Жители города не равнодушны к этой скульптуре. Людям молодым, которым свойственно захватывающее любопытство к миру, она особенно нравится, и здесь они назначают встречи и свидания: «У «Быков».

В этом районе вообще приятно бывать и из-за того, что здесь сохранились замечательные по архитектуре здания и памятники, и из-за обилия молодых прекрасных лиц, на которых отпечаток легкости и  радости. Они напоминают пожилым прохожим в любое время года о весне, свежести и юности.

Удивляет философский  замысел художника Августа Гауля, зовущего остановиться у его работы  и поразмышлять над ней. Но сначала немного истории.

 Скульптура «Зубры» была по­дарком прусского Министерства культуры Кенигсбергу и установлена ноябре 1912 года на Хуфен аллее. Берлинский скульптор Август Гауль (22.11.1869-18.10.1921) родился в Гросс Аухайм около Ханау. Каменотес и гравер, мастер по обработке серебра, преподаватель Берлинской академии искусств и затем председатель Бер­линского союза художников, Август Гауль любил рисовать животных в зоологическом саду. Райнхольд Бегас предложил ему изготовить двух львов для своего берлинского памятника императору Вильгель­му I. Гауль был искусным скульптором-анималистом и  изваял свыше 150 работ с изображением животных.

В Кенигсберге, в городском собрании искусств, располагавшемся в королевском замке, была еще одна работа Гауля –  бронзовая скульптура «Львица», высотой 33 см. Она была приобретена в 1913 году на  выставке Кенигсбергского союза ис­кусств. Судьба этой скульптуры в настоящее время неизвестна.

В советские времена скульптура «Зубры» была сначала перенесена и установле­на напротив бывшего обкома партии, нынешнего здания областной админи­страции, затем ее переместили в зоопарк, а намно­го позже вернули на свое историческое место (1).

Такая скульптура могла бы стоять в любом городе и в любой стране, потому что замысел ее наднационален, но она была установлена в Кенигсберге, столице провинции Восточная Пруссия, богатой нескончаемыми историческими событиями, происшествиями, переменами и переломами. За временами мира, благополучия, спокойствия, следовали беды, войны и разрушения. И как неотличимы зубры друг от друга, так трудно бывало, как впрочем, и сейчас, различить, где правда, а где ложь, где добро, а где зло, что ужасно, а что прекрасно, где истинный свет, а где тьма.

Еще в  6 веке до нашей эры древнегреческий философ Парменид  обратил внимание на противоположности жизни, позитивные и негативные: тепло – холод, нежность – грубость, бытие - небытие. На протяжении веков ничего не изменилось: противоположные полюса существуют, и человечество по-прежнему часто путается и заблуждается в угадывании, где позитивный, а где негативный. Доверие – ревность, счастье – страдание, легкость – тяжесть. С последним противопоставлением дела обстоят совсем загадочно. Казалось бы, на первый взгляд, легкость относится к позитивному полюсу, а тяжесть – к негативному. Писатель Милан Кундера (2) называет легкость невыносимой, если ты освобождаешь себя от ответственности, призвания, заботы и внимания к близким людям. И если человек этого на себя не берет, легкость бытия становится невыносимой  и переходит в тяжесть креста, который он несет.

Зубры схватились не на жизнь, а на смерть, каждый пойдет до конца, а что каждый из них олицетворяет, где позитив, где негатив, это загадка.

Поскольку скульптура была установлена у здания суда, некоторые называли зубров истцом и ответчиком. Это привязка не совсем удачна, так как суд всегда заканчивается в пользу кого-то одного, а в работе Гауля противостояние вечно и равновесно.

На одном из наскальных рисунков в Северной Испании, где тоже когда-то обитали зубры, очень похожее по композиции изображение этих могучих животных. Они зацепились рогами, фигуры практически симметричны на плоскости. Древний неизвестный художник-философ послал потомкам свою идею о необходимости гармонии в мире и равновесия, а также  мысль том, что философы позже сформулировали как диалектическое противоречие, когда «противоположности взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга» (3).

В скульптуре Гауля мы видим рассвирепевших зверей, которые трясут головой, роют рогами и копытами землю. Опустив голову, они направляются на своего врага или соперника. В таком состоянии они способны многое сокрушить, вывернуть с корнем огромные деревья.

Писатель В. Вольский, творчество которого пришлось на послевоенный советский период, рассказывает о 9- часовом бое зубров, придав ему смысл противостояния Востока и Запада. У одного зубра славянское имя Борус, у другого – германское Беренсон.

