Лидия  Довыденко

 

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Когда мы говорим о культурной  интеграции, то предполагаем состояние внутренней  целостности культуры и процесс, результатом которого является взаимосогласование, соответствие между культурными нормами и реальным поведением носителей культуры, взаимное приспособление друг к другу. В то же время заблуждением было бы рассматривать культуру как статичную и неизменную, поэтому постоянно возникающая рассогласованность - важнейший фактор культурной динамики. Носители культуры принадлежат к разным социальным группам, занимают неодинаковое общественное положение, имеют неравные социальные статусы, поэтому создают разные виды культур. Это явление, называемое культурным плюрализмом, чревато катастрофой и гибелью народа при игнорировании тех процессов, благодаря которым разрозненная сумма индивидов одной национальности превращается в качественно новое формирование — единый народ, обладающий собственной культурой. Картина современного мира  характеризуется падением статуса национального государства, управляемого законами универсального «глобального рынка», приводящего к такому понятию как «зависимость». «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, диктуется в первую очередь обязанностью играть роль потребителей» [1; 115]. З. Бауман говорит о рабстве, называя его «пристрастием»: «В потребительском обществе все является вопросом выбора, за исключением навязчивого желания выбирать, – навязчивости, которая превращается в пристрастие и больше не воспринимается как навязчивость» [2; 81]. Международные взаимоотношения сегодня все больше поражает яд «цивилизационной исключительности и превосходства» западного либерализма, вынуждающего представителей других цивилизаций искать способы сохранения своей культурной идентичности, что демонстрирует, например, исламская цивилизация, проявляя устойчивость к внешнему культурному и ценностному воздействию. Всплеск исламского фундаментализма – это реакция на экспансию и навязывание западных ценностей, чуждых ей. Как полагает Э. Гидденс, «фундаментализм  - ответная реакция на глобализацию [3; 64]. Что касается России, то  масштабные трансформации последних двух десятилетий отразились на самосознании людей, на их идентичности в разновидностях. Идентичность в России - конгломерат региональной, локальной, этнокультурной, религиозной идентичностей. В современных условиях она достаточно кризисна:  в ней соединены традиционалистские и модернизационные тренды.

Если обратиться к  истории культуры, то можно сделать вывод о том, что в результате войн и революционных конфликтов в первую очередь страдала культура, прерывалась духовная традиция. Оскудение духовно-нравственной составляющей общества и государства, кризис мировоззрения  приводят к особенно угрожающей ситуации в современном мире, уже не отдельной культуре или народу, а всему человеческому роду. С позиций долговременной социокультурной перспективы при поддержке великих религий представителям мирового гуманистического сознания — мировой интеллигенции, необходимо, опираясь на человека, взыскующего смысла, разоблачать антигуманную сущность вестернизации-глобализации. Необходима мировоззренческая переориентация, выявление с новой силой извечных ценностей, которые присутствуют во всех духовно-культурных традициях народов, населяющих Землю.
Развитием техники глобальные проблемы не могут быть разрешены. Не всегда человек оказывается способным духовно преодолеть нечеловеческие условия своего существования и сохранить в себе личность, неискаженное мировоззрение.

Диалог культур - наиболее продуктивная парадигма современности - предполагает равенство культур, взаимную информированность и открытость, когда ее носители могут, не владея культурными кодами, знать их содержание, могут, не разделяя ценностей друг друга, знать их базовые компоненты,  демонстрируя стремление к пониманию друг друга. Высокие ценности мировых культур естественным образом воспринимаются всем мировым сообществом: русский балет, французский импрессионизм, итальянское оперное искусство, немецкая философия, русская литература XIX века. Условием эффективного взаимодействия людей становится именно сфера культуры: общая сакрализуемая история, искусство, как источники жизненной, нравственной  силы, нивелирующей логику вражды, предотвращающей противостояния между народами.

