Анастасия Новобыховец Люди моей жизни Писатель, журналист, учёный - Лидия Довыденко Мне хотелось бы рассказать о сестре моего дедушки по материнской линии Лидии Владимировне Довыденко (Щеповой). Хотя она нам двоюродная бабушка, но мы в семье называем её тетей Лилей – такое у неё имя домашнего употребления. Родившись в маленькой деревне Хомичи Быховского района Могилёвской области, она окончила Гомельский государственный университет имени Франциска Скарыны, получив специальность: «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Тетя Лиля мечтала о том, как станет у учительского стола, чтобы «отдавать сердце детям», как говорил известный педагог В.А. Сухомлинский. В студенческие годы она была старостой группы, комсоргом, участвовала в художественной самодеятельности, занималась спортом: лыжами и лёгкой атлетикой, каждое лето ездила в стройотряды, была членом научного студенческого общества. Не выбирая, а по распределению после окончания университета молодой специалист оказалась в Ковчицкой средней школе Светлогорского района Гомельской области. Через полгода её назначили на должность завуча по учебно-воспитательной работе, а еще через полгода – директором Королево-Слободской школы Светлогорского района. С энтузиазмом (а это святое!) взялась молодая директор за оснащение школы учебными наглядными пособиями, за повышение качества знаний, за расширение кругозора учителей и учеников, организовывая поездки в Гомель на двух автобусах то в цирк, то в театр. Следя за новинками в области педагогики и преподавания, она прочла однажды в «Литературной газете» об учителе-новаторе В.Ф. Шаталове, который жил в Донецке. Во время ближайших весенних каникул вместе со своей коллегой, учителем математики и физики, они вместе едут в Донецк, чтобы, возвратившись, рассказать своим коллегам об особенностях методики преподавания В.Ф. Шаталова и внедрения в практику. Лидией гордились педагоги и ученики, говорили, что такого директора у нас никогда не было и не будет, когда пришло время прощаться со школой, потому что молодая девушка познакомилась с курсантом Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени Попова - Владимиром Ивановичем Довыденко, выходцем из деревни Загорье Быховского района Гомельской области, вышла за него замуж, а он после окончания училища был направлен служить на Балтийский флот. - Как скучала я по своей Родине – Беларуси, - рассказывает тётя Лиля. – Как ждала отпуска! В маленьком морском гарнизоне – городе Балтийске Калининградской области – было нелегко растить двух детей, когда муж то в море, то на вахте, то в карауле. Каждый год они отправлялись домой, в Беларусь, чтобы купаться в тёплой речке, ходить в лес за грибами и ягодами, наслаждаться родным языком, общением с близкими и друзьями. А потом снова служба, тревога за мир, так как Советский Союз ввёл свои войска в Афганистан. Казалось бы, Балтийский флот так далеко от Афганистана, но Владимир Иванович служил в радиоэлектронной разведке, что требовало постоянного напряжения в отслеживании международной обстановки. В 1985 году Владимир Довыденко поступил в Военно-морскую академию в Ленинграде. Старшая дочь Елена отправилась во второй класс, а младшая трёхлетняя Анастасия – детский садик. А Лидия едет в З07 школу, ведь там в то время работал величайший педагог, гуманист, учитель–новатор Евгений Николаевич Ильин, и к её удивлению, она встретила его в коридоре, ступив на порог школы. Она говорит, что это был величайший подарок в её судьбе - работать в одной школе вместе с талантливым словесником. Евгений Николаевич говорил: «Открой руки для учеников, не держи ладони на их горле, держи на пульсе. В сжатый кулак ничего не положишь. А ученики могут и тебе многое дать, если ты будешь человековедом, а не просто словесником». Два года пролетели незаметно, и снова надо было возвращаться в Балтийск, на флот, хотя для Лидии открывались огромные перспективы, её пригласили даже работать в Академию Наук, чтобы писать новый учебник по литературе. Но этому не суждено было сбыться. Дорога жены военнослужащего идёт по местам его службы. Но дети подрастали, учились хорошо, и возникло место для общественной жизни. В 1996 году Лидия Довыденко была избрана депутатом в городской Совет