Зубр со славянским именем побеждает. «Сначала зубры обменялись грозными взглядами, прохаживаясь один возле другого. Склонив могучие, тяжелые головы, оба яростно фыркали и рыли короткими передними ногами и крутыми рогами землю. Затем с неимоверной быстротой ринулись друг другу навстречу. Страшный шум и треск шел по лесу. Жутко было смотреть на бой лесных гигантов. Он продолжался 9 часов. Зверей окружили егеря лесной охраны, но животные ничего не видели и не слышали. Люди разжигали костры, бегали вокруг них, шумели, кричали, стреляли в воздух, пускали в небо ночные ракеты, чтобы напугать животных и разогнать их, но все было напрасно. Ничто не могло успокоить лютых зверей.  Из местечка Беловежа вызвали пожарную команду. Пожарные стали обливать зубров холодной водой, но и это не помогло. Шел час за часом. Казалось, силы зверей одинаковые и никто из них не будет победителем. Наконец, случай решил судьбу Беренсона. Отступая в конце 9 часа от напора взбесившегося Боруса, он попал задней ногой в расколотый пень. Вытянуть ногу было невозможно. Ему оставалось только одно: стоять неподвижно и обороняться. Борус использовал удобный момент. Он отскочил в сторону и с новой силой бросился на врага. Беренсон повернул голову и мужественно встретил нападение. Но удар был нанесен со стороны. Повернуться всем туловищем навстречу врагу Беренсон не мог, мешала нога, защемленная в пне. В следующий момент Борус пропорол ему рогами бок» (4).

Скульптура Гауля – это и памятник исчезающей, как зубры, природе, противостояние цивилизации и природы. На память приходит Ф. М. Достоевский, спрашивавший: «Увеличилась ли сумма счастья в человеческой жизни равномерно с развитием господства человека над природой, возможного для него при теперешнем развитии человеческих наук?» (5).

Ответом явился экологический кризис, сотрясающий планету, и человек на ней, не выдержавший испытания властью над природой.

На территории Древней Пруссии водились зубры, и со временем были истреблены эти лесные гиганты, достигавшие 3,5 метров длины и около 2 метров высоты. Последнего зубра в восточной Пруссии убили в 1755 году (6).

 Но когда-то зубр шел важно, как царь этих мест, останавливался и в неподвижности задумывался, что бы значили эти звуки, приносимые ветром, улавливал запахи ивовой коры и душистое разнотравье и разноцветье ближайшей поляны.

Он никогда не спешил. Насытившись, зубр мог долго стоять на одном месте. Он легко пробирался сквозь самые густые заросли и никогда не поворачивал голову в сторону, как будто игнорировал все окружающее. Это делало его богатой  добычей в высокой охоте.

«…Невольно ощущаешь мощь и некоторое равнодушие, презрение, исходящее от лесного богатыря. Что-то в нем доисторическое, вечное. Натуралист, наблюдающий семейную группу зубров, невольно задает себе вопрос: кто же, собственно, царь природы» (8, с. 153).

Зубр -  зверь из легенд и сказаний, из старинных летописей, чудом доживший до наших дней. Первое письменное упоминание о зубре можно найти в источниках 12 в., в рассказах об охотах в Галицкой земле. Довольно много сведений в летописях 13 в. о распространении дикого быка в украинской лесостепи, в середине 16 в. зубры еще обычны в киевском воеводстве. Изобиловала зубрами северная Подолия и пойменные леса причерноморских степей.

При раскопках городищ в Прибалтике, в слоях, отнесенных археологами к 10-13 в. обнаружены кости зубра (8).

 Властелин европейских лесов. Вид этого сильного исполина производит неизгладимое впечатление, от него веет стариной, эпохой минувшего оледенения. Он современник мамонта (9, с.188).

Водные преграды он преодолевает вплавь. В стаде строгое подчинение. Более сильные на водопоях пьют первыми, первыми выбирают лучшие места для выпаса.

Продолжительность их жизни 30-40 лет.

При нападении стаи волков они образуют круговую защиту, укрывая внутри круга слабых и молодых зверей.

По рассказам летописца, для участников съезда князей в 1430 г., который состоялся в Луцке, каждую неделю на пиры, а они продолжались семь недель, доставляли 100 жареных зубров: «По пятисот яловиц, по пятисот баранов, по пятисот вепров, по сту зубров, по сту лосей, а инших речей личбы нет» (6, с. 202).

В прошлом зубр был широко распространен в Западной и Центральной Европе, на восток от Дона и на Кавказе. А в доисторическое время зубры жили в Поволжье, на Южном Урале, в Англии, Испании и Греции (10, С. 103). В Голландии, Бельгии и Швеции зубры исчезли в начале нашей эры. В 4 в. зубр был уничтожен во Франции, в  14 в. – в Чехии, в Румынии - в 1762 г., в Германии в 1793 г. ( 9, с. 190).

В летописях сохранились описания княжеских и королевских охот на зубров, особенно в Беловежской пуще, где до сих пор в естественных условиях живут эти животные, занесенные в Красную книгу:

В конце 14 века  известный полководец  и охотник, литовский князь Ягелло сделал Беловежскую пущу заповедной, оставив право охоты только за собой и братом Витольдом (7).