ХХ век стал не только веком войн, терроризма и геноцида, но и веком науки, которая является не только мощным инструментом в руках человека, но и силой, объединяющей человечество. Но здесь следует выделить следующий момент. Казалось бы «стремление веровать было заменено партийностью», религиозное мышление и научное мышление взаимно друг друга исключали. Но человечество подошло к глубокому синтетическому разрешению этого конфликта на данном этапе развития человеческого сознания. Физические явления и внутридушевные различаются, но теоретики увидели аналогию в понятийном охвате явлений, наблюдаются ли они в лаборатории или в глубине собственной души.

В этом направлении сделала качественный рывок вперёд  русская религиозная философия. С.Л. Франк подчеркивал, что его исследования не ставили целью обанкротить рациональное знание, это было бы ложное и вредное направление, но, опираясь на понятие реальности,  как на нечто большее и иное, что уже постигнуто, философ сделал выводы о том, что и человек есть нечто большее, чем мы думаем, что мы сильнее, чем думаем о себе. Драматический конфликт между наукой и религией Франком, как и другими учеными, был снят. Научная мысль охватила всю планету, все государства. Однако пока человечество не выработало нравственные и духовные качества, которые соответствовали бы его планетарной роли. Человечество вошло в новую реальность, когда политики наступают на пятки ученым, чистым рационалистам, потому что отдельные силы науки реально угрожают существованию планеты, научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству. История затаила дыхание, и философии необходимо дать ответ на то, что отказ от составляющей веры в мировоззрении и миропонимании влечёт за собой их ущербность, неполноту, ограниченность. Мир не есть только то, что он из себя представляет, он есть и то, чем мы сами способны его представить, противопоставив творчество, иррациональное воображение, истинную любовь -  опустошению душ, их абсолютной исчерпанности.

Сегодня ученые ставят вопрос о том, что такое образ мира и как он отражается в нашем сознании.  Как пишет Б.Кригер, «самым существенным элементом в системе культуры является мировоззрение» [4.32}. Если мы обладаем целостным мировоззрением, мы понимаем, что являемся частицей природы и Космоса. Мы одновременно и творения, и сотворцы Космоса. Тогда мы понимаем не только свою ответственность, но также осознаём свою неповторимую ценность сотворцов. Холистическое мышление даёт нам обширные перспективы, поскольку позволяет преодолеть тесные материалистические границы, очерченные редукционистским подходом, который распространился в обыденном мышлении, подсказывая удобное оправдание человеческой безответственности. Уже на рубеже XIX и XX веков оформилось русско-славянское философское течение — космизм. Оно априори утверждало органическое единство всего со всем. То, как мы понимаем мир, имеет влияние и на наши этические принципы. Существенно то, поняли ли мы в нашей познавательной позиции по отношению к Миру принцип собственного участия в жизненном процессе, в эволюционном процессе, а потому и ответственность за форму нашей жизни.

Литература.

  1. Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
  2. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
  3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
  4. Кригер Барбара. Откроем заново смысл человеческой миссии// сб. Свет славянский, Варшава, 2011, с. 32
  5. http://rospisatel.ru/dovydenko-ki.htm

7.05.18 23:28

Уважаемая Людмила Владимировна, весьма интересные философские, и весьма прочувствованные Вами размышления, думаю не сразу и не легко оформились в подобного рода статью. Подняться над обыденностью, душою принять и ощутить живой Мир, задуматься самой и заставить задуматься читателя - над смыслом нашего проживания, как существ мыслящих и вносящих свой вклад в развитие, или напротив - в деградацию нашего цивилизованного мира, - Вам весьма удалось! 
Действительно, век XX стал для нас и нашего поколения показателем изменения сознания; век, - где веру меняли на партийнность и обратно возвращаем её утеряную... Здравомышлящему, гуманному человеку ясно, что у нельзя отнимать нравственные показатели, нельзя выхолащивать корневые, духовные и культурные ценности, нельзя подменять сурогатными, выращенными тоже этим же веком, искусственными ценностями, а сохранять, пуще ока своего, - переданные нам предками устои, традиции, сохранение самоидентичности, семейных ценностей и патриотизма... 
Зачастую мне кажется, что наша цивилизация находится на остром, нами же отточенном, лезвии ножа. Где-то мы идём семимильными шагами вперёд, - в науке, технике, электронике и пр., а вот в духовном, нравственном, развитии катимся в бездуховную пропасть... 
Осознаем ли? 
Что предпримим? 
Вот, заданная Вами тема, уважаемая Людмила Владимировна. 
А может быть развивающийся огромными темпами искусственный интлект нас самих и уничтожит, как биологический вид, не оправдавший надежды Всевышнего?! 
Ещё раз спасибо Вам, за посыл, как к общему размышлению, точно так же, как к правильным нашим выводам, а главное к позитивным делам... 
С уважением, 
Ерофеева-Тверская, 
Омск.

Лиана Мусатова

7.05.18 12:52

Прочла на едином дыхании. Огромное спасибо, Лидия Владимировна за эту статью. В ней сконцентрированы все мои чаяния, тревоги и надежды. А , так, как я неотъемлемая частица общества, то уверена таких, как я много. Да, это видно и из комментариев. Читая мой роман "Стандарт времени", Вы понимаете, почему с таким волнением я восприняла Вашу статью. Мне очень близки Ваши тревоги, потому что они и мои и большей части неравнодушного человечества, проснувшегося и готового встречать новое знание. Я восприняла её структуру, как тезисы, как руководство к действию. Она написана высоко профессиональным, академическим языком и пребывает в определённой нише, куда не каждому открыт вход. Но те, кто вхожи, просто обязаны довести её суть до своего близкого и дальнего окружения. И я рада, что по мере своих сил, я уже это делаю. В вашей статье сконцентрировано всё то, что я пытаюсь расписать в трилогии: взаимосвязь человека и космоса, проекция его жизни на устройство вселенной, необходимость расширения и углубления сознания, изменяющего мировоззрение. Ваша статья поддержала меня, помогла укрепить веру в то, что я на правильном пути. И, дай Бог, чтобы НАС было больше.

Лидия Довыденко

7.05.18 11:43

Дорогие друзья! Неожиданно, что так быстро опубликована моя статья, и очень приятна реакция. Безбрежное, огромнейшее спасибо руководству сайта, а также всем читателям за Ваши горячие отзывы, что говорит о единомыслии, нашем литературном братстве, духовном родстве

Кнарик Хартавакян

6.05.18 09:21

Дорогая Лидия Владимировна, не хотелось бы мне писать отклик свой наспех, но и запаздывать с ним совсем не желаю. По душе и мне и почти строгая академичность изучения вами темы, логичность ёмкого изложения материала, и философский, и этический подход к этой теме. Я Стрелец по зн.зодиака,мне присущи любознательность, устремлённость в беЗпредельность познания, люблю и гносеологию, и философию, русский космизм, созданный в числе пр. и армянином Павлом Флоренским, люблю всё логичное и справедливое, верное!. Имне дороги принципы ответственности и совестливости в человеке! 
Согласна, мировоззрение- важное основание нравственности нашей. 

Вы верно пишете: " Мы одновременно и творения, и сотворцы Космоса. Тогда мы понимаем не только свою ответственность, но также осознаём свою неповторимую ценность сотворцов. Холистиче ское мышление даёт нам обширные перспективы..." 

"То, как мы понимаем мир, имеет влияние и на наши этические принципы. Существенно то, поняли ли мы в нашей познавательной позиции по отношению к Миру принцип собственного участия в жизненном процессе, в эволюционном процессе, а потому и ответственность за форму нашей жизни." 

И ценные выводы Ваши, как известного публициста, основаны на чётко выявленной и логично осмысленно проблеме нашего времени, тревожного века: "...явление, называемое культурным плюрализмом, чревато катастрофой и гибелью народа при игнорировании тех процессов, благодаря которым разрозненная сумма индивидов одной национальности превращается в качественно новое формиро вание - единый народ, обладающий собственной культурой." Всё так И всё же высказана и эта мысль Вами: "Когда мы говорим о культурной интеграции, то предполагаем состояние внутренней целостности культуры и процесс, результатом которого является взаимосогласование..." А ЭТО ПУТЬ УЖЕ СПАСИТЕЛЬНЫЙ,БОЖИЙ! 

