечу. Миры и созвездия. Далёкие и близкие звёзды. Она планетарна. Галактика – её конёк.
Михаил Поздняков (перевод стихов на русский – Михаила Кулеша)
КРАЙ РОДНОЙ
Пока рассвет встаёт над полем нежно-розовый,
Спешу сюда с любовью, словно в рай
В мой ненаглядный, в мой ромашково-
берёзовый,
В мой васильковый, милый сердцу край.
Не чужедальний, не бананово-фисташковый,
На перекрёстке жизненных дорог
Живёт родной мой, мой берёзово-
ромашковый,
Родительский заветный уголок.
Здесь позабуду я проблемы все столичные,
Волшебной сказкой буду окружён,
И лес подарит мне поляны земляничные,
И в синих волнах заколышет лён.
И пусть зовёт меня столицы голос ласковый,
Он не заменит нежный щебет птичьих стай.
Я не оставлю свой берёзово-ромашковый,
Свой васильковый, тихий, светлый край.
Вениамин Бычковский: «А Стародуб продолжал вещать:
– Я считаю само собой разумеющимся, что мы растём именно здесь. Всё предопределено нашими корнями. Уж не говорю о том, что солнца и влаги здесь в достатке. И люди с благоговением относятся к этому месту и стараются не тревожить нас. Если они вдруг захотят нас выкорчевать, то им придётся нарушить покой своих предков, а это весьма опасно для их будущего. А для вашего
будущего опасно осуждать прошлое – это равносильно тому, что вы отказываетесь от своих корней, которые дали вам жизнь и питают вас. Мы не можем быть ничем другим, а только тем, что мы есть. Тем более что дубов в этом крае осталось не так уж много. К тому же наша дубовая роща сохранилась с древнейших времён! Тем самым мы выполняем ещё историческую миссию, и не случайно нас объявили памятником природы в Полесье! Мы растём здесь, потому что мы нужны миру такими,
какие мы есть! Иначе здесь были бы другие деревья. Узнайте же, кто вы! Просто взгляните внутрь себя. Правда, некоторым деревьям может помешать этому совесть. Совесть обличает изнутри – «его червь точит». А как этот червь оказался изнутри? Всё просто и начинается с одного червя, который может быть незаметным под корой, и можно не придать ему значения, но потом вдруг окажется, что их десятки, сотни и они кромсают уже ствол. Не надо быть бесчувственным, ведь с этого-то червя нередко и начинается болезнь. И поразить она может до самой сердцевины. А прогнить до сердцевины ствола – это стать деревом Чернолесья… А мы рождены и растём в благодатном крае Полесья!
Ещё вы должны знать, что этот червь неумирающий, который только и ждёт ослабленного духом дерева, чтобы с лёгкостью добраться до сердцевины ствола и выжрать её. И вторая сила…
Рассуждая о корнях, белорусский писатель выступает в роли пророка. Он говорит словно от имени дуба. От имени берёзы. От имени неба над ними.
Повествование напоминает притчу.
Или некий рассказ у костра бывалого человека.
Иногда люди соберутся и почуют друг друга побасенками. Но в них как раз кроется смысл. Это тебе не повестушка про волка, ибо про него каждый может. Сторонне! А вот проникнуть в дерево. Стать им. Говорить деревом – истинно!
НАТАЛЬЯ СОВЕТНАЯ – смотрит на звёзды. И для неё звезды – это часть большого писательского сообщества.
«КОЛЫБЕЛЬНЫЙ МОТИВ»
Наталья Советная воспринимает мир сердцем.
«…Не поленилась, отыскала. И была потрясена: события киноленты 1950 года и нынешних дней оказались настолько тождественны, что в пору было удивиться. Ничего не изменилось в отношениях между Западом и Россией. В фильме даже прозвучала фраза, уже набившая оскомину: «Во всём виновата Россия!» Да и другие были словно списаны из последних новостей: «Мне страшно подумать о Китае, об Индии, о Бирме! Россия должна была исчезнуть! Россия должна быть сметена с лица земли! Мы должны начать новую вой ну!» И ещё много подобных им. В ответ на моё удивление по поводу «Секретной миссии»
Янтарный:
По-настоящему шокировала экспозиция самородков весом от килограмма и больше. Даже не
догадывалась (пусть простят меня знатоки), что такие существуют! Оказывается, в год их здесь добывают до двух десятков. В 2017 году был найден «Губернаторский» – камень весом 3060 граммов. В мае двадцать второго коллекцию янтарных гигантов пополнил «Чудотворец» (1089 граммов), обнаруженный в день памяти святого Николая Мир Ликийских Чудотворца. К этому времени он стал уже четвёртым самородком года. А самый большой российский великан хранится в Калининградском областном музее янтаря. Его вес – 4280 граммов.
Наша экскурсия подошла к концу…
У Советной очень много россыпь янтарей по всему повествованию – небольшой зарисовке путешествия на самолёте в аэропорт Калининграда.
Море.
Чудесные прогулки.
Экскурсии.
Обзор.
Но сколько души, счастья, треволнений.