Но еще ранее «в сильный голод 1279 года ятвягские послы просили у Руси помощи и обменивали у Владимира Волынского жито на воск, бобров, белок, черных куниц и зубров».

Князь Ягелло проводил на охоте в Беловежской пуще все осенние месяцы. Осенью 1409 года перед Грюнвальдской битвой с тевтонскими рыцарями Ягелло со своим охотничьим отрядом заготовил в пуще мясо диких зверей для своей стотысячной армии. Копченое и соленое мясо сплавляли в бочках по Нареву, Западному Бугу и Висле в специальные склады, построенные для снабжения воинов в предстоящем походе» (7).

Потомки Ягелло – польские короли – постепенно превратили Беловежскую пущу в место роскошных охот, чередующихся с другими придворными увеселениями. Сигизмунд I на берегу Наревки построил охотничий домик с флигелями, украшенными белыми башнями (вежами), который стали называть Старый Беловеж. Для охраны зверей и леса, а также организации охот в пуще поселили 277 семей стрелков. В 1538 году Сигизмунд обнародовал первый закон об охране лесов и охоте; была учреждена комиссия для разбора прав пользования лесом и сенокосами. Этот закон учреждал должность лесничих, разрешительный билет на рубку леса, определял взыскания за устройство искусственных дупел для пчел, ограничивал рыбную ловлю, содержание собак. Убийство зубра или оленя каралось смертью…

В 1558 году лесничий Григорий Волович дал первое обстоятельное описание лесов и охот Беловежской пущи. В его отчете «Реестр описания и выведение пущ и переходов звериных у панства его королевской милости Великом княжестве Литовском» проведено деление пущи на отступы, то есть участки, в которых удобно вести облаву на зверя. В отступах наблюдения за дичью и зверовыми переходами вели «осочники» (от древнего слова «сок» – выслеживание, хождение по следу, тропление). Только много позднее, с воцарением саксонской династии, осочников частично сменили «егеря» различных степеней.

Только король Стефан Баторий возродил охоты в пуще, но на иных началах. Охотиться стали и на птицу. При Батории появилась охотничья литература, в том числе и известная книга Матвея Циганского «Охота по перу», где много внимания уделено возродившейся соколиной охоте. В 70-х годах 16 века был построен первый зверинец «Вилка Клетна» возле истоков реки Елянки, недалеко от Беловежа. В 1583 году впервые были пойманы 2 зубра и перевезены для показа в Краков и Варшаву; уже тогда они были диковиной.

В середине столетия, при Августе III, охота опять приобрела вид пышной забавы. Был построен новый охотничий замок, большой загон зверинца «Вилка Клетна» превратили в место охоты для короля и вельмож. Команда егерей загоняла сюда зверей, вылавливала в пуще молодых зубров, оленей и кабанов, и, выкармливая их, подготавливала королевские охоты. Перед охотой из большого зверинца животных перегоняли в специальный внутренний загон, откуда шел узкий коридор среди леса. На некотором расстоянии вдоль коридора были построены беседки-штанды. Прибывший король, его свита и гости располагались в беседках. Проход из загона в коридор открывали, и животные, пробегая по коридору, попадали под выстрел. В ознаменование одной из таких охот в 1752 году, когда было убито 42 зубра, а в Беловеже поставили обелиск, существующий до сих пор.

В средние века  кавказские зубры не были оторваны от европейских: они, по-видимому могли «навещать» друг друга, пробираясь через степи Нижнего Дона и Предкавказья. Но ко времени Петра Первого степных зубров уже не было. И когда Петр приказал воронежскому вице-губернатору Колычеву поймать и прислать в Петербург пять-шесть зубров, тот отвечал царю, что зубров видели на Дону в последний раз в 1709 году (6, с. 203).

Во время правления императрицы Анны Иоанновны, которая, как известно, очень любила диковинных животных, появился ее приказ, касающийся кавказских зубров: «Еще известно нам, что в Кабарде есть дикие быки и кдосы, которые по-тамошнему называются домбаи, того ради имеете из казны нашей денег, чтобы тамошние князья одного рода быков и телок молодых по пять или десять велели ловить и присылали в Кизлярскую крепость, а там оных несколько времени прикармливать к хлебу, а когда привыкнут, то присылать в Астрахань водою, а из Астрахани отправлять их с прочим зверьем в Москву» (6, с. 203).

В 1794 году Беловежская пуща отошла к России. Екатерина II  разрешила охоту на все виды дичи, кроме зубров. Будучи покровительницей академических наук, она охотно давала разрешение на отстрел зубров для чучел и скелетов.

Александр I издал указ в 1802 году об охране и учете зубров. К 1809 году их оставалось 350 голов.