депутатов. Балтийск – город маленький. Её знали и уважали многие люди, родители учеников 4-й школы, а также зрители по выступлениям на местной студии телевидения, читатели - по публикациям в газете. Вскоре Лидию Довыденко пригласили на работу главным редактором студии телевидения СТВ. Работа на радио в Государственной телерадиокомпании «Янтарь» была новой ступенькой в журналистской карьере. Программа «Утро Балтики», участие в новостных программах, одновременно сотрудничество с различными областными газетами, работа редактором газеты «Вестник Балтийска» - все это увлечённо, самозабвенно, радостно, с удовлетворением. Однажды пригласил Балтийский университет имени Канта поступить в аспирантуру, на кафедру русской философии и культурологи. Увлеклась философией русского зарубежья. Кандидатскую диссертацию «Философия культуры Н.С. Арсеньева» по специальности: философия культуры, религиоведения и философская антропология, - защитила в Санкт-Петербургском государственном университете. Написано две монографии, десятки научных работ, вступления и комментарии к научным изданиям. Ежегодно, работая доцентом Калининградского института экономики, выезжает на научные конференции в Санкт-Петербург, в Москву, в Минск, в Варшаву, Ольштын. Ежегодно Академия Наук Беларуси, институт философии приглашает на научные конференции, а в 2017 году – Лидия Довыденко приняла участие в 1-м Международном философском конгрессе в Минске на тему «Философия в глобальном мире». Параллельно научно-исследовательской работе Лидия Довыденко, являясь членом Союза писателей России, пишет книги. У неё издано 19 художественных и историко-публицистических книг. Стихи и небольшие статьи она начала публиковать с 1967 года в газете «Маяк Приднепровья» в городе Быхове Могилёвской области, где она окончила 1-ю школу. Участие в спортивных соревнованиях по лыжам и лёгкой атлетике, в соревнованиях по шахматам, в школьных КВНах, в вечерах художественной самодеятельности (играла на баяне и пела), городских и областных олимпиадах: по химии, математике, немецкому языку, - не мешало ей быть в первых рядах на комсомольских слётах, конференциях, в соревнованиях по азимуту, и она находила время, чтобы поделиться своими впечатлениями, написать в районную газету, не говоря о школьных стенгазетах, в которых она еще и прекрасно рисовала. Когда у неё спрашивают, откуда истоки творчества, Лидия Довыденко отвечает, что это природа деревни Хомичи: река Узбинка и река Друть, березовые и сосновые леса, дубовые рощи, огромные цветущие луга, ромашки и васильки, сказки мамы и бабушки. Огромное влияние на девочку оказал её отец, а мой прадедушка - Владимир Алексеевич Щепов (1925-2009). У него не было высшего образования, окончил лесной техникум, но очень много читал, любил книги, покупал, читал наизусть Якуба Коласа и Янку Купалу, особенно много знал наизусть стихов и сказок А.С. Пушкина, знал множество пословиц и поговорок, очень любил читать Льва Николаевича Толстого, считал его певцом семьи и сам был прекрасным семьянином, умел очень много делать своими руками: строил дом, потом пристройку к нему, потом - хозяйственные постройки у дома. Когда началась Великая Отечественная война, вместе со старшим братом ушёл в партизаны, в 1943 году был пойман и отправлен в концлагерь в Германию. Выжил случайно, удалось с товарищем убежать, когда англичане стали лагерь бомбить в 1945 году. Вышел на красноармейцев, был мобилизован в Красную армию, служил еще 4 года в артиллерии в Краснодарском крае до 1949 года. О своём дедушке Щепове Архипе Ивановиче он рассказывал, что тот был глубоко верующим православным человеком, отслужил 25 лет на Черноморском флоте, возвратился в родную деревню, женился, родилось двенадцать детей, занимался тем, что делал из дерева бочки, вёдра, кадки, ложки и другую посуду, основал деревню Дедово в шести ти километрах от Хомич.. Источником для творчества для тёти Лили были рассказы, сказки, легенды её мамы – Щеповой (Отставной) Марии Ивановны (1925-2009). Она не получила образования, потому что отец её Отставной Иван Иванович умер еще до войны, а мать Отставная Марфа Игнатовна осталась с четырьмя детьми одна. Сразу после освобождения от немецко-фашистских захватчиков Мария была мобилизована в Красную армию