Наталья поистине болеет за Россию везде. В Белоруссии. В Калининграде. В библиотеке имени Леонова. На предприятии. На улице.
Рассказ получился живой и вдохновенный.
Ирина Валерьевна Моткова – родилась в 1962 году в Нижегородской
области:
Не живи в ожиданье беды,
А живи в предвкушении чуда
И мгновения счастья лови,
Даже если не знаешь откуда.
Наслаждайся нежданным теплом
И прохладой туманных объятий,
Не откладывай жизнь на потом,
Прячась в сумраке мягких кроватей.
И кусочками солнце дари
Всем знакомым и всем неизвестным.
Пусть тепло в твоём сердце царит,
Напевая душевные песни...
Тёплые строки…нежные…домашние и уютные.
ЖИЛИ-БЫЛИ
Рассказ
Жили-были… Нет, это не сказка. А если и сказка, то быль. В общем, жили-были в одном не-
большом курортном городе, на третьем этаже многоквартирного дома, папа, мама, и было у них два сына. Младший – Серёжа, учился в первом классе, старший – Максим – в пятом. Разница в возрасте, конечно же, сказывалась на их отношениях. Старший признавал только свою гегемонию. Младший всячески сопротивлялся. Особенно ему не нравилось, что Макс, так он называл брата, с головой уходил в компьютерные игры, даже не думая о том, что и Серёже они интересны. Компьютер в квартире был один. На покупку другого денег не было. Папа с мамой выплачивали кредит за приобретённую недавно квартиру. До этого семья ютилась в однушке пятиэтажного дома-хрущёвки. Серёжа недолго раздумывал над тем, как оттащить Максима от компьютера. Дедушка Коля на прошлой неделе заменил вилку шнура системного блока. Он попросту отрезал старую и на её место поставил новую разборную вилку. Серёжа всё это видел, и, когда Максим ушёл на кухню пообедать, он этим тайм-аутом воспользовался. Перерезал один проводок, аккуратно подсунул под него кусочек
изоленты, замотал так, чтобы одна часть проводка не состыковалась с другой частью, собрал вилку и вставил её в розетку. Затем положил инструмент в выдвижной ящик стола, взял в руки карандаш, альбом для рисования и стал рисовать кошку. Сам он родился в год рыжей собаки, но любил кошек. Не раз и не два просил родителей взять в дом котёнка. Но мама даже слышать не хотела о дворовых бродяжках, а папа больше любил собак. Вскоре в комнату вошёл сытый и довольный старший брат и сразу сел к компьютеру. Минут пять
он пытался включить его, но не тут-то было. А Серёжа, как ни в чём не бывало, продолжал рисовать
свою любимую кошку.
– Сергей, ты к компьютеру не подходил?»
АНАТОЛИЙ МАРТЫНОВ – мастер дисгармоний. Его рассказ посвящен семейной теме, это маленькая мелодрама в двух частях. Примирение. Раздор. Снова примирение. Житейская тема – очерковая, бытийная, увидеть в крошечном весь мир, состоящий из раздоров и некой примиренческой тематики.
А звёзды…звёзды синие, жёлтые – на месте!
Бэлла Пак
БЕСЕДА С КНЯЗЕМ Н. Д. ЛОБАНОВЫМ-РОСТОВСКИМ
об американском периоде жизни, путешествиях, национальной кухне,
жизни в Оксфорде, здоровом питании (24.01.2020)
Б. П.: Никита Дмитриевич, хотела бы поговорить о том, какие для Вас были самые важные годы
в жизни? Самые значительные изменения?
Н. Д.: Самые важные годы в моей жизни были и в ней произошли изменения, когда я эмигри-
ровал в 1953 году из одной политической системы и очутился в другой, где пришлось развивать другие навыки, другой подход к жизни. От скрытой и лживой к открытой и свободной. Со временем и с возрастом, пока я проживал на Западе, у меня появились внутренние изменения, как например, толерантность.
Б. П.: В каком возрасте разработалась толерантность?
Н. Д.: постепенно проявлялась, начиная с сорока лет.
Форма-диалога, вопрос-ответ, некий союз, объединяющий возможность понять человека, находящегося за пределами своей родины. Обстоятельства отъезда разнообразны, но суть одна – родина никуда не делась, она в душе. Она в поступках. Никита Дмитриевич учит людей, как приспособиться, чтобы было комфортно, уютно, не стеснённо. Вообще, иной мир – это иной воздух. Хотя говорят, что небо везде одинаково. Синее. Что солнце на всех одно. Жёлтое. Но всё равно ностальгия, как ни крути, присутствует. Поэтому разговор это всегда. как некий глоток галактического воздуха. Он свеж, неистов, трогающий сердце…
Александр Ралот (КРАСНОДАР)
1812 год. Российская империя
– Уважаемый господин Кваренги, боюсь, у меня для вас дурные вести. – Чиновник итальянского посольства переминался с ноги на ногу, боясь переступить порог дома архитектора.
Хозяин указал гостю на венский стул:
– Да проходите уж, не стойте как истукан. Что там стряслось на нашем достопочтенном Апеннинском сапоге?