В 1811 году грандиозный пожар, который длился почти 4 месяца, уничтожил огромные массивы Беловежской пущи. В следующем году она стала театром военных действий. Несмотря на то, что основная армия Наполеона избегала дремучих лесов, отдельные отряды и фуражиры убивали зубров.

Еще больший урон был нанесен в 1830-31 годах в период военных действий, когда погибло много зубров. В 40-е годы штраф за убитого зубра составлял 25 рублей. Один иностранец не без иронии заметил, что выгодно вносить штраф вперед, поскольку за границей за голову зубра давали 500 руб., а мясо и шкура имели свою цену.

Большая охота была устроена в 1860 году Александром II в Беловежской пуще. Подготовка длилась более 3 недель. 2 тысячи крестьян и несколько сот стражников и стрелков загоняли зубров и все, что попадалось, не исключая зайцев, в заранее огороженное урочище Грибовец. Ко дню охоты собрали 117 зубров, 3 лося, 14 ланей, 23 кабана, 36 косуль, 17 волков. За два дня охоты было убито 23 зубра и, конечно, заложен памятник: «Воспоминание высочайшей охоты».

И все же охота не была так истребительна для зубров, как войны, в особенности, первая и вторая мировые войны.

В 1915 году Беловежская пуща, где еще оставалось в естественных условиях около 730 животных, вновь стала ареной военных действий. За 5 лет зубры были полностью уничтожены. 22 зубра были вывезены в Германию. «Последний вольный зубр был убит 9 февраля 1921 года бывшим лесником Беловежской пущи Бартоломеусом Шпаковичем: пусть его имя, подобно имени Герострата, сохранится в веках!», писала Эрна Мор, крупный немецкий зоолог (11, с. 549).

Через два года, а по некоторым данным - в 1927 году, от рук браконьеров в урочище Тигиня погиб последний кавказский зубр.

 В 1923 году на Международном конгрессе в Париже польский зоолог Ян Штольцман предложил создать Международное общество по спасению зубров. Вскоре была издана Международная племенная книга зубров, где каждому был присвоен свой именной номер. В 15 странах мира в зоопарках оказалось всего 56 зубров: 27 самцов и 29 самок – основной материал для племенной работы, притом большинство зубров было уже достаточно старым и не могло воспроизводить потомство. Было изучено и 80 чучел, и 120 черепов, найденных в музеях мира. Благодаря усилиям зоологов многих стран поголовье зубров было восстановлено и увеличено. За спасение зубров в нашей стране мы должны быть благодарны зоологу Михаилу Александровичу Заблоцкому. Но главную роль сыграли немецкие зоологи Лутц и Хайнц Хек, которые скрестили европейского зубра с американским бизоном. Некоторые специалисты подвергли немецких братьев-зоологов критике, но все же не смогли отличить гибрид от чистокровного зубра.

В 1940 году зубры вновь появились на Кавказе. А с 1946 года их стали разводить на территории Беловежской пущи, с 1948 года – на территории современной Росси: в питомнике под Серпуховым, с 1955 – в Хоперском заповеднике, с 1956 – в Мордовском. К началу 1976 года в мире насчитывалось около 1500 зубров, из них 567 в СССР.

Зубры спасены благодаря усилиям ученых. И вновь, остановившись у скульптуры Августа Гауля, мы задумываемся о добре и зле, вечном и преходящем, о материализации и духовности мира, о его устойчивости и равновесии, о творческом прорыве и призыве к мудрости художника-анималиста.

Литература.

Чебуркин Н. Подарок городу: К 75-летию со дня смерти скульптора Августа Гауля. // Гражданин. – 1996. – 15-21 февр. – с.8.

Кундера Милан. Невыносимая легкость бытия. // Иностранная литература. – 1992, № 5-6.

Кузнецова И.С., Лысков А.П. Философия: введение в основной курс: Учебное пособие / Калинингр. Ун-т. – Калининград, 1997, с. 80

Вольский Виталий. Родной край. – Минск: Белорусь, 1964, с. 189

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах, т. 9.  – Ленинград: Наука, 1991.

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: мысль, 1988.- 455с.: ил., с. 203

Заповедники Советского Союза. Под ред. Проф. А.Г. Банникова. – М.: «Колос», 1969, 552 с.  с илл., с. 132

Россолимо О.Л., Малюков М.И. Звери Красной книги СССР: Береги природу! – М.:Педагогика, 1989. – 192 с.: ил.

Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1981. –224 с., ил.

 Банников А.Г. По заповедника Советского Союза. Изд. 2-е, доп. И переработ. М.: Мысль, 1974. – 237 с., 16 л. ил.

Жизнь животных в 6 томах, т. 6. – М.: Просвещение, 1971.

 

 

 

Joomla templates by a4joomla