и встретила День Победы в Восточной Пруссии. Это была необыкновенно одарённая женщина с тонким вкусом: она шила, вышивала, вязала, вела дом, который был очень уютным и отличался изумительной чистотой. Речь её была очень выразительной: она то повышала голос, то понижала, легко передавала интонации других людей. Когда она умерла, то благодаря её доброте, её пришли проводить в последний путь очень-очень большое число людей. «Литературный дар Лидии Довыденко от ее высокой духовной напряженности, любви к миру, к людям, любви мудрой, доброжелательной, благодарственной и знающей толк в истинных чувствах, в истинных ценностях, знании того направления, куда и зачем несет нас всех река Времени. И вот когда в плюс к такому надмирному творческому зрению союзно проявляется просветленное научное и философское осмысление процесса жизни, тогда и возникает именно такая линза масштабного видения бытия, проникновения в его величайшую тайну: зачем есть человек на этой планете, кто он таков и в чем секрет его здешнего, земного счастья», - пишет Сергей Пылев, член Союза писателей России на сайте http://www.dovydenko.ru/ob-avtore.html На вопрос в интервью Галине Капецкой «Как Вам удаётся совмещать ответственную работу, творчество, домашние обязанности и при этом оставаться очаровательной женщиной?», - Лидия Довыденко отвечает: «Если мне это удается, то в разные периоды жизни в разной степени. Всегда приходится что-то ставить на второе место. Что же сделать во-первых, на этот вопрос я получаю ответ, когда хоть на небольшое время сяду за шитье, вязание или вышивание». Наиболее известные книги Лидии Довыденко: «Тайны Пиллау» – 2000, «Под красной крышей черепичной», 2004, «Женщины Пруссии» - 2004, «Балтийские судьбы» - 2008, «Храбрость и обаяние» - 2008, «Водные пути» - 2008, «Гумилевская осень», 2009, «Калининградский морской канал», – 2011, « Праздник мудрецов» – 2012. «Проза Лидии Довыденко, - продолжает Сергей Пылёв, - является авторским восчувствованием масштабности самых, казалось бы, простых человеческих судеб. Ведь они даже на малом пространстве рассказа ощутимо имеют органическую связь с прошлым, настоящим и будущим человечества. Даже в камерных, лирических произведениях Лидии Владимировны всегда присутствует крик небесной совести, боль Высшего духа. Сюжетные линии ее произведений увлекают за собой самую искушенную читательскую фантазию, обещая и открывая ей глубинные тайны бытия. Иногда её манеру письма хочется назвать «приключениями духовного поиска». Ведь за каждым, казалось бы, житейским событием в жизни персонажей ее книги, ощутимо стоит Космическая составляющая». С 2013 года Лидия Довыденко начала издавать литературно-художественный и общественно-политический журнал «Берега». Она рассказывает на своём сайте: «С самого начала своего существования журнал заявил себя как профессиональное издание, неравнодушное к судьбе русской культуры. По праву журнал получил высокую оценку в профессиональной среде литераторов. На своих страницах он дал трибуну не только писателям Калининграда, пропагандируя столицу Янтарного края, но и лучшим авторам России, Беларуси, Украины, Польши, Казахстана, поставив своей целью утверждение красоты и силы русского языка, России, Православия, русско-славянского мира». Владимир Подлузский, поэт, прозаик, публицист, член Союза писателей России написал о «Берегах»: «В России укоренилось несколько признанных литературно-художественных журналов. Но всё более уверенно в лидеры выходят "Берега". С одной стороны, блестящая проза и поэзия первого ряда. С другой, глубокая публицистика с самой обширной авторской и политической географией. В-третьих, рассказы о русских писателях, в том числе и новых, наших современниках. При яркой стилистике, мощном образном ряде, необыкновенной фактуре, не лишённые прочной литературоведческой основы, историзм в журнале соседствует с сегодняшней философией». Сергей Воробьёв, член Союза писателей России: «Таких журналов (к сожалению, я ознакомился только с малой частью текстов) очень немного в России. Но именно они задают тон и, возможно, делают погоду в культурной жизни нашего народа и влияют на другие процессы в мире, о коих можно только догадываться». Григорий Блехман, член Союза писателей России: «В