Читаем Берега -2-2024
Сергей Воробьёв о поэтах Абхазии
В центре Сухума на одной из старых улиц стоит особняк, который знают во многих странах мира. Более полувека в этом доме жил народный поэт и великий просветитель Дмитрий Иосифович Гулиа. Он является основоположником абхазской художественной литературы, составителем абхазского алфавита на основе кириллицы.
О своей миссии на земле он сказал коротко и ясно:
«Всю жизнь свою,
Как воин и поэт
Служить народу –
Выше счастья нет…»
Эстафету Гулиа подхватили такие абхазские поэты и писатели, как Иуа Абасович Когония, Даур Зантариа, Гунда Валентиновна Сакания, Мушни Иродович Микая, Денис Киршалович Чачхалиа, который представлен в «Берегах» двумя стихотворениями, ошеломляющие своей глубиной, образностью и перевоплощением:
Среди зимы
Согрел ведь мой костёр
Вас
Погибавших
В холоде
Сиротства.
Так заканчивается стихотворение «Монолог алычового сада. Вот предназначение поэта: гореть огнём, согревающим всех погибавших в холоде сиротства.
Будучи в Сухуме, не раз проходил мимо памятника Баграту Васильевичу Шинкуба выдающегося абхазского писателя и поэта. Памятник и могила поэта находятся на сухумской набережной, в небольшом живописном парке, названном в его честь. О поэзии им написаны такие строки:
Звезды есть с холодным светом,
Есть без аромата розы.
Стих, волненьем не согретый,
Хуже, чем плохая проза.
Даже в небольшой подборке трёх абхазских поэтов, представленных в журнале «Берега», мы чувствуем это особое поэтическое волнение. А в строках Артавазда Сарецяна осязаема боль на пределе человеческих сил:
Ты знаешь, как обугленный я стыл
И гнал тоску в глубины подсознанья?
И частый пульс мне прерывал дыханье…
Не знаешь ты, как рушатся мосты...
Станислав Лакоба – поэт, которого хочется читать и перечитывать, настолько широка и образна его поэзия, настолько она легка и глубокомысленна, соединяющая мгновенье и века.
Мы говорили молча.
Зримо.
И лишь агава наливалась взрывом,
Да башня набухала, как бутон.
Скрипел песок
И лопались сосуды,
И чайки облетали твою руку –
Античный неопознанный объект.
Плескалось солнце в наших чашках кофе…
…Быть может, – это линия судьбы?
Твои ладони, будто губы Бога,
Как поцелуй в январскую весну,
Как тишина…
Поэзия Абхазии самобытна, уникальна в своём роде. Поэты Абхазии в мировом поэтическом пространстве говорят своими неповторимыми голосами, вызывая неподдельный интерес.

Joomla templates by a4joomla