Сегодня Россия, ее народ, весь русскоговорящий мир прощается с лучшим нашим писателем Валентином Распутиным.
В начале двухтысячных годов он приезжал в Калининград, выступал в Калининградской филармонии. Зал был полон. После завершения встречи к нему приблизились немногочисленные журналисты. Я работала тогда на радио в программе «Утро Балтики» ГТРК «Янтарь», спросила о его впечатлениях от Калининграда, и Валентин Григорьевич ответил: «Чужая земля на первый взгляд. Надо надышать ее русским духом». Я
уже рассказывала об этом во время первой презентации калининградского журнала «Берега». К созданию его был долгий путь, но этот наказ Валентина Григорьевича редакция исполняет со всею возможной силой, опираясь на написанный в 1996 году «Мой манифест» Валентина Распутина. Он спорил с теми, кто отпевал русскую литературу, хоронил ее, утверждая: «Она жива!» Жива и Россия, жива и ее литература.
Его творчество - доказательство того, что в противовес модернистским веяниям есть национальное служение. Герои произведений Распутина доказывают, что «русский человек стал вместилищем духа», и именно «отсюда… особая роль литературы», она «больше, чем искусство». «Русскость в широком смысле слова – это… духовная качественность», это «аттестат на особую роль в мире».
В Калининграде завершился двухдневный форум Всемирного русского народного собора. В своем выступлении предстоятель РПЦ призвал «обустраивать калининградскую землю как русскую», и как это почти дословно совпало с тем, что сказал 14 лет назад Валентин Распутин. «Надо постараться, - продолжил Святейший Патриарх, - создать здесь русский архитектурно-культурный ландшафт, выражающий нашу национальную традицию и наши духовные ценности». Многое делается в этом направлении, например, построенный в центре Калининграда, на площади Победы, собор Христа Спасителя, ставший «духовной доминантой Калининграда». И здесь уместно вновь вспомнить слова Валентина Распутина на Х Всемирном Русском Народном Соборе 2006 года: «Вера. Земля. Человек. Три главных, коренных слова русской цивилизации, три основополагающих её понятия. Три кита, на которых она стояла и пока ещё удерживается».
Валентин Распутин с огромным уважением относился как творчеству, так и философским размышлениям композитора Георгия Свиридова, этого одного из величайших богатырей русской музыки. Уже после смерти композитора Распутин написал статью «Рядом с мастером», в которой показал мощь, гениальность и «духовную качественность» творчества Свиридова и его личности:
«Всю жизнь Свиридов писал не по принципу «несмотря на…», несмотря на суровую эпоху, заказные ритмы, грубое вмешательство в святая святых творческого процесса и т.д., а, напротив, «смотря на…» - смотря на всё лучшее и святое, не подвластное никаким запретам, что сохранялось в человеке и жизни. Такие у него были глаза, такой слух. И такова была мощная и красивая устремлённость его раздольного светозарного таланта, под которым только греться да греться, ощущая своё счастливое восхождение к красоте. Надо сказать, что Свиридов знал себе цену. И нёс своё личное достоинство и достоинство своего дела, ни перед чем не сгибаясь, с юности до последних дней. Заслонить его могучую прямую фигуру, от которой всегда исходили спокойствие и сила, даже в самом многолюдном обществе, было невозможно. И в друзья, в собеседники, в исполнители своей музыки, в ученики и помощники он выбирал людей, подобно себе, талантливых, глубоких, бесшатких, самостоятельных».
Эти слова можно в такой же степени отнести и к самому писателю. Каждое его новое произведение, его выступление, статья были для нас событием, поднимали нас над безысходностью, укрепляли дух, наполняли светлым чувством, ум – трезвостью. Навсегда остается он в золотом ряду русских гениев. Навсегда с нами остается высота его мысли и чувства.