этом журнале главенствует его объединяющее начало. Здесь из номера в номер публикуются уже маститые авторы и рядом - дебютанты, люди зрелого возраста и "племя младое незнакомое", россияне и жители ближнего и дальнего зарубежья... Но всех авторов объединяет трепетное отношение к русскому слову и любовь к Отечеству. Вот почему его берега безбрежны, и журнал с первого же выпуска стал событием в литературной жизни страны». На страницах журнала собираются лучшие литературные силы России, что подтверждают их литературные награды на разных уровнях. Немало их и у самой Лидии Довыденко. Она победитель в конкурсе журналистского мастерства «Слава России», лауреат литературной премии «Щит и меч Отечества», межрегионального литературного конкурса имени А.Т. Твардовского «За далью даль», победитель Международной литературной премии «Серебряное перо Руси» - за «Высокое художественное мастерство», первое место в номинации «Познавая союзное государство» конкурса журналистских работ "Беларусь-Россия. Шаг в будущее". Диплом и нагрудный знак «Трудовая доблесть России» - «За труд во славу России», лауреат Всероссийского конкурса журналистских работ «Патриот России»- 2016, «Золотое перо Руси»-2016, медаль имени поэта Николая Рубцова, медаль Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России «За верность присяге» имени генерал-лейтенанта И.Д. Волкова, 1 место (Золотая медаль) в конкурсе СМИ Патриот России – 2017, медаль «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе» -2017, лауреат Сайта Союза писателей России – Росписатель за 2017 год за очерк «Мой светлый горячий Донбасс», написанный после поездок в Донецк и Луганск. Прозаик и поэт из Донецка Ирина Бауэр отметила: «В условиях, когда занижен уровень литературных жанров, когда вибрационные процессы самодеятельного (слабого, с «привкусом» местечкового) творчества хлынули потоком в Интернет, взыскательный читатель невольно ощущает внутренний дискомфорт. Возникает потребность найти свой журнал, говорить с ним на одном языке, получать эстетическое удовольствие от качественной литературы. Вот почему «Берега» я отношу к экспертной инстанции. Потому что с каждым номером запас культуры журнала насыщается новыми именами безусловно талантливых авторов. «Берега» правдиво освещают происходящие процессы в обществе и в этом смысле мне дорог раздел «Берега Новороссии». Так случилось, что в душу моего города ворвалась война, изменив судьбы людей. В условиях военного времени происходит усиление значения общечеловеческой рефлексии. Это один из наиболее острых вопросов, с которым я столкнулась в данный период времени. О судьбе «маленького» человека, его боли, радости можно бесконечно долго рассказывать. Каждая история — гимн в пользу жизни. Со страниц журнала «Берега» звучит откровенный разговор с читателем благодаря талантливому редактору, прекрасному писателю Лидии Довыденко». А Лиана Мусатова с благодарностью заметила: «Дорогая, Лидия Владимировна, я благодарна Вам за то, что Вы посетили наш город, познакомились с нами, дончанами, и со мной в том числе. Благодарна за то, что вышла на просторы международной литературной орбиты. Встреча с Вами и журналом "Берега" расширила мой кругозор, предоставила возможность узнать новых авторов, а, главное, единомышленников. Я поздно вошла в литературный мир и теперь, благодаря Вам, познаю его. Да и потом много лет варилась в собственном донецком котле. Читаю о замечательных людях, честных и принципиальных, любящих отечество и неспособных на предательство и радуюсь. На таких держится Россия. Как мне по душе Ваше дитя – журнал "Берега". Тётя Лидя раз-два в год приезжает в Беларусь, чтобы навестить могилы родителей, встретиться с родными людьми и с друзьями. Её любовь к родному краю неистребима, неизгладима. Во т как она пишет о своём раннем детстве: «Основным местом для игр был дом и двор моей бабушки Марфы. Это был очень старый дом в одну большую комнату. В правом углу его висела икона с изображением Христа, перед которой бабушка молилась утром и вечером. В этом же углу на полу стоял большой старый деревянный сундук, в котором бабушка хранила свои юбки, фартуки, кофты и большие шерстяные платки, а также и легкие, с яркими цветами, и простые, ситцевые. Больше всего мне