О цивилиографии Сухейля Фараха
И его книге «Российская цивилизация: энергия пространства и человека»
Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? …У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.. Н.В. Гоголь
Автора журнала «Берега» Сухейля Фараха Институт Европы РАН повторно выдвинул на получение Нобелевской премии мира. Он – ливанско-российский исследователь, член РАО, доктор философских наук, профессор Ливанского и Московского университетов. Кандидатура профессора Фараха вместе с профессорами Ю.В. Яковцем и А.И. Агеевым была выдвинута директором Института Европы РАН профессором А.А. Громыко. По словам А.А. Громыко, деятельность, которой занимается профессор Фарах с его коллегами, «имеет огромную образовательную ценность». Учёные открыли новую область знания в науке о цивилизации – цивилиографии, которая включает в себя новые идеи и научные знания в области понимания цивилизаций, их истории, современного состояния и будущего, диалога и партнерства цивилизаций, а также культурно-интегральный подход, с концентрацией усилий на так называемой цивилизации – ноосфере.
О духовном достоянии России. «Тяжелейшая ситуация современности, – говорит Сухейль Фарах, – требует от нас больше ответственности, больше бдительности, смелости, мудрости и скромности. Требуются новые созидающие идеи, предложения и практические шаги, которые способствовали бы сплочению, а не разделению верующих разных религий и носителей разных самобытных культур; которые могли бы по-настоящему объединить сердца и умы разных религиозных конфессий и культурных групп и стать общероссийским образцом и духовным достоянием для большинства населения нашей Отчизны и даже далеко за её пределами.
Мои предложения исходят из нового Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2022 года, где утверждаются основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Как мне кажется, этот указ может удачно реализовываться во многих направлениях, но хочу высказать три конкретных предложения.
Внести в календарь Всероссийских праздников следующие важные даты: День Народных традиций, направленный на сохранение связи между поколениями и обновления здорового духа исторической памяти всех народов России; День Священного Писания, в который будут изучать и популяризировать среди широких народных масс заветы наших отцов и мудрецов; Третья дата имеет религиозно-нравственный характер, объединяющий священную историю христиан и мусульман, а именно: День рождения Марьям, или Девы Марии, которая одинаково почитается главными традиционными религиями как идеал нравственной чистоты. В священном Коране в суре Марьям (19: 32-35) о Деве Марии и о Христе есть слова, красивое и глубоко духовное содержание которых проливается словно бальзам на души большинства мусульман и христиан.
Такие праздники позволят навести мосты между разными культурными и религиозными группами нашего общества, способствуют сближению и близкому общению между христианами и мусульманами, атмосфере конструктивного диалога и партнерства между разными религиями, культурами и даже цивилизациями.
Цивилизационное своеобразие России. Борьба за лидерство в духовных и творческих процессах – одна из актуальнейших тем мыслящей планеты, и автор книги «Российская цивилизация: энергия пространства и человека» (М.: ИД Академии Жуковского, 2022) Сухейль Фарах выводит Российскую цивилизацию на вершину духовного оформления человечества. Учёный, определяя характерные черты цивилизационного своеобразия и самобытности России, осмысливает «извечные, страстные, противоречивые стремления к духовности русского человека и народа в целом».
Российская цивилизация многотипная, обладает сложной структурой, в основе которой взаимовлияние энергий человека и энергии пространства самого большого в мире государства, одна из великих цивилизаций, повлиявших на весь мир. Каковы же истоки духовной энергии Российской цивилизации?
Русский народ – покоритель бескрайних просторов планеты. Рассматривая географическую среду и особенности природы России, Сухейль Фарах в главе «Россиянин и власть пространства» подчёркивает влияние ландшафта на формирование национальных, культурных качеств, на психологические особенности, на специфические черты личности, на взаимовлияние между территорией и человеческим коллективом. Жители России как национально-географическая общность благодаря своей духовной мощи сложились в процессе созидательной деятельности в уникальную цивилизацию. Площадь России – 17 млн. кв. км, и 60% её площади – районы вечной мерзлоты. Все климатические зоны земного шара: равнины, леса, степи, пустыня, – имеют в нашем Отечестве свою специфику. По России протекает 120 тысяч рек, своеобразным символом которых стала Волга, мать-кормилица, «материнская река народа», как Нил – для египтян, Евфрат – для иракцев и сирийцев.
Три четверти населения России проживает в городах. К сожалению, как пишет Сухейль Фарах, большинство жителей оказались «охваченными глобализацией», и всё сильнее они «отделяются от своих родовых корней и культурно-исторических традиций». Но освоение огромных территорий и адаптация к новым условиям сформировали у жителей России коммуникативные способности, коллективную солидарность, психологическую стрессоустойчивость, опираясь на «первичный слой территориального своеобразия российской цивилизации – землячества как историческую форму бытования народа».
Вызовы природы, суровые условия повлияли на противоречивые черты характера, в котором суровость граничит с проявлением ласки и нежности, сочетается терпение с бунтарством, при том «типологические черты отдельного индивида не помешали народу России создать одну из самых мощных на планете цивилизаций, способных повлиять на судьбу человечества в целом». Невероятная способность русских противостоять вызовам самого сурового климата на земле, богатейший опыт физического и духовного становления позволяет нам оставаться всемирно признанными покорителями бескрайних просторов планеты.