Солидарна также с высказываниями, мнениями всех почитаемых и мной комментаторов этой статьи. 

С признательность и уважением ко всем пост читатель К.Хартавакян

Екатерина Козырева

6.05.18 01:46

Но все-таки не только тревога, но и надежда есть в творческой философии Л. Довыденко. "История затаила дыхание..." В этом ожидании предчувствие счастливых перемен: "Мы - сотворцы космоса".
Эта мысль утверждается русской и мировой литературой, ее стремлением к высокому искусству Слова.
С благодарностью автору и сайту.

Григорий Блехман

5.05.18 20:41

На мой взгляд, Сэда Константиновна сказала о главном в статье Лидии Довыденко. 
Главное здесь - тревога. 
И хотя эта тревога высказана в сдержанной академической форме, такая сдержанность действует много сильнее, чем любые эмоциональные взрывы пера. 
Потому что эта сдержанность вытекает из глубоких недр аналитического размышления автора о том, какое масштабное влияние пущено на нас сейчас с западных просторов современного мира. 
И тревога о том, сумеем ли противопоставить этому нечто внутренне фундаментальное, чтобы не рухнуть в путину опустошенья душ. 
Очень понравилась такая форма постановки проблемы.

Сэда Вермишева

5.05.18 18:23

В статье Л. Довыденко я бы особенно выделила: ".Оскудение духовно-нравственной составляющей общества и государства ,кризис мировозрения приводит к угрожающей ситуации в современном мире уже не отдельной культуре или народу, . а всему человеческому роду". 
Наличие мировозрения воспринимается в современном обществе как архаика. Началось это с общего хохота над словами Нины Андреевой"Не могу поступиться принципами".. Отсутствие принципов стало нормой.. 
А мировозрение строится на принципах.

Людмила Яцкевич

5.05.18 12:58

То, что теперь философы называют культурной интеграцией, влияющей на сознание и мировоззрение, наш русский Хомяков называл соборностью. Мы утратили русскую соборность и пытаемся снова её приобрести. Дорогая Лидия Владимировна, Вы напомнили нам об этом. Спасибо!

Галина

5.05.18 11:57

В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ СОВЕРШЕННО НЕТ ПОНЯТИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРА, ЧЕЛОВЕКА!!! О ИХ ЕДИНСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ!!! СЕРЬЕЗНЫЕ ЛЮДИ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК СОСТОИТ ИЗ ЕДЫ??? ЧЕЛОВЕК!!! - ОЧЕНЬ!!! СЛОЖНАЯ СТРУКТУРА!!! ТО, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ВОСПРИНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР (НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ ВОСПРИНИМАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ДИАПАЗОН ВОЛН) - ПОЗВОЛЯЕТ ВОСПРИНЯТЬ ТАКУЮ МАЛУЮ ЧАСТЬ!!! ВСЕ!!! ОСТАЛЬНОЕ НАМИ ПРОСТО НЕВИДИМО И НЕСЛЫШИМО!!! МОЖНО НАЗВАТЬ ЭТО - ТОНКИЙ ПЛАН!!! ЗАДУМАЙТЕСЬ!!!

Сэда Вермишевасв

5.05.18 10:32

Небольшая по объему статья Лидии Довыденко - высочайшая концентрация взыскующей мысли, чувства тревоги, ответственности . за будущее человечества, попытка, . уяснения роли и значения сознания, мировоззрения ,культуры на формирование и оформление жизнеспособной человеческой общности в настоящем и на перспективу,. на фоне стремительного, на наших глазах, идущего их оскудения.. 
Я так поняла сугубо профессиональный философский. текст Л.Довыденко. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla templates by a4joomla