нравилось наблюдать, как бабушка перекладывала вещи в сундуке, где был и ее подвенечный наряд, как она говорила. Это были шелковая блузка и такая же юбка белого цвета, впрочем, белизна их уже несколько утратила свою свежесть, но нежность шёлковой ткани притягивала». «…Почти рядом с сундуком стоял небольшой стол, накрытый тканой льняной скатертью с кружевами по краям. Под скатертью бабушка хранила свою пенсию. Маленькие бумажные деньги она складывала пополам, и все же их было так немного, что они даже и не выпирали под скатертью, потому что это было всего лишь 12 рублей. На столе отбивал тик-так будильник. У бабушки Марфы не было проводного радио, и когда я приходила к ней в дом, меня поражала его тишина, я слышала только неспешное тиканье этого будильника, напоминавшего бабушке о времени, так как она придерживалась строго заведенного ею порядка жизни. К Новому году, 8 Марта, 1 Маю и 7 Ноября бабушке приходило около десятка поздравительных открыток, которые ласковой рукой расставлялись на этом столе. Именно расставлялись, потому что бабушка на что-нибудь их опирала под углом в 45 градусов: на катушку ниток, на стаканчик, на стопку из двух-трех книжек. Я приходила и замирала пред ними, рассматривая сюжеты, пейзажи, птицы, цветы. У этого стола произошло мое первое знакомство с русской живописью. Кто-то прислал открытку с репродукцией картины Карла Брюллова «Портрет Самойловой». Костюм, движение, причёска, краски, выражение глаз красавицы я могла заворожённо рассматривать часами, ничего не зная ни о художнике, ни о его героине, и понадобилось еще лет десять, чтобы я вспомнила об этой открытке, найдя картину в альбоме репродукций К.Брюллова, и мне было уже 20 лет, когда я смогла побывать в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге, чтобы вживую увидеть и полюбить картины Брюллова». «…Среди дошкольных воспоминаний есть еще один урок, который я запомнила навсегда. Мама взяла меня с собой в лес за земляникой. В Белоруссии эти ягоды называют «суницы». Когда мама собрала горсть первых ягод, она не съела сама, не дала мне, как я надеялась своим слабеньким детским умом, а стала оглядываться по сторонам. Она искала пенек, и, найдя его рядом, положила на него первые суницы лета. «Дедам!», - коротко произнесла мама. Она преподнесла мне урок памяти о тех, кого уже нет с нами, урок невидимой, но существующей в сердце связи с ушедшими поколениями, урок любящей памяти, урок православной традиции: если давать, то – лучшее». Лидия Довыденко, оказавшись оторванной волею судьбы от своей Родины, ни на минуту о ней не забывает. То она пишет о калининградцах –выходцах из Беларуси, то отправляется с журналистским десантом из Калининграда в Гомель и пишет подробную статью о том, что увидела своим любящим глазом, то проводит презентации журнала «Берега» с белорусскими авторами, то отправляется на Полесье, чтобы рассказать о его людях, природе, культуре и истории, то описывает этнографический музей. «Что для Вас Беларусь?», - спрашиваю у Лидии Довыденко. И она отвечает строчками из песни на слова Алеся Ставера: Каб любіць Беларусь нашу мілую, Трэба ў розных краях пабываць. Разумею цяпер, чаму з выраю Жураўлі на Палессе ляцяць. «Моя Родина для меня – страна высокой культуры, культуры быта, культуры общения, культуры мысли. Я наслаждаюсь душой, когда приезжаю домой, я в восторге от ласкательных суффиксов при обращении по имени. Мне нравится, что белорусы чтут и собирают своих художников, философов и мыслителей, что они любят свою землю и ухаживают за ней, ухожены поля, леса, реки и озера, с каждым годом все более хорошеют её города и сёла, соединенные великолепным дорогами. Минск - прекрасный и восхитительный город, город-собор, центр самых современных научных исследований. Из глубин своей истории и культуры белорусы черпают силы, мысли, идеи, сберегают драгоценные представления о величии и благородстве человека. Великая Победа – это святыня. Через пожарища и потрясения наш чудесный славянский народ, наделённый трудолюбием и любовью, обожанием своей земли, с его творчеством, с его безбрежным духовным космосом, стремится к гармонии, процветанию, несёт в себе идею согласия Востока и Запада, внося великую составляющую в духовное оформление цивилизации».