– Извольте ознакомиться и расписаться в получении. – Продолжая стоять, гость протянул Джакомо Кваренги конверт. – К сожалению, задерживаться не могу, в столице итальянцев немало, и мне надобно каждому лично вручить подобное послание. Вынужден также сообщить, что наше посольство уже завтра ждёт от вас ответ, ибо дело сие чрезвычайной важности и задержка недопустима.
Поняв, что гость к долгой беседе не расположен, архитектор распечатал конверт и быстро ознакомился с содержанием.
«…Всем итальянцам, состоявшим на русской службе, приказано вернуться в Италию… в случае отказа каждый ослушавшийся будет незамедлительно приговорён к смертной казни, с конфискацией имущества!.. Король Италии».
Хозяин дома отвлёкся…»
Александр Ралот – мастер зарисовок, он вникает в самые обычные события, раскрывает их полноту и щедро одаривает читателей ими.
Прот. Михаил Резин «ЕСТЬ БОГ». Сам по себе рассказ является некой опорой для будущих историй. Это рассказ-осмысление. Рассказ-предупреждение.
Вот всё, что вокруг нас – это Бог. И в нас он. И вне нас. И в каждом человеке. В природе. Звере. Птице. То есть надо уметь почувствовать. И тогда будет понятно отчего так. И добро, и чудеса – это Он.
Нина Черепенникова: «Отрадно сознавать, что Геннадий Сазонов становится продолжателем «биографической плеяды» писателей, не забывающих о своих знаменитых предках, принёсших неувядаемую славу нашей Родине. А это – всегда желанное явление в современной русской литературе.
И тем более в наше время, когда авторы биографий великих людей весьма старательно отыскивают в их жизни то, что вызывает у читателя (согласно современной моде на «альковные подробности») нездоровый интерес к «правдивым деталям из жизни знаменитостей». При этом затушёвывается то главное, за что этот человек удостаивается вечной памяти своих потомков. От души желаю Геннадию Сазонову продолжать благородную и столь необходимую для современного мира традицию воскрешения гуманных литературных традиций: помнить о великих русских людях и об их бессмертных деяниях на пользу российского общества…»
Меценатство, спонсорство, волонтерство…
Вообще, когда на весах жизнь родины – всегда нужны именно такие аршины, которые описывает Геннадий Сазонов. Аршины общественные. Вклад в развитие страны. Ибо любить родину можно по-разному.
Вячеслав Дмитриевич Лютый мыслит категориями созвездий и сияний. Он объединяет в единое несколько потоков и пламенно рассказывает о них. Его музыка – это обобщение. Вообще, в литературе нет понятия зарплаты, то есть это – вещь не материальная. И Лютый служит литературе бескорыстно изо дня в день. Он не дает себе право на заблуждения и на ненаучные теории. Но каждое его творение, это, как выход в открытый космос из космического корабля.
Скиф Владимир Петрович – известный русский поэт рассказывает в «Берегах» о иркутском поэте Иване Молчанове. Материал собирается тщательно, по крупицам.
Горький Молчанову подписал свою книгу.
Иван Молчанов – это база курносых.
Сибирь по-особенному помнит великие имена. По-особому чтит их. Она заносит их в копилку.
Для познаний.
Для учений.
Стремлений.
Сибирь для сильных духом людей. И там ковалась особенная морозная ЛИРА.
Довыденко Лидия Владимировна представлена статьёй «БЛАГОДАРЕНИЕ, БЛАГО И ЧЕСТЬ» о книге С. Пылёва. перо Лидии Васильевны – летящее, одаривающее.
Начну по порядку: есть некий стержень, ось, сюжет и человек.
Человек-размышляющий. Переживший, как И ВСЕ трудности советского, хрущёвского периода, Брежневской благодетели, сталинские НКВД, войну.
Человек-думающий. Как улучшить обстановку. Чем помочь стране? Как жизнь свою отдать, не жалея.
Человек – летящий, парящий, вдохновенный, обижающийся, прощающий.
Человек – признанный. Убелённый сединой. Рвущийся к высотам. Но всё что-то мешает: запылённая квартира, наполненная пустыми бутылками из-под пива. Одиночество.
Человек-страдающий. Ибо сын оказался не патриотом. Умчался в Грузию. Сбежал.
Каин и Брут.
Человек – отец. Человек вселенского размаха.
И как исправится?
Можно ли найти в себе силы и жить более духовно. Не обеднять себя одиночеством.
Ведь человеку всегда есть то, что возможно отдать.
Вот такие мысли возникают после прочтения данной восхитительной статьи.
А прочесть весь космос – жизни не хватит. Ибо он бесконечен. Вечен.
Иногда думается – что и ты вечен. Ибо твоя звезда тебя обнимает светом. И звёзды данного номера скрещены, связаны в один пучок, в единый узел, такой же светящийся.
И его свет – волшебен и целебен. Ибо зовёт в новые дали. В новые мысли.
Открытия.
Хочется поговорить о чувстве невесомости и парения. Открытости.
И пусть звёзды светят вам. Это главное!