Безбрежность духа. Согласно Н.А. Бердяеву, природная география едина с духовной географией народа, и Сухейль Фарах исследует источники русской духовной силы, подчёркивая связь между «беспримерной широтой души русского человека и внешней географической средой», «её сокрытая духовная героическая мощь, о которой подчас не догадывается сам русский человек, … раскрывается в противостоянии природным катастрофам, иноземным захватчикам и всем угрозам, которые несут гибель его семье и мироустройству всей его Родины – народу, церкви, государству». Не имеет аналогов на планете привязанность русского к своей земле, Родине, Отечеству.
Подлинные художники являются сыновьями и дочерьми своего народа, выразителями его душевной красоты. Учёный ссылается на широту чувств, глубокое постижение глубин и тайн русской души, гениальное творческое воображение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и других русских писателей. «В потоках звуков, гармонично переливающихся, как волны, мы безошибочно узнаём музыку композиторов: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина». «Печаль, радость, героизм, утраты выражены в балете Анной Павловой, Галиной Улановой, Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым».
Природа русской души отражена в симфонии пейзажей (картины В.А. Серова, И.Е. Репина, Н.К. Рериха и других), в драматических произведениях русского театра, режиссёрских постановок К.С. Станиславского, Ю.П. Любимова и других.
Российский кинематограф продемонстрировал миру весь спектр самых ярких чувств, глубин русской души, это работы Сергея Эйзенштейна, Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского и других. Их произведения обогатили художественное, эстетическое, научное воображение не только народов России, но и всего человечества. Притом, наследие российской цивилизации сформировалось в сложнейших условиях становления её единой истории, сохраняющей энергию пространства и человека во взаимосвязи всех поколений жителей России.
Специфика Русской цивилизации. Опираясь на философию Льва Тихомирова, видевшего в каждом историческом событии «борьбу между Царствием Божьим и его противоположностью», Сухейль Фарах обращает внимание на духовное движение России от эпохи славянского язычества к восхождению на высоты православного духа, через отрицание Бога в советский период и снова к возвращению к христианским святыням, и это специфика духовного становления российской цивилизации.
К этому нужно добавить, что большие территории, которые необходимо охранять, делают невозможным повторение для России западного демократического опыта управления, которое сформировалось в условиях малых территорий национальных государств.
В противоположность западной демократии, где в приоритете личная выгода, в большинстве русского населения с детства формируются ценности личной чести, достоинства, благородства и доблести, как отмечал культуролог Юрий Лотман (книга «Беседы о русской культуре»): «Потерять честь и достоинство для русского человека хуже смерти, и люди живут так, чтобы их имена попали в историю, а не ради чина и не ради того, чтобы правитель оказал им милость, дав сотню серебряных монет».
Несмотря на насильственно внедрённую чуждую нашему менталитету Болонскую систему в наше образование усилиями министров А.А. Фурсенко и Д.В. Ливанова, выхолощенные недра России, вырубленные леса, загрязнённые реки, успехи либеральной прозападной идеологии, всё же идёт жесточайшее идейное противостояние со стороны патриотически настроенной оппозиции, истоки которой в традиционных социальных институтах, они отражают языковое и этническое сознание русского народа. И в этом вековом противостоянии западников и славянофилов также уникальность и самобытность становления Российской цивилизации.
Русская идея единства и многообразия и судьба Российской цивилизации. Несмотря на драматичность русской истории, Сухейль Фарах отмечает, что ценностные установки духовной жизни России позволили ей создать универсальную систему ценностей, открытую для духовного опыта любого человека или народа, что позволяет России обрести особую миссию и назначение – нести ответственность за судьбу всего человечества и планеты.
В ходе исторического развития Россия всегда была и до сих пор является защитницей равноправия народов и их свободного выбора. Культура России оказала сильнейшее влияние на культуру народов мира, что выразилось в принятии образов литературы, живописи, балета многими культурами мира, так как вечные ценности любви, добра, милосердия носят объединяющий характер для всего человечества.
Сухейль Фарах делает вывод, что Россия является сверхдержавой не только в геополитическом, но и геокультурном плане.
Сами россияне должны принять новое осмысление ими своих исторических задач и своего культурного наследия, избавившись от гибридной болонской модели в системе образования и от отживших систем представительских академий, что позволит восстановить и освежить культурно-мыслительный потенциал русского народа. Именно новая система образования, свободная от западно-либеральных влияний, создаст мостик к собственно русской идентичности.
Идеи В.И. Вернадского о ноосферной цивилизации, разработки П.Сорокина, К. Циолковского являются наиболее перспективными для универсальной цивилизации будущего, основанной на ответственности за жизнь, природу и Космос, – это «космическое послание» России, ее динамической гармонии – человечеству.
При тех ценностях, которые в своем историческом опыте взрастила Россия, будут восстановлены и энергетические ресурсы планеты, откроется новая фаза в истории человечества. Россия неизбежно будет влиять на развитие мирного процесса на земле, так как гармония между внутренним человеческим миром, природным и небесным мирами – это мечта большинства жителей планеты. Именно Россия дает возможность и духовно-нравственные основы для перехода от постглобалистического мира с его опасным для человечества трансгуманизмом к партнерству, диалогу, соборности, дающим человечеству развитие его способностей и расширение его возможностей до космических масштабов, гармонического существования как единого целого.
«Россия, рождённая из евразийского братства народов, – пишет Сухейль Фарах, – смешения рас, культур и многолетнего исторического самосознания, сможет стать идейным и духовным лидером человечества, способствовать восстановлению творческой энергии общения, диалога, сотрудничества, взаимовыгодного партнёрства и совместной работы по углублению и распространению культуры мира и любви среди всех народов и цивилизаций».
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук